Эскиз к спектаклю "Гофман. Страницы" в Калининградском театре куколРежиссер Наталия Степаненко о спектакле «Гофман. Страницы», премьера которого состоится в Калининградском театре кукол.

- Наталия, расскажите, пожалуйста, о том, как появилась идея спектакля.

- Мы с Михаилом Анатольевичем (Андреевым, художественным руководителем Калининградского драматического театра — прим. ред.) еще до пандемии собирались сделать к юбилею Гофмана бродилку для взрослых. Такой интерактивный, иммерсивный спектакль, Наталия Степаненко, режиссер спектакля "Гофман. Страницы"погружающий зрителей в манкую, загадочную атмосферу. Но у пандемии свои планы, проект свернулся.

А потом возникла идея перенести спектакль в Калининградский театр кукол. Это очень давняя мечта. Я узнала, что Гофмана многие не читали. То есть все знают, что он здесь жил, может, одно-два произведения в памяти с детства сохранились, но в основном это просто знакомство с названиями. А ведь это уникальная история места, в котором мы живем. Гофман здесь родился, впитал атмосферу, может многое рассказать о нашем мире. У него же особое зрение — художника, мастера. И мне хотелось прикоснуться к этому, почувствовать самой.

Получился такой, грубо говоря, тизер к творчеству Гофмана. Я взяла страницы из его произведений, коснулась некоторых историй его героев и превратила все это в единый фантастический калейдоскоп. Автор стал главным героем нового произведения — оно называется «Гофман. Страницы». Это рассказ про Гофмана и его героев: как он их сочинял, как с ними воевал, как любил, как возлагал на них надежды. Оправдали они их или нет, не знаю. У писателя всегда очень личные отношения со своими героями, непростые.

- Имеют ли что-то общее либретто вашего спектакля и «Сказок Гофмана» Оффенбаха?

- Совсем нет. Это такая авторская интерпретация, очень кинематографичная. Как сон с участием множества персонажей Гофмана. У меня к каждому из них вопросы — и я их задала (смеется).

- А ответы нашли на них?

- В процессе. Как мы можем найти ответы, если еще премьеры не было? Мы их вынесем на площадку, они прозвучат, а там видно будет.

- Сколько сказок вошло в спектакль?

Эскиз к спектаклю "Гофман. Страницы" в Калининградском кукольном театре- Пять. Начинается все с «Золотого горшка», там эпизод про Серпентину и Ансельма и Веронику и Ансельма — мы взяли любовную линию. Далее «Крошка Цахес», самый развернутый кусочек: предисловие, рождение Цахеса, то, чего мы не читаем в сказке Гофмана. Зрители увидят фею, горожан, которые сильно недовольны ее присутствием, Кандиду, возлюбленную Цахеса, и Бальтазара. Потом появляются кот Мурр с Гофманом — мы расскажем, как возник такой персонаж. Следующее — «Песочный человек». Натаниэль, Песочный человек и Клара, их любовная линия; рассказ о том, что им мешало и как они все это преодолевали. Последним произведением стал «Щелкунчик». Тоже такая взрослая интерпретация — Щелкунчик, Мари, Дроссельмеер и Мышиный король.

- Получается, что основная сюжетная линия спектакля это любовь и отношения между людьми?

- В общем, да. Там в основном лирические любовные перипетии. Гофман как-то по-своему все это чувствует, очень остро. Я брала те вещи, которых нет у Гофмана, например, рождение Цахеса. Для меня было важно происхождение такого персонажа: кем была его мама, почему он именно таким стал.

Гофман рассказывает свои истории языком притчи, он не объясняет события — это сказка и все. Они не имеют у него психологических подводок, а мы попытались разглядеть человеческую суть вещей. Но это опять же интерпретация, очень личные взгляды. Может быть, со мной многие не согласятся, интересно подискутировать на эту тему.

- Будет ли после премьеры спектакля обсуждение? После сдачи «Медведя» зрители могли высказаться, любопытно было послушать их мнения.

- Давайте сделаем. Очень непросто брать материал, который здесь рожден, и пытаться перенести его на сцену — это же не пьеса, нет конкретных авторских ремарок. Плюс мы старались увидеть что-то между строчек, и каждый увидел свое. Поэтому было бы очень интересно поговорить после премьеры.

Немного страшно — мы сделали пластический спектакль, в котором практически нет слов, только вначале у проводников вводные какие-то, несколько фраз. И в финале. А так весь спектакль — это язык пластики, музыки, кукол. Плюс куклы имеют некоторую сакральную обобщенность. В спектакле будет несколько героев в куклах. Например, змейка Серпентина, Крошка Цахес, Щелкунчик, Мышиный король, кот Мурр. А Натаниэль вообще странная кукла, два в одном: актер в маске и поясная кукла. Натаниэль настолько сросся со своим страхом, что это уже не отдельная личность, это вросший в него страх. Может быть, поэтому трагический финал был неизбежен — герой мог избавиться от страха, только избавившись от самого себя.

- Как вы думаете, будут ли понятны все эти смыслы? Язык пластики довольно сложен для неподготовленных зрителей.

Эскиз к спектаклю "Гофман. Страницы" в Калининградском кукольном театре- Есть такой рецепт: если ничего не понимаешь, просто наблюдай за происходящим на сцене. Отключи голову, насладись тем, что ты понимаешь и видишь здесь и сейчас. Интерпретации дело хитрое, нужно очень хорошо знать текст, чтобы понимать — ага, эту сцену решили так-то потому-то. Поэтому лучше довериться чувствам.

- О технической стороне. Сколько актеров занято в спектакле?

- Одиннадцать. Это самый большой по количеству актеров спектакль из тех, что я ставила в Калининграде. Целый хор, только пластический, хоровое массовое существование.

У нас восхитительный композитор, Андрей Степаненко. Он написал такую музыку, что, мне кажется, Гофман гордился бы — настолько она «его». Болезненная и в то же время чувственная, жаждущая укрытия и любви. Совершенно восхитительная музыка.

Композитор и хореограф спелись. Есть в театре такое задание — «руки-музыка», когда ты должен услышать музыку и пластикой рук ее визуализировать. А в нашем спектакле хореограф визуализировал музыку посредством тел и кукол.

Работа шла в несколько этапов. Сначала мы сделали сцены, потом приехал хореограф, поставил все пластические куски, затем она приехала еще раз, и мы собрали всю драматургию с хореографией и музыкой — слоями. В итоге создается очень сильное впечатление, потому что все это остро, динамично.

- В спектакле задействованы только актеры театра кукол или есть приглашенные?

- Я пригласила двух актеров Калининградского драмтеатра, мне необходимы были Мари и принц. Мари — Маша Авраменко, принц, он же Щелкунчик — Павел Самоловов. Плюс у нас новый актер Александр Кузнецов, мой друг, однокурсник, один из лучших кукольников России. Только ради того, чтобы посмотреть его работу, стоит прийти на спектакль. Он артист от Бога, из династии кукольников Варжало. Бесконечно благодарна ему за его вклад в этот спектакль, потому что он там жжет (смеется).

- Какими будут декорации?

 Спектакль "Гофман. Страницы", рождение Цахеса- Нет там декораций. Черное пространство, свет и герои. Это как выхваченные страницы, киношный момент. Декорации и не нужны, потому что сцена — некое метафизическое пространство головы автора, в котором рождаются всякие образы. Оно не терпит стульев. Нет, конечно, когда лавка будет нужна, мы ее вытащим, но не стоит искать в ней скрытые смыслы.

- «Гофман. Страницы» — спектакль для взрослых, который ставится специально для вечерней сцены. Он войдет в репертуар Калининградского театра кукол?

- Очень надеюсь на это.

Текст - Виктория Берг, иллюстрации - Наталия Степаненко

См. также

Афиша Калининградского театра кукол
Калининградскому театру кукол — 55!
Наталия Степаненко: Разреши себе любить
Наталия Степаненко: Мы создаем территорию тишины и фантазии
Наталия Степаненко: Театр нужен, чтобы удивить, убедить, усладить
Скоморошина: напеться, прохохотаться, выплеснуть энергию
В театр приходят за счастьем

Календарь событий

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика