Первое, на что обращают внимание туристы, сходящие с парома на Балтийской косе — огромные ангары с полукруглыми перекрытиями, расположенные в непосредственной близости от причала. Это остатки сооружений аэродрома Нойтиф, построенного для гидросамолетов Люфтваффе в 1939 году. С 1945 по 1997 год на аэродроме базировалась авиация Балтийского флота.
Строительство аэродрома, предназначенного для базирования обычных и гидросамолетов Люфтваффе, велось с 1934 по 1939 год. За это время на зыбком песчаном грунте косы был создан уникальный комплекс сооружений, включавший ангары для самолетов, складские, технические и административные здания, радиоцентр. Бетонные взлетно-посадочные полосы, расположенные в виде буквы Х, позволяли самолетам взлетать и садиться при различном направлении ветра. Для защиты гидрогавани от штормов возвели два волнолома. Свое название аэродром получил от небольшого рыбацкого поселка, основанного на косе Фрише-Нерунг еще в XVII веке. Нойтиф был единственным аэродромом в Восточной Пруссии, не имевшим сухопутного сообщения с «большой землей».
В апреле 1945 года аэродром подвергался бомбо-штурмовым ударам советской авиации и артиллерийским обстрелам, но в целом его инфраструктура сохранилась, и в послевоенное время он использовался ВВС Балтийского флота.
В 1950-1952 годах была проведена реконструкция летного поля. Одна из взлетно-посадочных полос удлинена до 2000 метров, ее ширина увеличена до 60 метров, к ней подведены дополнительные бетонные рулежные дорожки.
C 1947 года на аэродроме «Коса» базировалась 17-я отдельная морская дальнеразведывательная авиационная эскадрилья, , имевшая на вооружении гидросамолеты (в 1961 году переименована в 17-ю отдельную противолодочную эскадрилью дальнего действия). С 1952 по 1960 год на аэродроме «Коса» дислоцировался также 246-й гвардейский истребительно-авиационный полк. 1 октября 1971 года из состава 17-й эскадрильи и 759-го минно-торпедного авиационного полка была сформирована 49-я отдельная противолодочная авиационная эскадрилья дальнего действия (49-я ОПЛАЭ ДД).
Балтийская коса в это время являлась закрытой территорией, куда был запрещен доступ гражданских лиц. В 1995-м году военные летчики оставили косу —
эскадрилья была передислоцирована на аэродром Храброво. Один из принадлежавших ей самолетов Бе-12 в настоящее время является экспонатом Музея Мирового океана.
После ухода военных аэродромные сооружения долгие годы стояли заброшенными. В конце ноября 2018 года собственник ангаров бывшей авиабазы приступил к их демонтажу с целью сдачи на металлолом. Благодаря вмешательству неравнодушных граждан, работы удалось приостановить, а автономная некоммерческая организация «Старый Люнет» подала заявление в региональную службу охраны памятников о включении комплекса зданий аэродрома Нойтиф в реестр объектов культурного наследия. В настоящее время вопрос о его будущем находится в стадии решения.
Координаты GPS: 54.624677, 19.880498
Аэродром Нойтиф на карте Калининградской области:
См. также:
- Балтийская коса
- Отдых на Балтийской косе
- Расписание паромов на Балтийскую косу
- Форт «Западный»
- Форт «Восточный» в Балтийске
- Парково-музейный комплекс «Старый люнет»
- Балтийск — Пиллау
- 21.09.2020. Ангар на Балтийской косе признан объектом культурного наследия
- 07.04.2020. На Балтийской косе прошли противопожарные учения
- 28.01.2020. Жители Балтийской косы бьют тревогу
- 06.11.2019. Военные тайны самой западной точки России
- 25.07.2019. Валерия Надымова: уникальность Балтийской косы надо сохранить
- 06.07.2015. Противопожарный рейд по Балтийской косе