Минск встретил меня, как всегда, радушно. Просторный, светлый, чистый город с широкими проспектами и старыми улочками, уютной зеленью аллей и парков, прохладой речной глади и фонтанов, старыми домами и рвущимися ввысь новостройками, с приятными людьми... Люблю здесь бывать! И каждый раз открывать для себя что-то новое в переплетеньи улиц, в ежегодно меняющемся лице красивого города.
Сегодня я приглашаю вас на прогулку по Минску, которую мы начнем от современного здания железнодорожного вокзала. Наш маршрут проляжет по главной магистрали
города — проспекту Независимости, одной из самых длинных улиц Европы, протяженностью 15 км. Иногда Минск называют городом одного проспекта — не из-за того, что в нем нет других, проспектов достаточно — просто проспект Независимости является своеобразной центральной градообразующей осью, на которую нанизаны жилые районы, административные здания, площади, парки... Еще в середине ХVI века эта улица была известна как часть Московско-Виленского тракта. А сейчас она проходит через большую часть города от Привокзальной площади на западе до микрорайона «Уручье» на востоке. Проспект много раз (при каждой новой власти) менял свое название, нынешнее он носит с 2005 года.
Исторически Минск имел несколько иную планировку, но после Великой Отечественной войны, когда город лежал в руинах, был принят архитектурный проект целостной застройки. Даже те дома, которые еще можно было реставрировать, сносились, если они не вписывались в проект коренной реконструкции. Но, благодаря именно этому проекту, мы сейчас восхищаемся главной улицей беларуской столицы — гармоничности стилистических решений, единству при всем ее многообразии. Как архитектурный шедевр, проспект Независимости включен в десятитомную энциклопедию «Всемирная архитектура 1900-2002». Он же находится в числе кандидатов на внесение в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
Первое, что бросается в глаза туристам, прибывшим в Минск на автобусе или на поезде — расположенные напротив железнодорожного вокзала так называемые «ворота в город»: две одиннадцатиэтажные башни-близнецы по углам пятиэтажных домов в стиле сталинского классицизма. Возведены они в 1947-1952 годах по проекту ленинградского архитектора Б. Рубаненко, и с тех пор являются визитной карточкой города, легко узнаваемые на открытках, буклетах, в фильмах... Эти башни — жилые дома, правый украшен огромным гербом бывшей БССР, левый — самыми большими в Беларуси часами диаметром 3,5 м. И, хотя в Минске есть свой часовой завод, часы эти не местного производства, они изготовлены в Германии более ста лет назад и вывезены в качестве трофея после Великой Отечественной войны. Фасады домов богато декорированы, их украшают маскароны, картуши с изображением цветов и животных, с орнаментами со Слуцких поясов. На высоте 30 метров застыли по углам по четыре скульптуры: солдат, рабочий, колхозница, инженер. Изначально они были выполнены из бетона, сейчас же — из силумина, легкого и долговечного сплава, гарантирующего, что фигуры еще долго будут приветствовать гостей. А сам комплекс кварталов, задуманный как единая архитектурная композиция, с первых минут пребывания в Минске удачно характеризует весь город и дает верное представление о том, что ожидает нас за «воротами».
Если с Привокзальной площади взять левее, то по Бобруйской улице мы выйдем на интересующий нас главный проспект столицы. А еще попасть на проспект Независимости можно и через «ворота города», которые мы с таким интересом рассматривали, выйдя на улицу Свердлова и повернув налево. Здесь нашему взору откроется огромная площадь — площадь Независимости (бывшая площадь Ленина, как поныне называется станция метро рядом).Главная площадь города изначально задумывалась как место проведения митингов и парадов, поэтому и является одной из самых крупных в Европе (7 га). Здесь находится и самое большое общественное здание страны, главный памятник сталинского конструктивизма — Дом Правительства (1934 г, архитектор И. Лангбард) с памятником Ленину перед главным входом.
Слева высится главный корпус Педагогического института, справа — одно из сохранившихся дореволюционных зданий постройки 1905-1910 гг, Красный костел, по-иному костел Св. Симеона и Св. Елены, возведенный здесь по инициативе и на средства минского шляхтича Э. Войниловича, чьи дети Симон и Алена умерли в юном возрасте. Костел по проекту польского архитектора Т. Пайздерского в стиле неоготики тоже является одной из визитных карточек города, наряду с «воротами в город». В первозданном виде он не сохранился, подвергся некоторым изменениям, т. к. помимо пережитых многочисленных смен власти в городе, революции и войны, в разные годы в нем размещались то Государственный польский театр БССР, то киностудия, то Дом кино и Музей истории белорусского кино. Сейчас же он является действующим католическим храмом. Рядом с костелом расположен небольшой сквер с прудом и фонтанами.
Последние обновления архитектурного убранства площади — стеклянные купола подземного ТЦ «Столица». Кстати, «Столица» — отличное место для шоппинга. Но не будем отвлекаться, пойдем дальше.
Практически все дома в центральной части проспекта были построены по типовым проектам, однако именно это и придает ему гармоничность и целостность. А сохранившиеся в непосредственной близости от него довоенные здания умело отреставрированы и не выпадают из ряда визуального восприятия. Порой только по мемориальным табличкам на домах (кстати, они встречаются очень часто) можно определить, какого времени строение. На проспекте много общественных зданий: Главпочтамт, гостиница «Минск», Здание Комитета Государственной Безопасности, кинотеатр «Центральный», магазины, в том числе ГУМ, который начинали строить пленные немцы, а завершали советские строители.
Центр города в плане послевоенной реконструкции предполагалось обустроить в виде единой системы площадей, включающую и площадь Свободы — исторический центр Минска, где с 1582 по 1857 год находилась городская ратуша. К счастью или к сожалению, площадь Свободы не была затронута глобальной реконструкцией, лишь ведущая к ней улица Ленина обрела новые формы. А на площади Свободы царит дух давно ушедших столетий. Сюда мы и свернем, на время отклонившись от основного маршрута. Уж очень хочется уделить внимание этой части Минска, вспоминая о его древнем происхождении. Первые письменные упоминания о Минске датируются 1067 годом в «Повести временных лет», из текста известно, что уже тогда Минск был укрепленным городом — в то время, конечно, деревянным. И первая ратуша была деревянной, лишь со временем ее отстроили в камне. Ныне восстановленное в 2004 году здание ратуши мы можем видеть на месте прежнего фундамента. А рядом с ней — памятник Магдебургскому праву, по которому Минск получил самоуправление в 1499 году. И бронзового войта — главу магистрата, стоящего у карты Минска XVI века, с ключом от города и грамотой о даровании ему самоуправления. Находящийся рядом сквер соответствует тому, который был здесь сто лет назад, а окружающие здания более древние. С одной стороны — католический храм в стиле виленского барокко, построенный 1700-1710 годах, это Архикафедральный собор Святого имени Пресвятой Девы Марии, главный католический костел столицы. Впервые я побывала там, когда из «Дома физкультурника» он опять становился храмом, помню закрашенные темной масляной краской стены и службу, проводимую на польском языке. Сейчас внутреннее убранство костела полностью восстановлено. С другой стороны площади — храм православный, стоящий на земле, которая издревле, века эдак с XV, принадлежала православному монастырю. Храм постройки середины XVII века в том же стиле виленского барокко возводился как храм монастыря бернардинок, но потом был передан под юрисдикцию православной церкви. Теперь по православным праздникам сюда стекается множество верующих из Минска и окрестностей.
Есть недалеко от площади Свободы еще один храм, он является самым старым в городе, ему уже 400 лет — Екатерининская церковь (бывшая Петропавловская) на Немиге. В свое время, в 1612 году, она была построена на берегу реки Немиги. Но с тех пор городской рельеф сильно изменился: река Немига исчезла, часть ее загнали в подземные коллекторы, замковая гора с замчищем не сохранились, на их месте теперь магазины, жилые дома, «Дворец спорта» и часть проспекта Победителей. А древний храм действует и поныне. Кстати, находится он в исторической части города, называемом Раковское предместье. Здесь частично сохранились дома старой минской застройки, которые после реставрационных работ обретают новую жизнь.
На противоположном берегу Свислочи — Троицкое предместье, гордость минчан, любимое место отдыха горожан и гостей столицы. Древняя планировка предместья сохранялась вплоть до XIX столетия, только после крупного пожара (которые в то время были часты в Минске) она изменилась. А нынешний вид Троицкого — это уже результат современной реконструкции. Каждое здание здесь представляет собой историко-архитектурную ценность, это своеобразный музей под открытым небом, где собраны лучшие образцы городской застройки ушедших лет. Гуляя по узким улочкам Троицкого, окунаешься в атмосферу Старого города, ощущаешь неспешный ритм прошлых столетий, созерцаешь красоту и наслаждаешься покоем... Самым крупным
объектом на территории Троицкого предместья является Театр оперы и балета, находящийся на месте бывшего Троицкого рынка. Здание довоенной постройки 1935-1937 годов — образец советского конструктивизма, по виду напоминает трехъярусный бисквитный торт, залитый белыми сливками. Красота! Вокруг театра разбит сквер с фонтаном, скульптурами, красивыми тенистыми аллеями. А совсем рядом, в нескольких десятках метров, проходит главная магистраль современного города.
Вернемся на наш маршрут и продолжим экскурсию по проспекту Независимости в районе Октябрьской площади, которая буквально в шаге от Троицкого предместья. Внимание сразу привлекает возвышающееся на открытом пространстве монументальное сооружение из стекла и бетона — Дворец Республики, крупнейший в стране культурный и деловой центр, где проходят торжественные государственные мероприятия, большие концерты и выставки, так как в нем имеется довольно вместительный зал на 2700 мест. Не знаю как внутри, но снаружи Дворец производит совсем не дворцовое впечатление. Не те архитекторы его проектировали! Кстати, именно это здание не вписывается в общий архитектурный ансамбль проспекта, препятствуя его внесению в списки культурного наследия ЮНЕСКО. То ли дело стоящий рядом похожий на античный храм Дом культуры профсоюзов! Его богато украшенный лепниной и скульптурами светлый фасад создает совсем иное настроение. Органично вписывается в пейзаж и довоенный Дом офицеров, все тот же сталинский ампир уже известного нам архитектора Лангбарда. Его внутреннее убранство было настолько шикарным, что в годы войны было подчистую вывезено немцами в Германию. А в 1944 году фашисты хотели уничтожить и само здание, но не успели. Теперь ему суждено стоять долго. Возможно, так же долго, как самому старому фонтану в городе «Мальчик и Лебедь», установленному в 1874 году в Александровском сквере, на который выходят окна Дома офицеров. Сквер был заложен почти два столетия назад и назван в честь Александра Невского. В нем расположена еще одна достопримечательность — Театр им. Я. Купалы. Обойдя площадь по периметру, возвращаемся к Дворцу Республики. Напротив него установлен памятный знак «Точка нулевого отсчета», но это больше для привлечения туристов, так как настоящая нулевая точка Беларуси находится внутри здания Главпочтамта.
Следуя дальше по проспекту, обращаем внимание на нетипичную для Минска постройку в псевдославянском стиле, здание сооружалось в 1913 году к 300-летию дома Романовых. Сейчас в нем Институт теологии Св. Кирилла и Мефодия БГУ. Ниже мы видим типичное здание цирка, построенное по проекту архитектора В. Жукова в 1959 году, естественно, в нем размещается Белорусский государственный цирк. Рядом с цирком возводится современный гостиничный комплекс. По соседству с этими объектами расположены два больших парка: Центральный детский парк им. Горького и Парк им. Янки Купалы, в народе просто Купаловский. Оба парка не утратили нарядного ограждения со стороны проспекта — выбеленные в светлые тона, со скульптурными вазами, они и сейчас выглядят великолепно. Парки чистые и ухоженные, приятная зона отдыха для взрослых и детей. Здесь же проспект Независимости пересекает главная водная артерия Минска — река Свислочь. По набережной вдоль русла реки, рядом с пешеходной дорожкой проложена велосипедная. По ним, как и по реке, можно попасть из одного парка в другой. Кстати, в Минске очень много велосипедистов, этот вид транспорта становится очень популярным, особенно среди молодежи — дешевый и безопасный.
А мы, перейдя по мосту через Свислочь, продолжаем свой путь. Впереди перед нами
еще одна площадь — площадь Победы. В народе она сохранила свое старое название Круглая. Строительство площади, а именно двух дугообразных домов, началось до войны, в 1939 году, а после их увенчала надпись «Подвиг народа бессмертен». В центре площади установлен 38-метровый обелиск с орденом Победы на вершине и вечным огнем, горящим у его подножия с 1961 года.
От площади Победы до площади Якуба Коласа мы движемся мимо все тех же жилых домов в стиле сталинского ампира с вычурным декором. В нижних этажах зданий расположены многочисленные магазинчики и кафе, на любой вкус и кошелек. Есть там и арт-галерея, где можно приобрести авторские работы художников и народных мастеров.
