c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_strasti-na-italyanskom.jpgКалининградский областной музыкальный театр открыл XX юбилейный сезон эпатажной постановкой на итальянском языке.

«Все люди б..., весь мир бардак!» — эта цитата из хулиганского стиха Владимира Маяковского вспоминается после просмотра «Травиаты» по версии художественного руководителя московского музыкального театра «Геликон-Опера» Дмитрия Бертамана.

В одном интервью по поводу своего детища Бертман сказал: «Так как эта опера очень популярна, она невероятно обросла штампами. Пожалуй, "Травиата" и есть самая-самая заштампованная опера. А для артиста это представляет большую опасность, потому что артист выходит не в первозданную природу, а в застроенный небоскребами город, и у него очень мало возможностей что-то сделать. Воздуха нет... Тут очень важен момент освобождения от штампов. Мы пытались их срывать, но при этом рассказать именно эту историю, не меняя ее».

Разумеется, спектакль — прежде всего авторское высказывание, однако в «Травиате» Бертмана самого Бертмана с избытком, а Дюма-сына, по мотивам романа которого некогда написал либретто Ф. Пьяве — жалкие крохи. Романтическая история, о которой автор говорил, что «через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей "Даме с камелиями", но Верди обессмертил её», была сведена до «койки». И на фоне этих бертмановских альковных страстей глубокий лиризм, психологичность и человечность «Дамы с камелиями» меркнут.

Что же, собственно говоря, было показано на сцене?

Доминантой: огромная кровать, вокруг которой строится действие; неистовая баба-гренадёр с плетью, подобно сказочному Карабасу-Барабасу управляющая марионетками-проститутками и их клиентами; имитация сексуальных утех: от орального и группового секса до садо-мазо и — вишенкой на торте — коитуса главных героев.

Секс на театральных подмостках пользовался успехом еще в Древнем Риме. Пьесу Мэй Уэст, поставленную в 1926 году в бродвейском Daly's 63rd Street Theatre, критики разгромили, однако публика на нее ломилась. В наши дни такие известные режиссеры, как Кирилл Серебренников и Лев Додин, заявляют, что театр — это не развлекаловка, а процесс, требующий максимального погружения зрителей, в котором «обнаженка» является одним из средств вышибания из зоны комфорта. И эта концепция тоже имеет спрос. 
Найдет ли своего «потребителя» бертмановская попытка отразить жизнь во всех ее прелестях вне художественного контекста? Вероятно. Ведь помимо воинствующей пошлости в новой «Травиате» есть и выразительная, благородная музыка Верди, и красивые, сильные голоса певцов, и яркие поэтические портреты героев, и множество любопытных нюансов и деталей, над которыми хочется размышлять.

Однако в целом после спектакля остается неприятное послевкусие и ощущение неловкости за руководство театра, решившего хайпануть за счет шумихи вокруг новой оперы.

Виктория Берг

См. также:

Калининградский областной музыкальный театр
18.03.2021. Это не Монтень, не Джон Донн
28.02.2020. Зелёный огонек Гэтсби
30.11.2019. Сергей Егоров: "Если хочешь чуда - сотвори его сам"

07.03.2019. Назад в СССР

06.10.2018. В Музыкальном театре поставили "Иоланту"
02.05.2018. А вы знаете Лермонтова?
Любовь, авантюризм и важные мелочи
Музыкально-фольклорная драма «Бесприданница»
Полюбить Нерона?
Танго для Тангейзера
«Сильва» на сцене Музыкального театра

Календарь событий

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика