c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_nataliya-stepanenko-my-sozdaem_1.jpgО первом калининградском бэби-театре, спектакле «Мой снежный друг» и мастер-классах для детей от 1 года рассказывает режиссер Наталия Степаненко.

Наталия, хочу вас поздравить с открытием театра. Расскажите, пожалуйста, как возникла идея его создания, и что вы планируете в перспективе.

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_nataliya-stepanenko-my-sozdaem_2.jpgЭто моя мечта. С того момента, когда я начала себя видеть в качестве кукольного режиссера. Свой первый самостоятельный спектакль я сделала собственными руками в формате бэби-театра — мой ребенок боялся большого театра, категорически отказывался туда заходить, вопил: «Давай уйдем!» Ему было три года. Позже я узнала, что существует множество детей, которым страшно зайти в большой зал, страшно, когда звучит громкая музыка (звук в колонках отличается от «живого» звука), страшно, когда по сюжету есть напряженная ситуация. Он так переживает, как будто это лично с ним происходит.

Есть люди, которые в три года испугались театра и отказываются до института туда ходить. Все потому, что они просто не были готовы. Поэтому нужен переходный этап, бэби-театр, когда ребенок находится в камерной обстановке, у мамы на коленке или на подушке, действие тихое, камерное, деликатное. И он в нем принимает непосредственное участие.

В нашем камерном кукольном театре будут разные форматы. Но первый спектакль, «Мой снежный друг», пройдет в формате бэби-театра. Это значит, что в зале будет находиться двадцать, максимум — двадцать пять детей. И мы с каждым ребенком в эту историю сыграем. Если он захочет, конечно. Некоторым малышам нужно пройти через два-три спектакля бэби-театра, чтобы они поняли, что театральное действие это интересно и не страшно. Чтобы созрели до больших, красивых постановок. Ребенка к театру нужно подготовить, и мы это будем делать.

У вас есть возможность ставить спектакли в театре кукол и драмтеатре, но вы выходите в свободное плавание, которое сопровождается различными трудностями: аренда, оплата труда, налоги и т. д. — почему? Не страшно с этим связываться?

У меня есть чудесный директор, который берет все организационные вопросы на себя. Он был на моих спектаклях в драмтеатре и театре кукол, они ему очень понравились.

Я давно мечтала о бэби-театре, но внутри большого театра организовать его практически невозможно, потому что спектакли, рассчитанные на двадцать детей, не окупаются. Чаще всего бэби-театры в России либо частные и держатся на энтузиастах, либо создаются в театрах, у которых есть три сцены. Как, например, в Воронеже: большая, на которой идут спектакли для взрослых и школьников, средняя, рассчитанная на детей трех-четырех лет, и малышовская, от года до трех, на двадцать-двадцать пять мест. Ребенок сначала идет в маленький зал, потом, подрастая, в средний, а затем, еще подрастая — в большой. И к тому времени он готов воспринимать действие в другом формате.

В Калининграде нет такого продукта. Бэби-театр, который мы делали в драмтеатре, близок к этому, но поскольку там на спектакль продается шестьдесят — восемьдесят билетов, формат уже другой, менее камерный. Когда я сделала спектакли «Северное сияние» и «Машенька и медведь», я поняла, насколько они востребованы.

Разумеется, я с большим удовольствием буду продолжать сотрудничать с обоими театрами, но наш камерный театр «Морошка» — совсем другая работа. Мы не составляем никому конкуренцию, наоборот — мы готовим зрителей и к театру кукол и к театру драмы. Мы учим их воспринимать театр.

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_nataliya-stepanenko-my-sozdaem_3.jpg c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_nataliya-stepanenko-my-sozdaem_4.jpg c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_nataliya-stepanenko-my-sozdaem_5.jpg

Постоянной площадкой театра «Морошка» будет Центр развития межличностных коммуникаций в парке «Юность»?

Да. Сейчас мы запускаем пилотный спектакль «Мой снежный друг», на новогодний двухнедельный марафон. Сразу после этого начнем готовить репертуар, и 1 февраля откроемся для полноценной ежедневной работы.

Даже ежедневной? Вы говорили, что каждый проект будет собирать разных актеров, но многие из них заняты в каких-то постановках, как решить вопрос с кадрами?

Наши спектакли требуют небольшого количества актеров. Кроме того, каждый спектакль будет в двух составах. И я собираю артистов, которые имеют возможность играть днем. Кроме того, мы пригласим нескольких «свободных художников», они тоже профессиональные актеры. Я буду работать с теми, кому это интересно.

Плюс мы нашли очень интересных партнеров. Наш камерный театр «Морошка», по большому счету, арт-пространство. Оно удивительным образом подтянуло к себе нужных людей. Есть такой независимый проект «Сказка в кармане», где девушка Анна рассказывает народные сказки для самых маленьких. Причем она это делает с использованием природных материалов. Формат похож на наш, но дети после спектакля воссоздают его своими руками.

Жёлуди, каштаны?...

Да. На мой взгляд, это очень созвучная нам тема. Идет развитие творческого начала. Анна будет вести у нас мастер-классы и иногда показывать свои спектакли.
Еще есть «Ярило» — профессиональный театр теней. Александр, его руководитель, создал удивительные спектакли и серию мастер-классов. И он тоже будет работать на нашей площадке.

Еще мы откроем театральную студию для взрослых. Алексей Грызунов, артист Калининградского драмтеатра, будет ее вести. Она рассчитана на творческих людей, которые хотят попробовать себя в качестве актеров. Алексей поставит с ними спектакль. Мне кажется, это востребовано, ведь даже из любопытства пойти, попробовать интересно. Это много о тебе самом скажет, поможет встряхнуться, сцена заряжает. Грызунов хороший преподаватель, он может быстро и доходчиво объяснить, как что делать.

Получается, что «Морошка» это больше, чем камерный театр, это пространство, где дети и взрослые смогут реализовывать свой творческий потенциал?

Да. К нам присоединится потрясающий художник на воде Наталья Андрусова. Мы с ней придумали театр эбру и серию мастер-классов, в рамках которых дети научатся рисованию на воде, игре на перкуссионных музыкальных инструментах и технике речи. Потом они выберут небольшую сказку, нарисуют, расскажут и озвучат ее. В группе пять-шесть человек. В итоге получится три сказки.

Кроме того, мы будем сотрудничать с отдельными музыкантами, дуэтами, камерными ансамблями, у которых есть своя программа, для детей в том числе. Если маме хочется, чтобы ребенок вживую послушал Моцарта, Шопена, другую доступную для понимания классику, короткие, яркие произведения — мы готовы это предложить. И в два, и в три года это уже понятно и можно слушать. Поэтому мы будем делать бэби-концерты для малышей и их родителей.

Например, в Калининграде есть замечательный музыкант Ксения Авраменко, которая играет на пяти видах флейт. С ее помощью мы сделаем концерт-спектакль «Сказки о цветах». Когда она будет играть на одном из видов флейт, на экране, на воде будут распускаться разные цветы. Детям такие вещи нравятся, их это почему-то завораживает. А когда при этом звучит классическая музыка в профессиональном, качественном исполнении — это и развлечение, и эстетическое развитие. Мы сможем вместить на таких концертах до сорока детей, и билеты будут недорогими.

Я посмотрела, билеты на ваш первый спектакль стоят 700 рублей. Понятно, что формат очень камерный, но 1400 рублей за два билета не каждый захочет отдавать.

Возможно. Но этот спектакль требует от нас серьезных материальных вложений. Сюжет такой: маленькая девочка переехала в новый город, в новый дом, а он совершенно белый. И дети, пришедшие на спектакль, должны будут по ходу действия этот большой дом раскрасить. Потом мы устроим метель — это бумажное шоу. Еще у нас будет работать профессиональный фотограф, который сфотографирует каждого ребенка с героями сказки в красивых фотозонах. И если сложить семейный поход в театр, развлекательный центр и фотостудию, затраты получатся больше. А здесь наши гости получат все это в комплекте.

Плюс всего двадцать детей — каждый ребенок принимает участие в представлении. Если бы детей было пятьдесят, то цена была бы ниже. Это история не про деньги, миллионы на ней не заработаешь, это для души. Мы заходим в кафе, тратим 700 рублей, не задумываясь. Поели и пошли. А у нас за те же 700 рублей человек получит радость, яркие впечатления и очень красивые, высочайшего качества фотографии.

Какого плана будут следующие спектакли и сколько будут стоить билеты на них?

Разными. Если спектакль не в формате бэби-театра, один плюс, а для детей постарше, трех-четырех лет, то его смогут посетить до сорока человек, цена сразу будет ниже. Для второго-третьего ребенка предусмотрена скидка 50%.

