В воскресенье, 4 августа, в Калининграде завершился ХIV Международный музыкальный фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2019.
Фестиваль в последний раз проходил на старой площадке — в 2020 году он состоится на острове Канта. Решение о переносе вызвало неоднозначную реакцию в социальных сетях, но организаторов, начавших эксперименты сначала с составом участников, а потом с количеством сцен, уже не остановить. Насколько оправдано их решение, покажет следующий, пятнадцатый «Калининград Сити Джаз». Пока можно лишь приветствовать их стремление к переменам, поискам новых форматов и привлечению новой аудитории.
Нынешний же фестиваль прошел под слоганом «City Jazz generation» — за четырнадцать лет у его поклонников и постоянных посетителей выросли дети, сформировавшие свои собственные музыкальные вкусы и пристрастия. В качестве примера была названа дочь Андрея Левченко Вика, а программу третьего дня открывал еще один представитель «поколения Сити Джаза» — вокалистка калининградско-немецкого квинтета OxyJazz Оксана Войтенко. Она окончила джазовое отделение консерватории Ганновера, живет, учится и творит в Германии, но родилась в Советске и посещала «Калининград Сити Джаз» в качестве зрителя.
Есть ощущение, что играть джаз для израильтян — так же обязательно, как служить в армии. Каждый год на сцену «Калининград Сити Джаза» выходят все новые и новые израильские музыканты, и каждый раз они производят настоящий фурор. Не стали исключением и Ground Heights. Вокалистка Хеван Мешеша и ее команда — это единый организм, подчинивший танцпол единому ритму и ставший с ним единым целым. «Мне кажется, что в сердце и душе каждого калининградца есть что-то еврейское», — сказал после их выступления Андрей Левченко. Если следовать библейской версии, то это верное утверждение, а джаз, как известно, вообще не знает границ и национальностей.
Последним коллективом, выступившим на «Калининград Сити Джаз» 2019, стал американо-австрийский проект Anduze & The Parov Stelar Horns — зажигательный танцевальный электро-свинг, или свинг-хаус (swing house), созданный Маркусом Фюдерером в 2005 году, плюс уникальный вокал Anduze. Их задачей было подхватить танцевальную эстафету от израильтян и поставить яркую точку в истории старой сцены. Они справились с ней блестяще, сделав незабываемыми последние полтора часа фестиваля. Приковать к себе все внимание публики и заставить ее непрерывно плясать, подпевая на английском — тут нужен не только талант и профессионализм, но и кое-что еще. Что именно — читайте в интервью с трубачом и клавишником группы Марком Остерером (Marc Osterer) и вокалистом Эндьюзом (Anduze).
«Калининград Сити Джаз» 2019 завершился. Он принес много новых открытий и приятных впечатлений, оставил еще один неизгладимый след в памяти и обогатил музыкальную коллекцию Калининграда. Скажем ему спасибо, и до встречи на юбилейном пятнадцатом фестивале «Калининград Сити Джаз» 2020!
Anduze & The Parov Stelar Horns: время, когда мы на сцене, должно быть лучшим
Кому-то нравятся Бах и Моцарт, кто-то любит рэп. Имеет ли, по вашему мнению, значение качественная составляющая в музыке, или всем управляет рынок?
Anduze: Передаю право ответа Марку, как музыканту с классическим образованием.
Marc Osterer: Да, я музыкант с классическим образованием, я сам слушаю Баха и Моцарта. Прежде, чем я стал играть в Parov Stelar, я много лет играл в симфонических оркестрах, потом долгое время был джазовым музыкантом. У каждого музыкального жанра есть своя рыночная стоимость, рыночная привлекательность, каждый жанр находит свою собственную аудиторию. В то же время у каждого музыкального жанра нет определенных границ, в каждом жанре можно достигать качественных высот. Я стараюсь все делать как можно лучше, достигать максимума во всем, что играю, играю ли я Баха или Моцарта или играю в Parov Stelar. Это моя цель — в любом случае отдавать лучшее, что у меня есть.
У всех творческих людей случаются кризисы. Как вы боретесь со своими кризисами?
А: Очень хороший вопрос. Действительно, кризис, провал, черная дыра может случиться у каждого творческого человека. Как это преодолеть? Я думаю, единственное, что нужно делать, это продолжать творить. Мой личный опыт подсказывает, что нужно просто продолжать работать, и рано или поздно ты из тьмы снова выйдешь к свету.
Вопрос больше к Эндьюзу. Скажите, что такого увидели друг в друге самодостаточные артисты — вы и Маркус Фюдерер, что решили завязать партнерство?
А: Я отправил ему на электронную почту письмо с голосовым ремиксом на его песню «Кис-кис», и мы начали сотрудничать. Я был приглашенным артистом на каждом альбоме, выходившем после этого. С прошлого года участвую в живых концертах. А с Марком (Остерером, прим. ред.) мы познакомились в 2016 году, постоянно участвуем во всех проектах, и вообще, мы два американца в этом коллективе, это нас объединяет, мы все время коммуницируем и не перестаем друг у друг учиться.
Когда-то Ньютону упало на голову яблоко, и он открыл закон всемирного тяготения. Маркус Фюдерер нашел винил Билли Холидей и создал электро-свинг. Верите ли вы в случайности, или ваша встреча — все-таки закономерность?
М: Вопрос, скорее, к Марку Фюдереру, потому что это он создатель этого направления, в котором мы всего лишь исполнители. Но, с другой стороны, наверное, многое можно объяснить не то чтобы случайностью, просто электро-свинг — это музыка, которая воспринимает и впитывает в себя очень большое количество стилей. Это может быть и регги, и джаз, и поп, и классика. В таком сочетании случайность играет очень большую роль. Я думаю, что мы просто лидеры этого стиля.
Бытует мнение, что европейцы хороши в исполнении классической музыки, люди с африканскими корнями хороши в исполнении джаза, поп-музыки — жанров развлекательного толка. Актуальна ли эта тенденция при современном космополитизме?
А: Не думаю, что подобное мнение имеет значение в современном мире, но, что касается нашего коллектива, попытаюсь сформулировать. Да, у нас очень разное происхождение, и, благодаря этому, каждый из нас вносит свой вклад в происходящее на сцене. Вот то, что действительно имеет значение.
Быть может, поэтому вы и являетесь родоначальниками стиля электронного свинга?
А: Ответ «да!» (смеется).
Участие в фестивалях — это обычная практика? Ведь фестивали по своему характеру отличаются от сольных концертов. Накладывает ли участие в фестивалях отпечаток на программу, репертуар?
М: Конечно! Действительно, меняется стиль общения с аудиторией, ведь на фестиваль люди идут не конкретно на нас, а просто послушать музыку, послушать других исполнителей, отдохнуть, позаниматься чем-то еще. И это своего рода вызов, потому что нам нужно завоевать их внимание. Когда люди покупают билеты и приходят на концерт Parov Stelar, мы точно знаем, что они уже наши, наша аудитория, и это дает нам определенную степень свободы. А на фестивалях нам нужно привлечь их на свою сторону. Но и то, и другое очень занятно.
А что вы делаете, чтобы привлечь их на свою сторону? Есть готовые решения?
А: Не буду выдавать секретов (смеется), но могу сказать, как я это ощущаю, и каждый раз говорю ребятам перед выступлением — если это время, когда мы находимся на сцене, будет лучшим для нас, то это обязательно передастся нашей аудитории, будет транслироваться ей.
Если представить ваш «фестиваль мечты», кто был бы его участником? Из ныне живущих или когда-либо живших?
А: Номер один — Sade. George Michael, Michael Jackson, Lionel Richie, Prince, James Brown и Billie Holiday.
М: Никколо Паганини. Louis Armstrong. Prince, еще раз Prince и снова Prince. James Brown, Backstreet Boys, Mötley Crüe. Можно перечислять весь день.
Текст — А. Ржевский, фото — В. Берг.
См. также:
Калининград Сити Джаз 2019. День первый: взболтать, но не смешивать
Калининград Сити Джаз 2019. День второй: что такое настоящий хип-хоп
Калининград Сити Джаз 2018. День первый: черный русский и латиноамериканские итальянцы
Калининград Сити Джаз 2018. День второй: импровизации
Калининград Сити Джаз 2018. День третий: deja vu
Калининград Сити Джаз 2017: Мы имеем право на эксперименты!
Калининград Сити Джаз 2017: Радость — главное, что делает джаз
Калининград Сити Джаз 2017: Ну, здравствуй, европейский русский! Ну, здравствуй, город Кёнигсберг!
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2016: На улице идет дождь, а у нас идет концерт
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2016: Get up and dance!
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2016: Лови музыку!
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2015: у джаза нет границ
«Калининград Сити Джаз» 2015: мелодия, выводящая в мир
«Калининград Сити Джаз» 2015: маленькие дела меняют большой мир