Allegro barbaro14 декабря в концертном зале Калининградской областной филармонии состоялась мировая премьера концерта для фортепиано, аккордеона и струнного оркестра «Allegro barbaro» композитора Башкима Шеху.

Произведение исполнялось в рамках концертной программы «Мелодии Адриатики», в котором приняли участие Камерный оркестр Калининградской филармонии, пианистка Шарлен Фаруджиа (Мальта) и аккордеонист Франко Божач (Хорватия).

Как для мировой премьеры, народа в этот день в концертном зале филармонии собралось мало - в общей сложности, не больше трети зала. То ли не по душе соотечественникам современная классическая музыка, то ли сказались конец рабочей недели и мороз. Тем не менее, публика, присутствовавшая на премьере, приняла выступление артистов с большим энтузиазмом, музыкантов несколько раз вызывали на бис, а во время исполнения последнего произведения никто не помчался, как это у нас бывает, в гардероб за одеждой — аплодировали стоя. Это если в общем. Теперь подробнее.

Allegro barbaro, Франко БожачВо время концерта зрители могли услышать самую современную музыку, написанную на рубеже XX-XXI веков тремя композиторами: Массимо Блажковичем, Златко Таноди, Башкимом Шеху. Двое из них — хорваты, третий — албанец, проживающий в Хорватии. Все трое ведут активную преподавательскую деятельность, работают в разных жанрах музыкального искусства.

Прозвучали: «Quasi una sjnatina» Блажковича — по форме классическая сонатина, необычная, современная музыка; «Loop» («Петля») Таноди — с весьма оригинальным началом и ярко выраженными национальными мотивами; «Allegro barbaro» («Варварское аллегро») Шеху — говорят, когда автора спросили, как он может объяснить обрушение звуков в начале произведения, тот ответил в шутку, дескать, открыли улей — пчелы улетели. Данный концерт был написан специально для дуэта «Mascagni» - Шарлен Фаруджиа и Франко Божача, которые и исполнили его впервые для калиниградцев в рамках концертной программы «Мелодии Адриатики». «Allegro barbaro» состоит из трех частей, объединенных единой музыкальной композицией, в нем заложено много разных чувств и настроений, выраженных современным языком — как соло, так и оркестром. Зрители восприняли его по-разному, мнения разделились — от ироничного неприятия, до сдержанного восторга, но равнодушных не было.

Завершили программу три произведения аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, виртуозно объединившего в свое время аргентинское танго, классическую музыку и джаз в новое направление — нуэво танго.
Зрители услышали: «
Milonga del Angel» («Танец ангела»), «Adios Nonino» («Прощай, дедушка») и — на бис - «Libertango». Чудесная, яркая, эмоциональная музыка в виртуозном исполнении.

Allegro barbaro, Шарлен Фаруджиа и Франко БожачЗа пару дней до концерта «Мелодии Адриатики» журналист сайта «Выходной» побеседовал с Шарлен Фаруджиа и Франко Божачем. Молодые, талантливые музыканты рассказали о себе, о своей национальной музыке и предстоящей премьере «Allegro barbaro» .

О себе

Шарлен Фаруджиа

Allegro barbaro, Шарлен Фаруджиа Я играю с тех пор, как мне исполнилось 6 лет. Благодаря этому я побывала во многих странах мира, например, в США, объездила практически всю Европу. Я много выступала с различными оркестрами - в Лондоне, в США, Нидерландах, на Мальте, разумеется, участвовала во многих премьерах для фортепиано, фортепиано и оркестра. Мне эта жизнь очень нравится.

 Почему вы выбрали именно фортепиано?

 Мне всегда очень нравился этот инструмент. У нас дома было детское игрушечное пианино, я на нем играла. Мои родители, которые не были музыкантами, поняли мою любовь к музыке. Это был естественный выбор — фортепиано.

 Есть ли у вас любимые композиторы?

 Больше всего мне нравятся композиторы периода романтизма, однако я с большим удовольствием играю музыку разных периодов и композиторов - я наслаждаюсь тем, что делаю.

Франко Божач о Шарлен Фаруджиа

Будет уместным добавить, что Шарлен называют юным вундеркиндом. Она была очень одаренной с самого детства. В 13 лет она впервые сыграла с Мальтийским филармоническим оркестром (Orkestra Filarmonika Nazzjonali), и стала самым молодым артистом, когда-либо выступавшим с Национальным оркестром Мальты, гастролирующим по всему миру. Она обучалась в Лондонской Королевской музыкальной академии, где встречалась с многими замечательными пианистами, например, с легендарным Гарри Граффманом, который назвал Шарлен «пианистом исключительного таланта». Также она занималась у преподавателя с мировым именем Бориса Петрушанского из Московской консерватории. Она получала множество восторженных откликов как неординарный пианист с отточенной техникой — настоящий бриллиант. В своем творчестве пытается совместить национальную, русскую и мировую культуру.

