Кутна Гора (Хора) – небольшой городок в 60 км от Праги. Некогда, благодаря обильным месторождениям серебра, он фактически был второй столицей Чехии и ее финансовым центром. Однако превзойти Прагу Кутна Хоре так и не удалось – помешали многочисленные религиозные войны, эпидемия чумы, а затем и запасы серебра подошли к концу.
Сейчас Кутна Хора занимает второе место в стране (после Праги) по количеству архитектурных памятников. Большинство зданий в городе построено в готическом стиле, в том числе и два крупнейших городских собора, так называемый Каменный дом на Вацлавской площади, и замок на Барборской улице. Самый, пожалуй, интересный памятник города — собор Святой Варвары (Барборы) (14—16 вв.), покровительницы шахтеров. Его крышу с тремя шпилями оригинальной формы можно видеть из любой точки города.
Неподалеку от центра города, возле бывшей деревни Седльце (сейчас она считается районом Кутна Хора) находится цистерианский монастырь и небольшой кладбищенский костел Всех Святых (kaple Vsech Svatych), привлекающий туристов тем, что на его нижнем этаже находится знаменитое на весь мир костехранилище или костница (Kostnice): помещение, интерьер которого сделан из настоящих человеческих костей. Кладбищенская земля рядом с костелом считается частью Святой иерусалимской после того как в конце XIII века один из монахов, вернувшись из паломничества в Иерусалим, привез с собой мешочек земли с Голгофы и рассыпал ее по монастырскому кладбищу. Естественно, многие вельможи завещали похоронить себя только на кутнахорском кладбище. Здесь нашли свой последний приют не только чехи, но представители бельгийской, польской, немецкой, австрийской знати. В хрониках отмечается, что в период страшной эпидемии чумы в 1318 году здесь было захоронено около 30000 умерших.
Во время Гуситских войн сюда также свозили тела погибших. В 14 веке по решению цистерцианского монастыря на месте кладбища построили костел Всех Святых с костехранилищем, в которое поместили кости всех ликвидированных могил. В последующие века костехранилище многократно перестраивалось и меняло свой внутренний облик. До наших дней оно дошло без изменений с конца 18-го века , когда мастер резьбы по дереву Франтишек Ринт создал интерьер из хранящихся в нем костей. Наиболее популярны в костнице подсвечники, герб Шварценбергов и люстра, при создании которой были использованы все кости человеческого скелета. По углам костницы находятся четыре костяных пирамиды в форме колоколов, увенчанные короной – символом вечной жизни и победы над смертью. При оформлении костехранилища были использованы останки 40000 человек.
Костница - это действующая церковь, одобренная Ватиканом, там проводят службы (на втором этаже), вход туда, само собой, бесплатный.