Калининградский областной музыкальный театр открыл XX юбилейный сезон эпатажной постановкой на итальянском языке.
«Все люди б..., весь мир бардак!» — эта цитата из хулиганского стиха Владимира Маяковского вспоминается после просмотра «Травиаты» по версии художественного руководителя московского музыкального театра «Геликон-Опера» Дмитрия Бертамана.
В одном интервью по поводу своего детища Бертман сказал: «Так как эта опера очень популярна, она невероятно обросла штампами. Пожалуй, "Травиата" и есть самая-самая заштампованная опера. А для артиста это представляет большую опасность, потому что артист выходит не в первозданную природу, а в застроенный небоскребами город, и у него очень мало возможностей что-то сделать. Воздуха нет... Тут очень важен момент освобождения от штампов. Мы пытались их срывать, но при этом рассказать именно эту историю, не меняя ее».
Разумеется, спектакль — прежде всего авторское высказывание, однако в «Травиате» Бертмана самого Бертмана с избытком, а Дюма-сына, по мотивам романа которого некогда написал либретто Ф. Пьяве — жалкие крохи. Романтическая история, о которой автор говорил, что «через пятьдесят лет никто не вспомнил бы о моей "Даме с камелиями", но Верди обессмертил её», была сведена до «койки». И на фоне этих бертмановских альковных страстей глубокий лиризм, психологичность и человечность «Дамы с камелиями» меркнут.
Что же, собственно говоря, было показано на сцене?
Доминантой: огромная кровать, вокруг которой строится действие; неистовая баба-гренадёр с плетью, подобно сказочному Карабасу-Барабасу управляющая марионетками-проститутками и их клиентами; имитация сексуальных утех: от орального и группового секса до садо-мазо и — вишенкой на торте — коитуса главных героев.
Секс на театральных подмостках пользовался успехом еще в Древнем Риме. Пьесу Мэй Уэст, поставленную в 1926 году в бродвейском Daly's 63rd Street Theatre, критики разгромили, однако публика на нее ломилась. В наши дни такие известные режиссеры, как Кирилл Серебренников и Лев Додин, заявляют, что театр — это не развлекаловка, а процесс, требующий максимального погружения зрителей, в котором «обнаженка» является одним из средств вышибания из зоны комфорта. И эта концепция тоже имеет спрос.
Найдет ли своего «потребителя» бертмановская попытка отразить жизнь во всех ее прелестях вне художественного контекста? Вероятно. Ведь помимо воинствующей пошлости в новой «Травиате» есть и выразительная, благородная музыка Верди, и красивые, сильные голоса певцов, и яркие поэтические портреты героев, и множество любопытных нюансов и деталей, над которыми хочется размышлять.
Однако в целом после спектакля остается неприятное послевкусие и ощущение неловкости за руководство театра, решившего хайпануть за счет шумихи вокруг новой оперы.
Виктория Берг
См. также:
Калининградский областной музыкальный театр
18.03.2021. Это не Монтень, не Джон Донн
28.02.2020. Зелёный огонек Гэтсби
30.11.2019. Сергей Егоров: "Если хочешь чуда - сотвори его сам"
07.03.2019. Назад в СССР
06.10.2018. В Музыкальном театре поставили "Иоланту"
02.05.2018. А вы знаете Лермонтова?
Любовь, авантюризм и важные мелочи
Музыкально-фольклорная драма «Бесприданница»
Полюбить Нерона?
Танго для Тангейзера
«Сильва» на сцене Музыкального театра