c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image001.jpgСовременный Страсбург известен каждому живущему на планете в связи с Судом по правам человека. В 1949 году большинство стран Западной Европы решили создать единую международную организацию и местом ее расположения был выбран Страсбург. В 1964 году появляется Дворец Прав Человека, в 1976-м – Дворец Европы, в котором проходили сессии Парламентской Ассамблеи, но, вскоре, для этих целей было построено новое здание – здание Парламентской Ассамблеи. Чем занимается эта организация знают все. А вот как оно выглядит…..

Перед архитекторами стояла сложная задача : попытаться представить европейскую культуру и историю континента с видениями сегодняшнего для и демократическими основами общества. Парижская «Архитектурная студия», которой был поручен проект, вплела в конструкцию здания все, что только возможно – элементы классицизма и барокко, от круга Галилия до эллипса Кеплера, синтеза особенностей геометрической структуры Галилия, анаморфоз Борромини и эллипса Кеплера и Гонгора (момента неподдельной неуравновешенности в геометрии). В отличие от большинства официальных зданий, созданных для депутатов всех рангов и мастей, двери Дворца всегда открыты для желающих, и большой двор, в виде эллипса, радушно примет каждого. Зал заседаний, под огромным куполом, обращен к реке и через его стеклянный фасад вы можете проследить, чем занимаются парламентарии. Такое вот решение демократического образа Европы.

Игры в дc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image003.jpgемократию меня мало интересуют, а вот история города и его красивейшая архитектура пленяют воображение. Территория, на которой стоит Страсбург, была известна уже в Бронзовом веке. В 12 г. до р.х. римляне завоевали поселение Аргенторатум и поставили укрепленный пост от набегов германцев. С падением Рима ухудшилось и положение поселения, превратившегося к этому времни в город с названием Стратисбург. К 12 веку н.э. стараниями ремесленников и торговцев он снова обрел свою значимость и богатство. Во второй половине 14 в через Рейн был выстроен мост, позволивший занять важное место в торговых путях того времени. Об этом говорит тот факт, что правители Римской империи предоставили Страсбургу многочисленные привилегии и таможенные льготы, что давало больше самостоятельности, и в 15 в он (город) добился республиканской формы правления, с Советом из представителей гильдий во главе. Во времена войн и революций он переходил из рук в руки (был то французским,то немецким) и только в 1918 году, после капитуляции Германии, был возвращен Франции. За все время своего существования он дал прибежище многим протестантскими мыслителям и деятелям, а также итальянским, французским, швейцарским беженцам, что способствовало расцвету культурной жизни города.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image005.jpgКафедральный собор - краса и гордость жителеc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image007.jpgй. Поль Клодель назвал его «большим розовым Ангелом Страсбурга» ( может быть сразу после постройки он и был розовым, но время и смог поработали над ним и теперь он далеко не розовый). Высокая ажурная постройка, обрамленная причудливыми башенками, пинаклями, шпилями, вознеслась над старым городом, и притягивает к себе, как магнит, многочисленных туристов. Собор поставлен на месте языческого храма Меркурия. Многочисленные перестройки, расширения, достройки ( что привело к смешению стилей – романский, позднероманский, готический) были завершены к 1365 году. Последним штрихом гигантской композиции стала южная башня, построенная в 1399-1439 году. Страсбургский Нотр-Дам несмотря на свою массивность, благодаря гармоничным и устремленным вверх пропорциям, кажется легким, почти воздушным. Замечательное скульптурное убранство порталов, было повреждено в эпоху Реформации и Французской революции, но бережно отреставрировано и заменено копиями ( подлинники в Музее Собора). Вы увидите здесь множество скульптурных групп, создающих целые картины : «Поклонение волхвов», «Избиение младенцев», «Бегство в Египет», «Сретение», «Добродетели, поражающие порок». Статуи, обрамляющие центральный портал, знакомы вам чуть ли не с детства (если бабушки и дедушки верующие люди) – это десять Пророков с Божией Матерью с Младенцем по центру. Чтобы разобраться во всем здесь представленном, нужно хорошо знать религию. Например двенадцать львов, расположенных над тимпаном на треугольном щипце, символизируют колена Израиля. Так что без хорошего гида не обойтись. Всей убранство порталов было изваяно в последней четверти 13 века, когда главенствующей была готика, но носит здесь одно значимое отличие от парижской (статичной). Она – экспрессивна, что характерно для рейнских земель. В конце 14 века было принято решение о строительстве высокого шпиля над левой колокольней. Работа была поручена зодчему Ульриху из Энсингена, который построил восьмигранную базу шпиля, с четырмя лестничными башенками. После его смерти строительство продолжил Жан Хюльц из Кёльна, который воздвиг главный пирамидальный шпиль с маленькими пинаклями, напоминающими языки пламени ( нечто похожее есть в Латинском квартале Парижа – Пламенеющая церковь). Общая высота главного шпиля составила 142 метра и до конца 19 века этот рекорд не был побит. Многочисленные растительные и геометрические украшения, составные столбы, стрельчатые арки, пышные капители, изумительные по цветовой гамме витражи,c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image015.jpg все это делает Собор шедевром высокой готики. Все тот же Поль Клодель, описывая витражи, говорил, что строение «сказует своими окнами о вековом течении священной и людской истории». Окна-розы главного фасада (диаметром 40 метров, имеет сходство с окном северного портала собора Парижской Богоматери) и фасадов трансепта устроены в соответствии с канонами готических французских соборов; витражи трансепта (13 в) – в византийском стиле ( посвящены эпизодам из Ветхого Завета и перемежаются с фигурами мучеников, святителей, императоров). Это как наглядное пособие по религиозной и светской истории Страсбурга.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image011.jpgИз внутреннего убранства хочется выделить: во-первых, Кафедру, находящуюся примерно посередине нефа, резьба которой столь изящна и искусна, что ее можно сравнить с филигранно обработанной драгоценностью. Она была сделана (1484-85 гг) специально для проповедника Гайлера из Кайзерберга. Внушительное распятие в верхней части, плавно переходит в среднюю со скульптурами Девы Марии, Святых Варварой и Екатериной, в окружении Моисея, Св. Иеронима и Папы Льва 1Х. У подножия кафедры трогательная сценка, характерная для североевропейских скульпторов той эпохи: маленькая собачка. По преданию, это песик Гайлера, который любил дремать под длинные проповеди своего хозяина;

- во-вторых, орган ( сконструированный в 15 в и красочно оформленный). Здесь интерес представляют бородатая фигура на льве, представляющая Самсона, стрc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image017.jpgаж с трубой и длинноволосый персонаж по прозвищу Рораф – марионетки, которые управлялись сидевшим за консолью человеком, вещавшим голосом Рорафа. Любимым занятием куклы были ехидные замечания во время проповедей настоятелей собора;

- третья достопримечательность – «Столб с ангелами» - представлял собой столб с картинами «Страшного суда». Это жемчужина европейской готики. Составленная из восьми колонн композиция со скульптурами в три яруса была изготовлена в период с 1235 по 1245 гг неизвестным скульптором, но мастерство которого считают вершиной готики;

- и последнее чудо – астрономические часы – синтез науки, технологии и искусства, присущий эпохи Ренессанса. Каждый час появляется фигура Христа, прогоняющего скелет-смерть ( уходящее время косит своей косой). Четыре фигуры, аллегории разных человеческих возрастов, звонят в колокольчики каждую четверть часа. В полдень Апостолы проходят перед Христом, склонив головы, и крик петуха сопровождает эту церемонию. Прежде чем уйти, Христос благословляет ошарашенную толпу туристов (ведь никто не ожидает именно такого завершения трогательной сцены).

Прежде, чем уйти из Собора, загляните в небольшой, но весьма интересный «Малый музей собора». Здесь есть, что посмотреть: фрагменты скульптурного убранства ( подлинники), кованые решетки, витражи и 14 шпалер, посвященных земной жизни Девы Марии, сотканные в 1638-65 годах для абсиды парижского собора.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image019.jpgНа Соборной площади Страсбурга два здания наиболее интересны, на мой взгляд. Это – старейшая в Европе аптека «Олень» ( среди ее клиентов был Гёте), упоминается уже в 1262 году. Каменные помещения со стрельчатыми сводами и растительным орнаментом на первом этаже – яркий образец поздней готики, верхние этажи – фахверковые – характерны для жилых зданий Эльзаса. Второе – «Дом каммерцеля». Каменный нижний этаж (15 в) надстроен несколькими этажами, фасады которых украшены деревянные рельефы со знаками зодиака, аллегориями пяти чувств и возраста человека, изображениями героев античной мифологии и средневековых легенд. Островерхая кровля со слуховыми окошками венчает этот красавец-дом. Помещения дома служили разным целям коммерции, последняя – ресторан с местной кухней. Интересны фрески, украшающие залы, одна из них посвящена реальной истории : в 1576 году в речной порт города причалил корабль из Цюриха, на борту которого был доставлен горячий суп (за 18 часов путешествия ему не дали остыть). Эта акция давала понять горожанам, что Цюрих всегда готов оказать своим союзникам самую экстренную помощь. Котел из-под супа сейчас находится в Историческом музее города.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image021.jpg«Золотой век» деревянного зодчества Страсбурга, пик которого пришелся на конец 16 века, представлен домами фахверковой эльзасской архитектуры на площади Марше-о-Кошон-де-Ле ( площадь Рынка молочных поросят, возникшая в 17-18 вв). Самый интересный № 1. Его наружные лоджии исключение для города, такие лоджии были популярны в сельской местности. Стоящий на крыше флагшток-башмачок, связан с любопытной историей. Зимой 1415 г. дамы пригласили императора Сигизмунда на бал, погода и занесенные дороги привели костюм императора в полную негодность. Дамы срочно приобрели для венценосца новую обувь у башмачника, жившего как раз в доме на Плас Марше-о-Кошон-де-Ле.

Музей изящных искусств, Археологический музей, Музей прикладного искусства – находятся во Дворце Роан, бывшей резиденции страсбургских епископов, возведенном в 1731-1742 годах Барокко и рококо основные его стили. Здесь в разное время останавливались – Людовик XV с супругой, Марией Лещинской; Мария-Антуанетта, еще до того, как она взошла на трон, Наполеон, которому страсбурцы в 1805 году этот дворец подарили.

Музей Собора расположился в группе зданий 14-17 веков. Его коллекция состоит из произведений живописи, ювелирного, мебельного, витражного искусства и дают глубокое представление о развитии эльзаских ремесел и художеств в романскую, готическую и ренессансную эпохи.

Музей современного искусства расположен в здании бывшей таможни. Построенное в 1358 году, реставрированное после бомбежек первой мировой и отстроенное заново после второй мировой, здание Музея является сокровищницей работ ведущих мастеров живописи последнего столетия. Здесь вы увидите полотна Моне, Писсаро, Ренуара, Дега, Бодена, акварели и рисунки Гогена, знаменитую картину Густава Климта «Поцелуй», известный натюрморт Брака – первая работа в стиле кубизма.

Исторический музей, как и многие другие, расположен в старинном здании, известном под названием как «Большая скотобойня». В период с 1587 по 1859 гг здесь действительно была скотобойня и мясной рынок. ( Никогда этому не поверила бы, если бы не множество окошек на крыше : раньше дубильщики сушили шкуры именно на крышах.) Политическая, культурная, экономическая, военная стороны жизни города широко представлены в экспонатах музея. В частности, интересна модель города и пригородов в размере 1 : 600, выполненная в 1727 году с массой всевозможных курьезных подробностей из жизни населения. В военном разделе представлены около 200 военных эльзаских униформ 1780-1940 гг.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image025.jpgПричудливая гостиница «Вороний двор» в средневековом квартале лодочников и рыбаков с малопривлекательным фасадом ( результат неудачной реставрации) скрывает великолепный внутренний дворик с деревянными строениями 16-18 веков. Считается, что деревянные части гостиницы были вымочены для долговечности в бычьей крови. Любопытны крытые лоджии со свинцовыми оконными переплетами и винтовая лесенка, ведущая на верхние этажи, спрятанная в восьмигранную лестничную башенку. Старые стены помнят и философа Вольтера, и и прусского короля Фридриха Великого, и австрийского императора Иосифа 2, поселившегося здесь инкогнито.

В 13 веке на берегах реки Иль ( делящей город на части) появилось много мостов с оборонными башнями. «Крытые мосты» просуществовали до 1860 года, в последующее десятилетие были заменены современными каменными. К счастью три из них уцелело : башня Палача (до сих пор сохранились темницы, на стенах которых узники оставили свои имена и послания к потомкам), башня Французов (стоящая посередине островка «Малая Франция», где в свое время квартировали войска Франциска Первого) и башня Цепей (здесь в цепях содержались узники, которых потом отправляли в другие места).

Квартал «Дубильщиков» и Рю дю-Бен-о-Плант запомнились больше всего. Хотя это место и не избежало «прогресса», тем не менее, именно здесь вы почувствуете атмосферу средневекового Страсбурга. Фахверки, кривые узенькие улочки с массой кабачков, таверн, ресторанчиков, кофеен, фонари (наподобие газовых), ласковый шелест листвы и речной воды создают неповторимую обстановку, когда совсем не хочется уходить отсюда и опять вливаться в шумный, пропитанный смогом город. Но, увы и ах. Все хорошее быстро кончается.

Вернемся к «нашим баранам». Когда Германская империя аннексировала провинцию Эльзас-Лотарингию, в городе был создан новый административный центр с регулярной сетью улиц и помпезными зданиями. Архитекторы Орт и Конрат были явными приверженцами «эклектики», чему подтверждением служат здание Рейнского Дворца на площади Республики и здание Университета (на одноименной площадc_180_120_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_strasburg_image027.jpgи). Их облик явно навеян итальянским Ренессансом, как многие берлинские здания той эпохи. Но есть и исключения, например, для протестантской церкви Сен-Поль был выбран готический стиль. Этот квартал называют «Немецким городом», но он не стал чужеродным вкраплением в план города, он слился с ним, и путешествие по старым улицам принесет приятные впечатление и воспоминания. Посмотрите Страсбург, он вам понравится.

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Бесплатные экскурсии из аэропорта

Пересадка в аэропорту дело довольно скучное, поэтому крупные аэропорты мира предлагают транзитным пассажирам бесплатные экскурсии. Представляем шесть аэропортов, которые помогут вам развлечься во время долгого ожидания.

Экскурсии в Гданьск из Калининграда

Предлагаем уникальные индивидуальные экскурсии в Гданьск из Калининграда с опытным русскоговорящим гидом.

Поездки в Польшу из Калининграда

Поездки в Польшу из Калининграда на комфортабельных автобусах. Быстро, удобно, недорого.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика