Можно ли в современном городе, с его вечными «пробками», плохими дорогами и зачастую неадекватными водителями ездить без аварий? Существует ли контраварийное вождение, способствующее этому, и если да, то как и где его освоить? Что такое экстремальное вождение? На эти и другие вопросы отвечает руководитель школы контраварийного вождения, председатель регионального отделения «Российской Автомобильной Федерации» Артем Елагин.
Артем, вы обучаете людей экстремальному вождению?
Экстремальное вождение — это неправильный термин. Вождение не может быть экстремальным, экстремальными могут быть условия вождения.
Тогда как правильно назвать дисциплину, которую вы преподаете?
Контраварийное вождение. Школа контраварийного вождения «АРТ-пилот» — это коммерческое предприятие, в ней обучаются как и начинающие водители, так и водители с достаточно большим стажем. Проходят подготовку работники охранных предприятий.
Школа имеет какое-то отношение к тому, чем занимается региональное отделение «Российской Автомобильной Федерации»?
Федерация — это общественная организация, она выполняет регламентирующую и контролирующую функции, осуществляет связь с органами власти, занимается организацией соревнований и, что немаловажно, пропагандой безопасного вождения. К ведению федерации относится любое четырехколесное средство, пригодное для участия в соревнованиях, кроме квадроциклов. Федерация приводит соревнования к единым стандартам и правилам — будь то картинг или трофи-рейды.
В нашей школе мы тоже занимаемся популяризацией и продвижением автоспорта. А еще мы хотим, чтобы люди хорошо ездили — не просто передвигались из одного места в другое, а умели это делать быстро, эффективно и при этом – безопасно для себя и окружающих.
Культура вождения сегодня отсутствует совсем — я говорю не о вежливости на дороге, а именно о вождении как о культуре. Автомобильные школы обучают из рук вон плохо — не вождению, а «сдать на права». Невысокие требования, минимум практических занятий — в итоге люди не умеют управлять автомобилем и не имеют понятия о культуре вождения. Как двигаться в потоке, когда нельзя тормозить при перестроении из полосы в полосу, а когда можно — этих и многих других элементарных вещей выпускник автошколы, как правило, не знает.
Я часто езжу в Европу, в прибалтийские страны — там за рулем отдыхаешь, несмотря на то, что средняя скорость движения у них гораздо выше. Она не напрягает, поскольку в соседних государствах учат именно безопасному вождению. У нас такого нет, поэтому и была создана наша школа, которая заполняет пробелы в полученных на автокурсах знаниях.
Сколько требуется времени для того, чтобы этому научиться?
Нет пределов совершенству. Даже я далеко не все знаю и умею. Чемпион мира по ралли — и тот все время чему-то учится. Люди приходят разные — и только что получившие права, и имеющие многолетний опыт. Особой разницы я не ощущаю — после того, как задаешь несколько вопросов, показываешь какие-то вещи, которые можно делать на автомобиле, рассказываешь, как избежать аварийной ситуации, человек с двадцатилетним водительским стажем иной раз поражается - «как я вообще сюда доехал без проблем?»
Что вы им показываете?
Большая часть контраварийной подготовки построена на знаниях, которые получаешь, занимаясь автомобильным спортом — например, о динамике машины (торможение, повороты, построение траекторий). Иногда спрашивают — можно ли подобным вещам научиться самостоятельно, с помощью соответствующей литературы или каких-то передач? Мы всегда говорим — теоретически можно, если вы «водитель от Бога». Если же нет, то наделаете еще больше ошибок — но поправить будет некому. Как правило, водители с большим стажем ошибаются чаще, чем молодые, не успевшие закостенеть. Первых приходится «ломать» — чтобы все правильно работало.
Например?
Начинаем с того, как правильно держать руки на руле, как реагировать на ситуацию, как читать дорожную ситуацию. Существуют так называемые контрольные точки — неопытные водители контролируют одновременно около 15 точек — светофор, переход, знак, бабушка, собака и т. д. Опытные, например, таксисты старой школы — те уже больше 25. А те, кто прошел курс контраварийной подготовки, со временем и с опытом таких точек набирают еще больше. Обязательно ведется психологическая подготовка, даются упражнения на прогнозирование ситуации.
Как проходит процесс обучения?
Процесс обучения прост. Сначала — определенная теоретическая подготовка, после — практическая, а потом мы просим все это повторить.
На сколько часов рассчитана ваша программа?
Есть базовый курс, есть зимний мастер-класс — подготовка водителей к езде в зимних условиях, есть «продвинутый» курс — для тех, кто предпочитает спортивный стиль езды. Ну, и курс «спорт» — для желающих заниматься автоспортом. Базовый курс — это 6 занятий по 2 часа каждое. За это время мы даем, образно говоря, основной инструмент и показываем, как им пользоваться. Обычно после 6 занятий люди просят еще.
Обучаются на своих машинах?
Да, на своих, учить на другой машине смысла нет. Если вы приехали на «Ярисе», зачем вам учиться на другой, допустим, более серьезной, а потом пересаживаться опять на «Ярис»? Мне, например, абсолютно все равно, на чем ехать, а человек с меньшим опытом должен занимается на своей машине, учиться ее чувствовать, он ведь и дальше будет на ней ездить. С машиной ничего страшного на базовом курсе не происходит, мы ни в коем случае не выходим за пределы заводских характеристик автомобиля. Все абсолютно безопасно, занятия проходят вне дорог общего пользования, на специальных площадках.
Кто преподает в вашей школе?
Преподаватели — люди не по наслышке знающие об автомобильном спорте, действующие успешные гонщики.
Давайте расшифруем понятие «контраварийное вождение», чтобы люди имели о нем преставление.
Как я уже говорил, не существует экстремального вождения, есть экстремальные ситуации. Последние возникают вне зависимости от нашего желания, а контраварийная подготовка учит тому, как с ними справляться, как на них реагировать, а еще лучше — как их предусматривать. Плюс к этому, наш основной курс учит правильно владеть автомобилем, понимать, на что способна ваша машина и на что способны вы, находясь за рулем. Контраварийная подготовка позволяет понять, что вам можно делать, а что нельзя. Люди не похожи друг на друга, имеют разные способности и подготовку, поэтому и после окончания курса выходят тоже разными, но с четким пониманием своих возможностей, своей «планки» — если вы чего-то не можете, значит будете ездить тише, если можете, это не значит, что вам нужно гонять, просто станете себя увереннее чувствовать. Причем это будет уверенность, подкрепленная тренировками, а не самоуверенность.
Каков средний возраст ваших клиентов?
У нас занимаются люди разного возраста. И совсем молодые, только получившие права и желающие повысить свои навыки (что мы очень приветствуем), и пожилые. Около 70% — женщины. Есть мнение, что женщины ездят хуже — ничего подобного. Я не первый десяток лет этими вещами занимаюсь, 25 лет в автоспорте и более 10 — подготовкой водителей, и могу с уверенностью сказать — многие женщины ездят намного лучше мужчин. У женщин нет мужской самоуверенности, если они приходят заниматься, то относятся к этому ответственно. Что-то не получаться может одинаково и у женщин, и у мужчин, по способностям они равны. Кому-то достаточно четырех занятий, схватывает все на лету, а кому-то (был такой случай) — двадцать пять, и человек вышел просто хорошим водителем.
Мы следим за нашими клиентами, периодически обзваниваем, интересуемся, как и что. Даже если человек уже проходил зимний мастер-класс, мы все равно приглашаем его следующей зимой, ведь он мог поменять машину. Кстати, в этом случае клиенты часто возвращаются сами — новый автомобиль может иначе тормозить, разгоняться, коробка передач может быть другой, к этому нужно приспособиться.
В чем особенности зимнего мастер-класса?
Зимнее вождение всегда связано с достаточно большим риском, который часто возникает не из-за гололеда на дорогах, а из-за излишней самоуверенности водителя или надежды на различные современные системы автомобиля, типа ABS, ESP и т. д. По нашему мнению, эти системы иногда даже ухудшают обстановку. Водитель должен чувствовать дорогу, понимать, почему автомобиль заносит, как выйти из заноса, как его не создать. Из любого заноса можно выйти, просто надо уметь это делать.
Яхтсмены говорят, что существует врожденное чувство яхты. Существует ли врожденное чувство автомобиля?
Врожденное чувство машины есть, хотя и далеко не у всех. Но это чувство можно воспитать. Необходимо всегда понимать, куда движется автомобиль, куда повернуты его колеса, а это создается чувствами, ощущениями.
Первое занятие базового курса у нас начинается с посадки в автомобиль, как и в автошколе. Только мы объясняем, почему нужно делать именно так, а не по-другому. Любое движение рукой, ногой, глазами у нас всегда обоснованно.
Как проходит учебно-тренировочный процесс у тех, кто занимается в вашей школе автоспортом, какие у них могут быть перспективы?
Перспективы могут быть разные. Для начала мы помогаем человеку понять, чем он хочет заниматься, поскольку автоспорт включает в себя много категорий — это и джип-триал, и трофи-рейды, и ралли, автомобильные кроссы, шоссейно-кольцевые гонки и т. д. Начать можно с простого — спринт или слалом, это небольшие, любительские гонки, но они подходят для воспитания спортивного духа и требуют серьезной подготовки автомобиля.
Также совместно с калининградской раллийной командой «Томас Бетон рейсинг» мы проводим семинары, на которых рассказывается как построить спортивный автомобиль, с чего начинать, сколько это будет стоить и т. д.
Вернемся к контраварийному вождению. Есть ли категория людей, которым противопоказано садиться за руль? Или просто человека нужно правильно учить?
Важно стремление овладеть навыками. Мы и медведя можем научить, но если человек не хочет учиться, то ничего не выйдет. За имидж школы мы радеем, если человек пришел к нам, он должен ездить.
С кем работать сложнее всего и наоборот, проще всего?
С женщинами и с женщинами. Это шутка, конечно. На самом деле тяжелее всего не с мужчинами или с женщинами, а с теми, кто находит мало времени на обучение. Мы рекомендуем не делать больших перерывов, максимум 2 дня, поэтому с теми, кто приходит раз в неделю — с ними тяжело, приходится восстанавливать предыдущее занятие, теряется время. Если хочешь заниматься, будь добр, выдели на это время.
Подробную информацию о школе контраварийного вождения вы можете получить на ее сайте http://drive-art.ru или по телефону: 8 9062 373 128.