 Франко Божач о себе

Allegro barbaro, Франко Божач 1Я учился в Хорватии в Музыкальной академии им. Ино Миркович в г. Ловран, которая была аккредитована при Московской консерватории им. Чайковского, у профессора Владимира Балыка (Украина) — композитора и баяниста. Я был воспитан в российских музыкальных традициях, за что очень благодарен преподавателям. Чтобы открыть новые горизонты, я решил сотрудничать с другими музыкантами. Обучался в Лондоне, в Королевской академии — там мы встретились с Шарлен, начали вместе играть. Я выступал со многими оркестрами по всему миру. Мне нравится сотрудничать с различными авторами и исполнителями, ведь результатом такого творческого симбиоза становятся новые произведения для баяна, для которого пишется достаточно мало — особенно для баяна с оркестром. Я записывал материалы для ВВС, МТV, это было достаточно интересно. Очень много выступал в театрах, на телевидении, давал много концертов таких, как сегодня.

О музыке своих стран

Франко Божач

Разница между российской и хорватской музыкой не очень большая, поскольку мы все славяне. У нас есть похожие вещи, но на хорватскую культуру оказали большое влияние Италия и Австрия, находящиеся по соседству, — мы много взяли от них. В регионе, в котором я живу, мы имеем определенный тип пения, который пришел из Турции, что достаточно странно.
У нас много композиторов, которые делали обработки национальной музыки в качестве эксперимента — что-то вышло удачно, что-то не очень, но они это пытались делать.

 Шарлен Фаруджиа

 В истории региона, из которого я родом, было много сражений, Мальту постоянно кто-то завоевывал. Поскольку государство находится близко к странам Северной Африки (Тунису, Египту, Ливии), наша национальная музыка подверглась и их влиянию. Но самое большое влияние на культуру оказали арабы. Даже наш национальный язык является, по большому счету, арабским диалектом. Мы говорим на мальтийском, но на самом деле у него арабские корни. Единственная разница между арабами и нами в том, что мы пишем латинскими буквами.

После арабов Мальту завоевали норманны, потом она перешла к испанцам, Карл V пожаловал ее Ордену госпитальеров Святого Иоанна, называемому еще Мальтийским орденом - они возвращались из Иерусалима из крестового похода. А после этого были французы и англичане. И все эти нации оказывали влияние на нашу культуру. Поэтому мы фактически утратили национальную музыку. Но, тем не менее, в некоторых удаленных деревушках еще можно найти то, что осталось от нее.

После того, как Мальта получила независимость в 1964 году,стали проводиться исследования, появился мальтийский письменный язык — раньше на нем говорили, но не писали, официальные документы велись на английском и итальянском языках. Мы начали восстанавливать свои традиции и делать записи на родном языке. И теперь, благодаря одному из самых известных мальтийских композиторов - Чарльзу Камиллери, который умер несколько лет назад, мы имеем национальную музыку в классической обработке. Ее исполняют во всем мире, но, к сожалению, ее не так много.

 О предстоящей премьере «Allegro barbaro»

 Шарлен Фаруджиа

 В пятницу 14 декабря состоится премьера концерта «Allegro barbaro», написанного албанским композитором, который живет в Хорватии, его имя Башким Шеху. Он написал эту музыку специально для нас — она немного варварская, дикая, в начале много диссонансов между нами и оркестром. Потом будет медленная часть, в середине. В последней части тоже будет немного варварской музыки, но она отличается от первой. Я рада, что могу сыграть впервые это произведение в Калининграде.

 У вас уже была одна репетиция с нашим камерным оркестром — каковы ваши впечатления?

 Да, уже репетировали, нам очень понравилось. Здорово, когда музыканты понимают друг друга с полуслова. Мы имели возможность обсудить разные вещи, например, изменение темпа, интерпретации.
И вообще все были очень заинтересованы в сотрудничестве, хотя для калининградских артистов это была новая музыка. Они сказали — мы не знаем как это воспримет зритель, понравится ему или нет, но давайте попробуем. И делают все, что в их силах, чтобы сыграть концерт в лучшем виде.

 Франко Божач

По моему мнению, когда вы хотите сделать что-то хорошее вместе с другими музыкантами, главное — первое, насколько они хороши как музыканты, а второе - какая в процессе между ними возникает химия. Думаю, у нас все получится.

 


Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика