Реплика деревянного ботика «Святой Николай», выполненная в натуральную величину, вошла в состав исторической флотилии музея.
С петрозаводской верфи деревянного судостроения в Калининград доставили реплику «дедушки русского флота» – ботик «Святой Николай». На такой же лодке молодой царь Петр I в 1688 году получил первые уроки судовождения по Яузе и Просяному пруду в селе Измайлово под Москвой. С легкой руки Петра I уже в 1722 году его стали называть «дедушкой русского флота». Этот миниатюрный корабль стал символом российского регулярного флота, строительство которого началось благодаря петровским морским преобразованиям.
Открытая парусно-гребная шлюпка, так называют этот тип судна карельские корабелы, уже прошла свои первые морские испытания. Мастера из Петрозаводска изготовили его из тех же материалов, что и оригинал. Ботик длиной чуть больше шести и максимальной шириной два метра управляется 10 членами экипажа. По своим размерам он близок к современному шестивесельному ялу, но немного тяжелее. Отдельного внимания заслуживает декор судна. На бортах – чередующиеся треугольники белого, синего и красного цветов. Кормовые фальшборты покрыты росписью ритмически повторяющихся завитков растительного орнамента. Гакаборт ботика украшен композицией с фигурой Святого Николая, ниже композиции, на самом транце, помещены стилизованные маскароны, сочетающие черты головы льва и человека.
Оригинал уникального экспоната петровского времени хранится в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге, а его реплика разместилась в Петровском центре во Фридрихсбургских воротах. Официальная презентация ботика Петра I «Святой Николай» состоится 25 января в рамках празднования Дня штурмана и открытия выставки «Флоту быть!» на территории Фридрихсбургских ворот. Первая навигация для бота запланирована уже летом 2025 года – в рамках ежегодных музейных мероприятий.
См. также
Музей Мирового океана
Фридрихсбургские ворота
В Калининграде прошла парусная регата Миля Витязя
Светлана Сивкова: Если кто-то поднимает парус, то это крепкие духом люди