Площадь Якуба Коласа находится в месте слияния двух дорог, в древности это были Логойский и Староборисовский тракты. Сейчас один из них — продолжение проспекта Независимости. Архитектурным центром площади является скульптурная композиция из нескольких фигур, сидящих на камнях, где основной выступает фигура писателя, классика и основоположника беларуской литературы, а соседствуют с ним его литературные персонажи Сымон-музыка и дед Талаш со товарищи. Автор композиции — скульптор З. Азгур. Находится композиция в небольшом скверике, а напротив нее, у Минского ЦУМа, еще одна скульптурная группа, но не такая монументальная, как первая — фигурки минских шопоголиков работы В. Жбанова под названием «Семья». В Минске много уличных скульптур этого мастера. Есть они и неподалеку у Комаровского рынка (он за спиной монументального Коласа, выше по улице В. Хоружей) — «Торговка семечками», «Дама с собачкой», «Фотограф»... Но вернемся на площадь. За спиной беларуского классика, по обе стороны улицы В. Хоружей возвышаются большие четырехэтажные корпуса. Как и в случае с «воротами города», это две симметричные постройки с башенками, однако не парные: слева — пустующее ныне здание бывшего полиграфкомбината (1953-1958 г), справа — завод электронно-вычислительных машин (1957-1961 г). В Минске часто встречается подобная симметрия. Правее на развилке дорог мы видим светлое здание с колоннами, сооруженное в 1936-1939 годах. Если бы не знала, ни за что бы не догадалась, что это довоенный Дворец спорта (новый, если помните, находится на Немиге), кстати, в нем по сей день функционируют спортивные секции и бассейн. А в Филармонию, находящуюся по соседству с ЦУМом, мы сегодня не пойдем, и не потому, что лишенный архитектурных излишеств дворец искусств не привлекает взгляда, а потому, что нам следует поспешить дальше.
Самая цельная в архитектурном плане часть проспекта осталась позади. За площадью Якуба Коласа — дома разных периодов застройки, магазины, заводские корпуса, учебные заведения, однако впечатление единого пространства все равно не пропадает. На этом отрезке проспекта обращаем внимание на необычное архитектурное решение корпуса Академии наук, на кинотеатр «Октябрь» 1975 года постройки, на главные здания Белорусского политехнического университета и Академии искусств. Так добираемся до площади Калинина, которая по сравнению с предыдущими площадями на проспекте выглядит скромно и непритязательно. В центре площади в зеленой зоне установлен памятник деятелю советской эпохи М. Калинину. За ним — очень известный в Минске магазин «1000 мелочей», работающий с 1963 года. Напротив — колоннада на входе в Парк культуры и отдыха им. Челюскинцев и сам парк, основанный в 1928 году в зеленой зоне Комаровского леса. Что примечательно, в парке с 2009 года запрещены продажа и распитие спиртных напитков и курение.
Чем ближе к концу проспекта, тем новее дома в микрорайонах. Послевоенные, в стиле
сталинского ампира, сменяются непритязательными хрущевками, а затем и брежневской застройкой. Особо выделяется микрорайон «Восток» с мозаичными панно художника А. Кищенко на торцах 16-этажных высоток. Они прославляют Минск как город-герой, город-труженик, город- науки и город искусства. В этом же микрорайоне сразу привлекает внимание ультрасовременное здание Национальной библиотеки Беларуси, в форме труднопроизносимого ромбокубоктаэдра. Проект здания необычной конструкции был разработан в далеком 1980 году и, став победителем во всесоюзном конкурсе, воплощен в 2006-м. Высота строения 73,6 метра — 23 этажа. Суперсовременное книгохранилище с реальной и виртуальной библиотеками. С наступлением темноты здание загорается яркой подсветкой с непрерывно меняющимся рисунком, и до полуночи можно наблюдать за игрой света на ромбокубоктаэдре. Сейчас вокруг здания библиотеки ведутся строительные работы. Поблизости возводится новый микрорайон «Маяк Минска», воплощающий концепцию «город в городе», что вполне привычно для белорусской столицы. По такому же принципу застраивались после войны район Тракторного завода, район завода «Керамин», Осмоловка (по фамилии архитектора М. Осмоловского) и другие. Город растет и преображается! А значит, будет что посмотреть, продолжая экскурсии по Минску. Ведь еще так много интересного таит в себе городской пейзаж - это и Красный дворик в старом переулке, и улица Октябрьская с заводами, превращающимися в лофт-пространства, и Остров Слез, и арт-галерея «У нескладовае», и многое-многое другое.
Приезжайте в Минск! Вы полюбите этот город!
Инна Сувернева, специально для портала «Выходной».
Фото: И. Сувернева, М. Мирович