Будут ли ваши спектакли интересны взрослым?

Те, кто приходил ко мне на «Северное сияние», открывали в себе внутреннего ребенка и с любопытством следили за происходящим. И уходили с ощущением чего-то хорошего, доброго. Мне кажется, взрослым полезно смотреть качественные кукольные спектакли. Я собрала очень крутую команду, которая создает настоящее искусство. Это не развлекаловка из торгового центра за 450 рублей. Это то, что будет развивать душу, способствовать умению любоваться и понимать глубину, красоту окружающего мира. Спектакль, который понятен малышу, будет интересен и взрослому. Мы с удовольствием пересматриваем советские мультфильмы, и нас не коробит, что они детские. Нам так же интересно и весело, как, скажем, нашему пятилетнему племяннику.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о спектакле «Мой снежный друг».

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_nataliya-stepanenko-my-sozdaem_6.jpgЭто история о пустоте, пусть вас не пугает это слово. По мере того, как росли мои дети, я стала лучше разбираться в детской психике и в том, что происходит с детьми сегодня. Мы очень сильно нагружаем детей впечатлениями. Это гаджеты, развивающие клиповость мышления, и мультики, в которых действие разворачивается очень быстро, это постоянные развлечения и обилие игрушек. Стоит ребенку остаться на десять минут в пустой комнате, он начинает звереть и всех донимать — мне скучно, развлекайте меня. Мне в свое время вообще никто не нужен был, я находила чем себя занять. А сегодня вот этой территории тишины и пустоты просто нет. В Японии, например, есть уроки любования природой, дети садятся на красивый берег и смотрят вдаль. Поди, заставь нашего трехлетку посидеть и посмотреть вдаль.

Мне хочется рассказать нашим детям такую историю: осталась маленькая девочка в помещении, где все белым-бело, нет красок, нет развлечений, есть некое белое пространство, пустота. Скучно сразу. Глазу не за что зацепиться, рукам нечего покрутить-повертеть. Что делать в такой ситуации? Наша героиня придумала себе друга, большого, доброго, заботливого — снежного льва. И он ее развлек. И вообще сказка про фантазию, про заботу, про адаптацию. Мы все в глубине души тот самый маленький ребенок, который каждый день адаптируется к меняющимся обстоятельствам. И нам всем всегда страшно, даже если мы этого не признаем и не показываем. В этой сказке тоже показана ситуация адаптации, когда девочка боится идти на улицу, где ей никто не знаком. А нашим малышам придется идти в садик, какие-то развивающие центры, знакомиться на детской площадке.

Как в любом хорошем произведении, в нашем спектакле несколько тем, но для меня важнее всего то, как рождается фантазия ребенка. Снежный лев родился из белого цвета, который казался девочке страшно скучным. А друг ей объяснил: «Да ты что! В белом спрятаны все цвета радуги, это же художественный закон. В белом — сияние, белое — это чистота». Это я сейчас взрослым языком рассказываю, в спектакле все будет проще.

А потом, когда дом раскрасили, лев пропал. Девочка его везде искала, не нашла. Тем временем за окном выпал снег, и она увидела, что сугроб ей подмигивает — лев переместился туда, где есть белый цвет. Потом он стал облаком и луной. И девочка стала искать друга в белом цвете.

Мы создаем территорию тишины и фантазии. Когда ты, глядя на сухую веточку, видишь змею и играешь с ней. Когда в облаках появляется стая рыб, а в твоем доме — джунгли. Откуда в людях способность впускать в себя окружающий мир, подключать воображение и там наращивать разные слои? Это же увлекательно! Мы слишком много развлекаем наших детей, не остается места для скуки и фантазии. Скука пробуждает мозг, мозг рождает миры — если дать ему эту возможность. Поэтому я за то, чтобы создавать для ребенка территорию пустоты и тишины, запускать этот механизм. А мы с помощью спектакля научим как это делать. Мы за то, чтобы дети росли творческими личностями. Продуктивных, ответственных, коммуникабельных воспитать легко, а вот творческих и добрых...

Текст - Виктория Берг, фото - со страницы Наталии Степаненко ВКонтакте.

См. также

Отдых с детьми
Все детские утренники, новогодние представления, ёлки и мастер-классы
Новогодние программы в Калининграде и области
Новый год и Рождество
Культура

Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2020. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с размещением активной ссылки на сайт.