Филиал Музея Мирового океана "Морской выставочный центр" находится в городе Светлогорске, Калининградской области, в здании МКК "Янтарь-холл".
На двух его уровнях располагается не имеющая аналогов в России выставка "Люди моря". Давайте совершим небольшую виртуальную экскурсию по её залам.
Начнем с названия. "Люди моря" - очень объемное понятие, поскольку 70 процентов земного шара занимает вода. Значит, все мы, в той или иной степени, люди моря.
Большая планшетная выставка, посвященная странам Балтийского моря, располагается сразу же при входе в Морской выставочный центр, с правой стороны. Здесь можно познакомиться с основными исходными данными региона, а находящиеся рядом интерактивные столы (Table Touch) дополнят наглядную информацию географическими картами, сведениями о море и народах, живших и живущих на его берегах, представят возможность проверить свои знания, ответив на вопросы викторины. Сняв с книжной полки понравившееся издание и уютно устроившись здесь же за столиком, можно почитать или полистать альбомы с фотографиями - размеренность и покой нарушают только юркие рыбки в аквариуме.
Следуя по нарисованным на полу стрелам, спускаемся в цокольный этаж, здесь располагается часть экспозиции под названием "Плыть необходимо". Несколько ступеней вниз - и вы попадаете в мягкий полумрак, где под приятную музыку занимаете место в пляжном кресле, снабженном наушниками, на пуфе или шезлонге - чтобы полюбоваться красочным фильмом, демонстрирующемся на огромном экране, рассказывающем об обитателях подводного царства и наших соседях по огромному дому, имя которому – Земля. Рыбы клоуны, бабочки, попугаи, крылатые зебры, морские коньки, хвостоколые скаты, императорский ангел – первый красавец южных морей, мудрая черепаха, яркие кораллы - зрители совершают своеобразное морское сафари. Находящиеся в зале несколько лодок и яхта с белыми парусами только усиливают состояние участия в морской прогулке. Левее от экрана, за стеклянной витриной, расположена импровизированная мастерская по реставрации лодок, в которой планируется работа мастеров в реальном времени. Пока только по стендам можно познакомиться с этапами работ и приемами. Чуть позже здесь будут проходить интерактивы, к которым сможет присоединиться любой желающий.
Вдоволь налюбовавшись красотами морскими, отправляемся в соседний зал, где представлены ритуальные предметы самых воинственных племен с острова Новая Гвинея – папуасов, асматов и дани, до сих пор живущих в каменном веке. Например, асматов когда-то называли "охотниками за головами". Они считали естественной смерть только маленьких детей и глубоких стариков. Гибель же других связывали с кознями врагов, черной магией или злыми духами, с которыми обязательно нужно бороться и добывать головы своих недругов, как акт отмщения. В наше время они занимаются собирательством, охотой и скотоводством.
Головные уборы с перьями казуаров, вязаные кольчуги, украшения из перьев, бусин и раковин, ритуальные ножи, различные статуэтки божков можно долго рассматривать, любуясь искусной работой мастеров.
Стену за витринами украшает ряд резных и расписанных щитов. Они имеют совсем непривычный для нас вид. Очень высокие и узкие, а сверху украшены вырезанной человеческой головой. Отсутствие оной означает, что обладатель щита или уже ушёл в мир иной, или находится в плену. Кстати, о головах, за стеклом витрины вы сможете полюбоваться ими – настоящими, не репликами. Если таковая украшена бусинами, раковинами и без изъянов, то она принадлежит члену племени. Если же, например, отсутствует нижняя челюсть, то перед вами череп врага. Нижнюю челюсть, обычно, воины преподносили своим возлюбленным в качестве подарка.
На этом же этаже находятся два симпатичных уголка: зона релакса - грот с живыми рыбками и гордо восседающем на жердочке попугаем и "хижина Миклухо-Маклая", где будут проходить интерактивные занятия с детьми.
Главным акцентом зала является почти трехметровая фигура бога-покровителя обезьян, над которой в стремительном полете застыли копья и стрелы, словно выпущенные из луков воинов, чья настоящая жизнь возвращает нас в далёкое прошлое.
Поднимаемся по спирали вверх (история ведь развивается по спирали, утверждал древнегреческий философ Ксенофонт почти 2500 лет тому назад), на первый этаж и начинаем знакомиться с уникальными культурами острова Бали, полуострова Индостан и материковой части Юго-Восточной Азии. В этом зале представлены предметы из дерева, искуснейшим образом обработанные резьбой, картины, написанные растительными красками (одну из них Матишеку - собирателю коллекции, подарил первый президент Индонезии Сукарно), статуэтки различных богов.
Среди них особо выделяются: реплики трех изумрудных и одного покрытого сусальным золотом Будды, золоченые фигурки трех времен года (прохладного, дождливого и жаркого) и дней недели, костяное изображение печальной женщины – китайской богини печали и плача Гуан-тянь, людской помощницы при бедах, мифическая ездовая птица бога Вишну с телом человека, но с клювом и крыльями – Гаруда. Ей было дано право пожирать "дурных людей", отсюда и имя "пожиратель" (в переводе). Гаруда - пожиратель людских сомнений. Как национальный символ она изображена на гербах Индонезии, Таиланда, Улан-Батора. А еще ее помещали на боевые знамена калмыцких воинских частей в Российской империи.
Здесь же находится Барон – мифический покровитель и защитник Бали от злых сил. Глядя на зверя, похожего на мохнатую зубастую собаку с человеческими ногами, никогда не подумаешь, что это добрейшее божество. Его изображение в жизни можно встретить в виде статуй, резных фигурок, масок, принтов на футболках, украшений и татуировок. Его могут выбрать своим покровителем и посетители Морского выставочного центра - положив монетку в укромный уголочек. Пусть охраняет от королевы демонов Ранды, пожирательницы младенцев, предводительницы ведьм, применяющей в борьбе добра со злом черную магию, и принимающей множество обличий.
Сакральные кинжалы крисы. Удивительны тем, что ни одно национальное оружие мира не впитало в себя своеобразно и органично историю, традиции и верования народа. Своеобразный нож с волнообразным клинком, странными ножнами и причудливой рукоятью по поверьям может убивать на расстоянии, летать, а постукиванием в ножнах предупредить хозяина об опасности. Количество изгибов на клинке не произвольно, они несут определенную информацию. Три волны означают верность и удачу, пять – любовь, уважение людей к человеку, несущему знания – учителю, ученому, гуру, семь – честность, порядочность, достоинство, девять – выдержанность, невозмутимость, лидерство, одиннадцать – благородство, великодушие, изобилие, тринадцать – силу, мощь, миролюбие, стабильность жизненных устоев. Прямые же клинки символизируют уверенность в своих силах и интеллект. Клинки свидетельствуют, что островитяне знали технику дамаскирования и владели искусством ковки дамаска.
Впечатляют терракотовые воины первого императора династии Цинь, объединившего Китай и соединивший все звенья Великой стены в 210-209 годах до н.э. Конечно это реплики, но по ним легко можно представить, как выглядят оригиналы. 8099 полноразмерных фигур воинов и их лошадей стоят в боевом построении у гробницы императора. Каждая из фигур - настоящее произведение искусства, т.к. выполнялись они в индивидуальном порядке, вручную и имели портретное сходство с реальными людьми. Что интересно - это терракотовое воинство было вначале снабжено настоящим боевым оружием, но через четыре года после смерти Цинь Шихуанди в стране вспыхнуло восстание и бунтовщики, вскрыв некрополь, забрали оружие, заменив его бронзовыми и оловянными аналогами.
Около тысячи предметов декоративно-прикладного искусства переносят посетителей в мир первобытных племён, таинственных религий и непревзойдённого мастерства туземных художников. Об экспонатах можно рассказывать много и долго, но лучше один раз увидеть, чем сто услышать. Приходите!
Адрес филиала Музея Мирового океана "Морской выставочный центр": Калининградская область, г. Светлогорск, ул. Ленина, 11.
Тел. (40152) 240 70, 240 60
Морской выставочный центр работает с 11.00 до 19.00, с двумя выходными - в понедельник и вторник.
Стоимость билетов: 150 - 250 руб.
Экскурсии проводятся для групп от 10 человек. Если группа имеет численность менее 10 человек, то посетители дополнительно приобретают билеты на недостающее число людей.
Организованные группы детей до 16 лет могут посетить выставку только в формате экскурсии.