Супрасль – тихий, спокойный городок, расположенный практически в центре Кнышиньской пущи в польском Белостокском повяте.
Помимо Благовещенского монастыря и Музея икон, известных во всем мире, здесь есть довольно интересный в архитектурном плане дворец Бухольцев XIX века, построенный в стиле сецессион, костёл Святой Троицы (1861-1865), каплица всех Святых на католическом кладбище, евангельское кладбище, шинок "Старая корчма", построенный в конце XVIII начале XIX века.
Городская ратуша, если бы не надпись на фасаде, не привлекла бы внимания. Обычное здание, но есть одно «но». Не на каждой ратуше в полдень на крыше играет трубач, а здесь, как говорят, играет. Слышать не слышала, в это время наша группа постоянно находилась в разъездах, так что пришлось поверить на слово.
Ещё есть деревянный дом начала ХХ века в стиле конструктивизма, восстановленный на деньги из европейских фондов (о чём гласит стенд, находящийся рядом). В нём расположен, по-нашему, дом культуры и небольшое уютное кафе, где мы как-то ужинали и попробовали лимонад из одуванчиков. Информационный туристический центр, который находится рядом с Музеем икон, по определённым датам приглашает принять участие в бесплатных экскурсиях с гидом. Напротив него стоит деревянный домик с лавандой под окошками. Он кажется таким ветхим, с потёртыми досками (мне кажется это сделано специально), но такой милый и какой-то родной, что мы все долго его фотографировали на память.
Город обязан своим существованием Благовещенскому монастырю, который, как и Музей икон, удостоен титулом «седьмого чуда Польши» на основании конкурса, проведённого журналом National Geografic Traveler, популярным ежемесячником для туристов. И это при том, что ни музей, ни монастырь нигде не рекламировались.
Музей является муниципальным учреждением культуры. Он был создан в 2006 году при помощи польских таможенников, которые конфисковывали на границе иконы из белорусских, польских, русских и украинских храмов. Сейчас в экспозиции более 1200 икон. Расположился музей в одной из частей монастырского дворца Архимандритов. Экспозиция выстроена на мультимедийной основе, очень интересно и не скучно, что подтверждается количеством посетителей. В летнее время их бывает до 4 тысяч. В 2011 году, ставшим рекордным, музей посетило около 37 тысяч туристов из Евросоюза, Беларуси, России, Украины и США.
Что же привлекает сюда экскурсантов? Во-первых, как мне кажется, люди, которые здесь работают. Наш гид, пани Анна, так провела экскурсию, что запомнится надолго. Чувствовалось, что она обладает не только огромным запасом знаний, но и любит своё дело. Это был не ментор, рассказывающий об особенностях, разновидностях, технике написания икон, значении цвета, жеста, предмета, а друг, собеседник, желающий поделиться интересными фактами. Многие из нас носят Бога в душе и почти совсем ничего не знают о православии - пани Анна заполнила некоторые пробелы в наших знаниях.
Во-вторых, сами иконы и их подача. Здесь икона не мёртвый экспонат за стеклом. Она проводник в иную реальность. Удивляет первый же зал музея. Он создан по типу римских катакомб. Иконы расположены в нишах со специальной подсветкой. Сверху нависает «пыль времён» - ткань, имитирующая вековую паутину. И всё время звучит музыка. То это песнопения монахов, то колокольный перезвон. Очень ненавязчиво, создавая прекрасный фон. В другом зале иконы показаны в домашней обстановке – в красном углу обычной деревенской хаты белоруса и мазанке украинца. В третьем выставлены иконы старообрядцев раскольников и т.д. Залов много, так как и икон, и крестов много.
А еще здесь можно увидеть макет церкви, на котором показывается, что и где расположено, как называется та или иная её часть. В последнем зале, уже на выходе, представлены восстановленные фрески сербских мастеров. Благовещенская церковь монастыря в XVI веке была расписана фресками. В 1944 году немцы её взорвали. Польские реставраторы буквально по крупицам собирали некоторые рисунки. Частичка того, что не удалось восстановить, находится здесь же, в нише под стеклом, расположенной в полу. В этом же зале можно посмотреть фильм про главный собор монастыря.
Супрасльский монастырь – это архитектурный комплекс XVI-XX веков, состоящий из Благовещенского храма (построен в 1505—1510 годах, разрушен немцами в 1944, восстановлен в 1999), Церкви Иоанна Богослова (XIX век, восстановлена в 1958 году) и палат Архимандритов (XVII век, восстановлены). Основан он был в 1498 году в г. Грудке воеводой Новопрудским и маршалом Великого Княжества Литовского Александром Ходкевичем, ведущим своё происхождение от киевских бояр. Сюда по приглашению прибыли киевский воевода Иван Михайлович, иноки Киево-Печерской лавры и афонские монахи.
Грудек был довольно оживленным городом, что смущало монашескую жизнь. Поэтому было принято решение перенести монастырь на новое место, которое выбрали необычным способом. Братия опустила крест с частицей Животворящего Креста Господня в протекающую рядом речку Супраслянку и проследила, к какому месту его прибьёт. Остановился крест напротив урочища Сухой Хруд. Вот сюда то и переселились монахи в 1500 году и сразу же возвели деревянный храм Святого апостола Иоанна Богослова и монастырский корпус. С 2012 года 8 и 9 августа в Супрасле устраивают праздник по случаю нахождения креста, в программу которого входят концерты церковных песен, различные конкурсы и соревнования на байдарках.
В 1511 году в урочище уже красовалось величественное каменное здание собора Благовещения Пресвятой Богородицы, в котором переплелись различные архитектурные стили: византийский и готический, крестово-купольного храма и черт католической базилики. Он как бы весь устремлён вверх. А ведь это один из немногих сохранившихся храмов оборонительного типа. В нём есть что-то от маленького замка с четырьмя башнями и тяжёлой мощной кованой решёткой, которая при необходимости перекроет вход в собор. Такие укреплённые храмы с толстыми стенами, башнями и бойницами располагались в основном на возвышенности, или обносились мощной стеной, или крепостным валом.
После освящения нового храма митрополит Иосиф передал вновь созданной церкви список чудотворной иконы Божией Материи Смоленской, которую впоследствии стали называть Супральской. Она бесследно исчезла во время Первой мировой войны, когда население города эвакуировали в глубь России, а вместе с ним ушли из монастыря и монахи, забрав с собой икону и утварь. Сейчас в соборе висит её копия.
За пять с лишним столетий монастырь претерпел много горестей. Тяжело пришлось монахам во времена гонений со стороны власти и Римско-католической церкви после принятия уний. Особенно Брестской унии 1596 года. Легче стало во время вхождения польских территорий в состав Российской империи, но после обретения страной независимости мучения продолжились. Что только не устраивалось на территории монастыря. И католический приход, когда фрески, созданные в 1557 году мастерами иконописцами под руководством серба Нектария, были закрашены белой краской. Вместо них появился барочный иконостас. Потом здесь были и гимнастический зал, и механические мастерские с кузницей, и школа, и столовая с кухней, и ремесленное училище.
В 1958 год стал для монастыря и храма судьбоносным. Взорванный немцами храм собирались разобрать на кирпичи, но православные его отстояли. Возрождение обители тесно связано с двумя именами – архиепископа Блостокско-Гданьского Саввы и игумена Мирона (Ходаковского), ставшего наместником монастыря. При них возобновилась монашеская жизнь, и было принято решение о восстановлении Благовещенского собора. Но и тут шло не всё гладко. В июле 1990 свои претензии на обитель выдвинули базилиане, в 1992 – католики. Постановлением суда все монастырские здания в октябре 1993 года должны были быть переданы православной церкви, но они вернулись собственнику только в феврале 1996 года, после окончательного решения Совета министров Польши. Древние катакомбы, в которых захоронены монахи – основатели Лавры – переданы только в 2005 году. Сейчас там, как и в соборе, силами польско-сербской команды ведутся реставрационные работы.
Было бы несправедливо не упомянуть о монастырской библиотеке. К 1557 году она насчитывала примерно 209 рукописей и печатаных книг, в 1645 году их было уже 587. Братия собирала рукописи из различных источников, систематизировала их и распространяла новые редакции. Тем самым монахи сохраняли сознание культурно-исторического единства восточнославянских народов. Оригиналы рукописей получались из других монастырей и от частных лиц.
В библиотеке монастыря хранились документы из Болгарии, связанные с деятельностью Кирилла и Мефодия. Рукопись XI века «Codex Suprasliensis» (Супральская минея), памятник старославянского языка на 285 пергаментных листах, включена ЮНЕСКО в реестр «Память мира». Сборник летописных текстов начала XVI века (теперь хранится в Петербургском филиале Института истории РАН) повествует об истории киевских, московских и литовских князей с IX по начало XVI вв. В нём есть такие разделы, как «Похвала Витовту», «Летописец великих князей литовских» и «Повесть о Подолье», о разрушении Киева крымскими татарами в 1482 г., и другое. Рукопись под названием «Ирмологион» (1596-1601 гг.) не что иное, как единственная на сегодня известная древнерусская певческая книга на нотной линейке. Супрасльские монахи живо интересовались русской историей и жизнеописанием русских святых. В 1593 г. монастырским монахом Иваном Проскурой было написано житие св. Сергия Радонежского.
В 1695 году при монастыре была создана типография, в которой печатались книги на славянском языке. В начале ХІХ века библиотека была вывезена из Супрасли, большая её часть попала в Вильно. Именно тогда пропала Супрасльская рукопись ХІ века, написанная кириллицей. С июля 1999 года в монастыре вновь работает типография.
При обители есть совсем крошечный музей, посвященный погибшему вместе с президентом Лехом Качиньским под Смоленском православному ординарию Войска Польского, архиепископу Гайновскому Мирону (в миру Мирославу Ходаковскому, он погребён здесь же, в Супрасле, в крипте Благовещенского храма). А ещё при монастыре проходит Международный фестиваль колокольного звона «Объявляет. Хвалит. Зовёт». В 2016 году Россию на нём представляли звонари Калининградской епархии, которые получили немало наград. Эту и другую информацию мы получили от монаха монастыря, иконописца Иоанна. Он проводит экскурсии в строго назначенное время, поскольку желающих попасть много.
Н. Гора