Ростов-на-Дону родился в 1749 году. Сначала это была крепость Святого Дмитрия Ростовского. Она охраняла границу России, которая тогда проходила по Дону. Но пока крепость строили, граница ушла далеко на юг, к Кавказу, и, не сделавшую ни одного выстрела крепость, срыли. По крепости успел походить Пушкин, крепость инспектировал Суворов.
Тогда в городе было несколько домиков и церквушка. В XIX веке через Ростов провели железную дорогу, и получилось, что город оказался на перекрёстке нескольких дорог, его порт привлекал заводчиков и купцов. Так Ростов и стал купеческим островом среди казацкой Области Войска Донского.
Рубеж XIX-XX веков: в Ростове-на-Дону строительный бум. Современные помпезные здания на центральных улицах, старые купеческие дома - ниже центра, по направлению к Дону. Некоторые из них в очень плохом состоянии. Прогуляться по старым Ростовским улочкам интересно - они зелёные, живописные, кое-где вымощенные самым настоящим булыжником. Транспорта там почти нет.
Экскурсия 1
За целый век с бывшими купеческими домами такого понаделали, что теперь можно только догадываться, каким был их первоначальный облик. Архитектурные стили купеческого Ростова - сплошь эклектика. Посмотрите – убедитесь сами.
<= Тут мне понравились резные каменные (скорее сего известняк) наличники второго этажа.
А какие тут роскошные колонны =>(справа они закрыты плющом). Верхний карниз – из обточенных каменных блоков: кирпича этим купцам было мало!
<= Спуск завершается зданием мореходного училища (улица Седова). Типичный вид одного из спусков: булыжная мостовая, одно-двух-этажные дома с высоким парапетом и деревья, садики...
Одно из зданий мореходного училища =>
<= Дворик: железная лестница, лоскутная раскраска «своей» части «балюстрады»... Что там было в начале 20 века?
Спуск довольно крутой: цокольный этаж «верхней части» – подвал, а «нижней части» - настоящий первый этаж. На доме сохранилась дата постройки (1897) и инициалы прежнего владельца – «И.Г.».
<= А здесь мне показался занятным орнамент в простенке.
Балконы – новодел. У крыльца любопытный навес. Фундамент дома (тот же известняк) сильно «источен», кладка стены кое-где разошлась. Явно тут был еще один дом, стоящий ниже по улице. Но дом стоит!
Эти дома - «посолиднее» (по бывшей Почтовой улице, ныне Станиславского). В начале 20 века набережной у Дона не было, там были склады, пристань, и зажиточные люди предпочитали селиться как можно «выше».
<= Тут интересны стрельчатые окна на втором этаже. Мезонин – новодел.
Дома по бывшей улице Бекетовской (ныне Социалистическая). Это уже центр города.
Остатки былой роскоши.
Экскурсия 2. Парамоновские склады
Купец Парамонов Елпидифор Трофимович был родом с верхов (казаки на Дону делились на верховых - бедных и низовых - зажиточных. Вторые жили на Нижнем Дону), свое дело в Ростове-на-Дону организовал в конце XIX века. В основном он занимался помолом донской пшеницы на своих мельницах, перевозил её на своих же кораблях по Дону, имел несколько шахт. Купец создал цикл по производству муки и её перевозки покупателям (даже топливо у него было своё). Он был видным предпринимателем и даже умер во время торгов на Ростовской бирже в 1909 году. О значении его бизнеса в Ростове говорит хотя бы тот факт, что когда в 1896 его мельница сгорела, цены на хлеб подскочили в два раза!
Парамонов имел на пристани два мучных склада, но народ ему приписывает весь комплекс складов (сохранилось около десятка). Склады были построены под крутым берегом у Дона, они охлаждались естественным источником: чистейшая вода, но сильно минерализована.
Вот по этим местам мы и пройдемся.
Это старая фотография Берег Дона тут очень высок
Парамоновской мельницы
<= А это и есть один из корпусов. Фото сделаны в декабре, летом из-за зелени мало что увидишь, так зарастают строения.
Удобного спуска к Дону в районе складов нет, есть пешеходная дорожка =>
Один из корпусов склада. Cтроение укреплялось от сползания к Дону.
Несколько корпусов. Через развалины пробил себе путь ручей.
<= Внутри одного из корпусов – целый бассейн чистой воды. Проходы в этом корпусе запрудили, бассейн достаточно глубок.
Там любят плавать. А с балки, что сохранилась, мальчишки летом даже ныряют: глубина позволяет.
<= Ниже этих складов – нижний ярус. Вот его и видно через проём.
Разумеется, развалины «охраняются» городскими властями. Вот даже забор поставили и ищут спонсора, который бы обуродовал это место. А на переднем плане – бюст Ушакову.
<= А это Ворошиловский мост через Дон.
Этот береговой пал был отлит на заводе Пастухова (промышленник Пастухов Дмитрий Александрович (1845 – 1909), имел на территории Войска Донского несколько металлургических заводов) в 1899 году. В том году А.П. Чехов написал свою «Душечку». Ирония судьбы - швартуется к палу теперь теплоход «Антон Чехов».
<= Вот такой ягодный декабрь. Набережная.
На набережной много кафешек. Одна из них называется «Колхоз». Именно от «Колхоза» бежит (с 50-х годов XX века) с факелом эта живописная группа: впереди негр, за ним китаянка, а потом поспешает европеец. Девушка с веслом тут и рядом не стояла.
<= Катер под быками Ворошиловского моста.
Снимок из автомобиля: здание гостиницы «Якорь» и речного вокзала, где давно нет ни гостиницы, ни речного вокзала.
<= Это уже архитектура 70-х годов ХХ века. Проспект Будённовский. Как сказал Михаил Светлов,
«много милого и простого
есть у города Ростова,
два проспекта «пути пройдённого» -
Ворошилова и Будённого».
Будённовский проспект (при царе – Таганрогский) – самый удобный спуск к Дону. И за девятиэтажками конца XX века проглядывает здание начала ХХ века. Начинается центр города.
Специально для портала «Выходной» В. Морж