c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_nataliya-stepanenko-teatr_2.jpgО двух новых спектаклях открывающегося в Калининградском драматическом театре бэби-театра рассказывает режиссер Наталия Степаненко.

«Северное сияние»

— В основе этой постановки очень простая сказка. В один — два с половиной года дети уже хотят праздника, они всё понимают и визуально воспринимают. Сегодня в Калининграде нет спектаклей, которые могли бы им это дать.

У нас есть «Скоморошина».

— «Скоморошина» это не бэби-театр. Это зрелище не только для малышей, но и для взрослых. С его помощью я пыталась донести, что русское это здорово, смешно, забористо, «вкусно». И после спектакля мне некоторые знакомые говорили, что на «Скоморошине» они начали чувствовать себя по-настоящему русскими, ведь это все родное, исконное, многолетние наработки наших предков-актеров.

А «Северное сияние»?

— А «Северное сияние» это совершенно другой жанр, рассчитанный на малышей. Для них мы создадим некое пространство с сугробами — дети будут сидеть прямо на них, рядом со сценой. Получится театр на расстоянии вытянутой руки, в котором нет злодеев, громкой музыки, толпы народа, не нужно выглядывать из-за плеча впереди сидящего, пытаться что-то услышать и увидеть — все близко, камерно, очень уютно.

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_nataliya-stepanenko-teatr_1.jpgЭто будет история про маленькую девочку, которая живет на Крайнем Севере. Приснился ей чудесный сияющий сад, и она со своим другом, белым медвежонком пошла его искать. По дороге им встречались морж, сова, заяц, северная лиса, северный олень. Вместе с ними девочка дошла до края земли, но сияющего сада так и не нашла. И вдруг все небо заиграло разноцветными огнями. «Так вот же сад мой чудесный!» — сказала маленькая девочка.

Сюжет очень простой — путешествие, понятен всем. Ребенок мечтал, ребенок пошел за своей мечтой. По дороге он знакомился с родным краем, его флорой и фауной. Детям понятна логика главной героини — она добрая, общительная. Все дети так видят мир, они открыты каждому встречному, если он не пугает их. Они всем интересуются, каждая травинка, каждая дождинка, свет, радуга, гриб — все для них чудо.

Как и героиня сказки, которая в простом находит чудеса.

— Да. Кроме того, в «Северном сиянии» все звери необычные, зрители по ходу действия с ними знакомятся. Это сказочный, красивый, добрый мир.

В спектакле будут интерактивные вставки: например, олень ищет под снегом ягель, и поскольку дети сидят в сугробах, в какой-то момент они ему начнут помогать; или сова охотится за мышкой, той нужно спрятаться — ее поддержат дети. Действие их все время немножко цепляет.

В конце представления девочка берет огонечек и зажигает все вокруг. И после этого каждый ребенок получит маленький ночничок в подарок — кусочек северного сияния, который можно будет унести с собой как часть сказки.

Я очень люблю камерный театр — здесь можно показать какие-то нюансы, тонкие вещи, плести уютные кружева. Дети в это погружаются, они очень отзывчивые.

В спектакле будут играть артисты или куклы?

— И те, и другие. Артисты — некие снежные жители, которые рассказывают эту историю. У них много ролей, по ходу действия они становятся звездами, метелями и т. д., танцуют, управляют куклами. Всего задействовано четверо актеров, плюс Дедушка Мороз, который раздаст подарки. Традиционного хоровода не будет, но зато детей ожидает наша любимая метель, кто был на «Скоморошине», знает что это. И еще валяние в снегу — это отличный способ «выпустить пар». Когда дети долго сидят и что-то внимательно смотрят, им требуется разрядка. Конечно, мы дадим им возможность порезвиться.

«Машенька и медведь»

— Спектакль «Машенька и медведь» выйдет в феврале. Это тоже бэби-театр, камерный, доступный — дети будут сидеть во дворе некоего деревенского дома.

«Маша и медведь» давно ассоциируется у детей с мультиком, но изначально первоисточник — русская народная сказка, она совсем о другом. В нашей истории ее рассказывают актеры, муж с женой, и создают они ее из того, что у них оказалось под руками. Оба они рукодельники, занимаются ремеслами: он плетет из лозы и бересты, делает свистульки, она занимается лоскутным шитьем, валянием и росписью. И вот готовятся они к ярмарке, все их хозяйство на виду, и попутно из того, что уже нашито, навязано, налеплено, тут же собирают сказку. Такая якобы импровизация. Актеры замечательные — Алексей Грызунов и Мария Авраменко, очень игровые, очень чуткие. Получается забавно, с песнями, танцами и юмором. А в конце каждый ребенок заберет с собой глиняную свистульку — мы сделаем с ними птичий оркестр. И медведь ими будет дирижировать.
Хочется показать немножко другую эстетику, другую игру, чтобы это было не «Лего Ниндзяго» или «Фиксики», а что-то свое, исконно русское.

Когда художница, которая делает «Машеньку и медведя» (Елена Минина из Санкт-Петербурга — прим. ред.), получила от меня задание, она ходила по разным ярмаркам, собирала материалы — там будет очень колоритный берестяной медведь, плетни из лозы, елочки из лоскутных прихваток и рукавичек. Все очень тактильное и уютное, малыши визуально познакомятся с русской культурой. Нельзя этого не знать и не чувствовать.

И музыка, конечно, будет соответствующей?

— Музыкальным оформлением спектакля занимается Андрей Степаненко. Поскольку он руководит оркестром русских народных инструментов, это его тема. Что-то будет аранжировано, что-то специально сочинено.

И в этом тоже видится некая образовательная составляющая.

— А как иначе? Представьте, пришел трехгодовалый малыш к нам на спектакль — где он мог видеть балалайку? В филармонию его не водили, он еще маленький, в садик музыкантов сейчас не приглашают. А тут — вот она. И, кто знает, может, в пять лет он захочет на ней играть? Ведь русская музыка — это здорово, интересно, весело. Тот, кто считает, что русская культура это уныло и старо, ошибается. В ней столько жизни, столько накопленной поколениями любви. Это не может устареть и быть скучным. Андрей умеет делать разную музыку, поэтому я ему доверяю, плюс он действительно очень талантливый композитор. В «Скоморошине» тоже его музыка, думаю, зрители ее оценили — она очень выразительная, игровая. Все должно быть живым, с перцем, бурлящим. Театр для того и нужен, чтобы удивить, убедить, усладить.

В. Берг

Фото — из личного архива Наталии Степаненко

См. также:

Календарь событий

Январь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2020. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с размещением активной ссылки на сайт.