c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_mechtayu-svoej-muzykoj.jpg13 декабря в Калининградской филармонии состоялся концерт Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

Артисты представили калининградскому зрителю симфонию-действо Валерия Гаврилина «Перезвоны». Этот прославленный коллектив не первый раз радует своим мастерством жителей и гостей Калининграда, мы уже писали о нём и истории его возникновения. Поэтому всего лишь несколько слов о капелле и произведении, которое вечером исполнялось.

Датой появления на свет этого коллектива считается 12 августа 1479 года, когда хор певчих дьяков принял участие в освящении Успенского собора Московского Кремля. В течение пяти с лишним веков хор развивался, менялся и совершенствовался. Менялись его руководители и репертуар. В настоящее время художественным руководителем и главным дирижёром капеллы, вот уже сорок пять лет, является Владислав Александрович Чернушенко – профессор, народный артист СССР, лауреат многих премий, обладатель многих почётных званий. Именно с его именем связано возвращение в репертуар Государственной академической капеллы духовной музыки, созданной такими выдающимися композиторами, как Гречанинов, Бортнянский, Чесноков, Чайковский.

Только хор, обладающий необычайно широкой звуковой палитрой, мощным, тембрально богатым колоритом и виртуозной подвижностью звучания, смог справиться с такой непростой задачей - «передать душевную жизнь народа через судьбу одного человека – от рождения, через детство и юность, зрелость». За это произведение в 1985 году В. А. Гаврилину было присвоено звание «Народного артиста РСФСР» и присуждена Государственная премия СССР.

«Перезвоны» громадное художественное полотно, написанное мелодиями, взятыми из народной жизни. Номера действа включают в себя массовые народные сцены вечёрок и посиделок, озорные частушки, монолог героя, размышляющего о вечных истинах, зарисовки вечерней природы, ночных видений. Большую часть текстов композитор написал сам, используя фрагменты русских народных песен. «Смерть разбойника» и «Посиделки» подлинно народные, «Молитва» составлена из фрагментов «Поучения Владимира Мономаха» в переводе академика Д. Лихачева и канонических песнопений. Поэтессой и киносценаристом Альбиной Шульгиной написан текст «Матка-река».

Главным действующим лицом симфонии-действа является хор, исполняющий роль и инструментального аккомпанемента, и декламатора текста. Но вокалисты еще и актёры, создающие красочные образы. Нежных, трогательных русских красавиц, плывущих павушками по сцене; разухабистых, задиристых добрых молодцев; пугающих и разжигающих любопытство сказочных героев, как в «Страшенной бабе», лукавых кумушек в частушках-страданиях. Помогают хору лишь гобой и ударные.

Сольные вокальные партии, дуэты и трио с хором, хоры a-cappella и одинокая дудочка, тоскующая, как человеческая душа, проводят зрителей по дороге жизни человека. Это и предлагал Гаврилин сделать своим слушателям. Тернистый путь начинается с «Весело на душе» и заканчивается бесконечной «Дорогой», «по которой идут люди, поколение за поколением». Именно эти две части обрамляют то, что разворачивается внутри симфонии.

Первая часть, несмотря на оптимистическое название «Весело на душе», вызывает тревогу и ожидание чего-то непредсказуемого, противоречивого. Барабанный бой, мелодия, звучащая на одной высоте, многократно повторяющиеся слова «весело на душе» создают внутреннее напряжение. Готовят к тому, что путь будет не из лёгких. Это же противоречие мы слышим и в «Смерти разбойника». Он и заступник, и разбойник. Грубый мужчина, когда чтец басом обращается к Богу за прощением, и нежный мальчик (исполняется тенором), получивший «мудро наставленье. Милой матушки благословенье». Это двуединство слышится в мелодии «Дудочка», которая связывает почти все части произведения. Она как бы говорит – жизнь продолжается, несмотря на загубленную душу. Пастуший рожок, жалейка, дудочка – народные инструменты, посредством которых выражались в деревнях и любовь, и печать, и жалость. Их негромкие песни-разговоры проникновенны, задушевны. Только в «Скажи, скажи, голубчик» дудочка обретает голос материнский, спрашивающий сына: «Где ты живешь? Что ты поёшь? Что не заснёшь?» Вроде бы просты они, а в подтексте слышится: «Кто рядом с тобой? Отчего не радуешься? Что мешает спать? Так ли жизнь свою прожил?»

Но не только дудочка проходит через всё произведение – колокольные звоны сопровождают каждую часть симфонии. Звоны – неотъемлемая часть, символ Руси. Колокола, колокольчики, куранты, набаты сопровождали русского человека и в горе, и в радости. И здесь мы слышим их то в женских звонких голосах, то в мужских басистых, изящной звукописью в таких музыкальных картинах, как «Ти-ри-ри»: «туды-сюды» - трудно, тяжело раскачивается большой колокол, подголосками к нему - звонкие маленькие. В «Вечерней музыке» день заканчивается призывом к малой вечерне. В «Белы-белы снеги» летит чудо-тройка, под дугой звенят колокольцы, путь-дорога ведёт человека навстречу своей судьбе. «Воскресенье» расцвечено колоколами, ведь в России до 1917 года было около 80 тысяч храмов и монастырей. Представляете, какой звон шёл по Руси великой? Настоящим, не стилизованным, звоном колоколов начинается «Молитва» - кульминационная часть действа. Вокализ низких мужских голосов сопровождает молитву чтеца, в которой он вопрошает: «Зачем печалишься, душа моя?». Но тут вступают женские и следует ответ: «Злоумышляет грешный против праведного». Появляется ощущение скорби, безысходности, но оно очень скоро сменяется верой в лучшее, когда чтец произносит: «Праведных укрепляет Господь. Молод был и состарился, и не видел праведника покинутым, ни потомков его просящими хлеба. Уклонись от зла, сотвори добро, найди мир и отгони зло, и живи во веки веков». Вот он путь, который, по замыслу Гаврилина, с помощью артистов капеллы открылся всем присутствующим в зале. Вокальное мастерство и эмоциональная подача материала покорили всех. Недаром по окончании «Перезвонов» зал долго, восторженно аплодировал артистам стоя. Сбылась мечта композитора: «Мечтаю своей музыкой добраться до каждой человеческой души». Владислав Чернушенко и его хористы были рады такому теплому приему. Руководитель коллектива пожелал нашему региону оставаться не только военным, но и культурным бастионом на Балтике. В знак благодарности артисты исполнили, превратив в театрализованную миниатюру,
известную песню «Вдоль по Питерской».

Н. Гора

См. также

Калининградская областная филармония
Афиша филармонии

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика