c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_muzykalnaya-ganza-den-vtoroj_1.jpg22 мая в Кафедральном соборе прошел концерт солистки Большого театра Александры Дурсеневой и пианиста Владимира Слободяна.

Заслуженные артисты России А. Дурсенева и В. Слободян выступили в рамках фестиваля "Музыкальная Ганза". В программе вечера прозвучали песни и романсы, вокальный цикл "Песни и пляски смерти", пьесы из фортепианного цикла "Картинки с выставки" М.П. Мусоргского.

Александра Дурсенева обладает глубоким, выразительным голосом большого диапазона и тембровыми возможностями, позволяющими ей исполнять контральтовый и меццо-сопрановый репертуар от Ратмира в "Руслане и Людмиле" до Арзаче в опере Россини "Семирамида". Любители вокальной музыки могут помнить её выступление на конкурсе камерных певцов "Янтарный соловей" в 1994 году, где она завоевала 1 место. С 1994 года Дурсенева солистка Большого театра, где исполняет крупные партии, такие как Кончаковна в "Князе Игоре" Бородина, Басманов в "Опричнике" Чайковского, Клариче в "Любви к трем апельсинам" Прокофьева и многие другие.

Воскресным вечером 22 мая певица исполнила самые значимые произведения Мусоргского. И начала с песен и романса "Где ты, звездочка", "По-над Доном сад цветет", "Козел" (светская сказочка) и "Горними тихо летела душа небесами". За ними последовало "
Над рекой" из цикла "Без солнца" - посвящение Голенищеву-Кутузову, с которым они создавали "Песни и пляски Смерти", Песни и романсы Мусоргского поражали его современников яркостью и новизной музыкального языка. Вокальные партии полны певучих интонаций крестьянских песен – лирических, колыбельных, плачей в сочетании с декламационностью, повторяющей человеческую речь с её тонкими нюансами. Дурсенева сумела передать страдание, призыв, иронию, покорность, страстность, мятежность, кротость, заложенные в сочинениях маэстро. Органичность и душевность её исполнения таковы, что полностью совпадают с замыслами поэта и композитора.

Цикл "Песни и пляски Смерти", созданный Мусоргским совместно с Голенищевым-Кутузовым, это своеобразный протест композитора против человеческого горя и страданий. Образ Смерти, предстающий перед людьми разного возраста и сословий, воплощает в себе зло, мешающее людскому счастью. Под разными личинами, обманом вкрадывается она в человеческую жизнь: в "Колыбельной" через мнимую заботу, якобы убаюкать, успокоить больное дитятко, в "Серенаде" под видом рыцаря, о котором вздыхает юная особа, сидя у окна, в "Трепаке", как партнер по танцу старого замученного непосильной работой крестьянина, в "Полководце" - пирровой победой, бессмысленно уносящей жизни. Драматические сцены пьес - как написанные крупными мазками полотна. В них и настороженная ночная тишина, тревожащие душу шорохи весенней ночи, и снежная буря, и грозная картина боя. Этот цикл относится к числу трудно исполнимых для певцов сочинений, поскольку требует не только выдающихся вокальных данных, но и мастерство актерского перевоплощения. Например, "Колыбельная" точно вписывается в диапазон контральто, а "Полководец" уже меццо-сопрано.
"Серенаду" Александра Дурсенева сыграла в лицах, точно передав все нюансы маленькой трагедии. Она стояла на сцене свободная, вдохновенная, простая и строгая, взволнованная и внешне спокойная. И пение, и голос, и манера исполнения, и артистизм – всё это показывало любовь к исполняемому материалу и слушателям.
Ещё один созданный ею образ – Марфа-раскольница из "Хованщины". Музыка и красивейший голос несли в себе мистически-таинственные, безысходно-печальные, почти зловещие ноты в "Гадании Марфы" и светлые, лиричные, основанные на подлинной народной мелодии - в "Исходила младешенька".
Их сменили романтичный, полный волшебства образ ночи в "Видении" и ироничный "Классик" - памфлет на
Фаминцына, музыкального критика того времени. Закончился концерт большим музыкальным полотном из нескольких частей "Раёк" на слова самого Мусоргского.

Аккомпанировал певице Заслуженный артист России Владимир Слободян. Он же и открывал вечер пьесой "Старый замок" из цикла "Картинки с выставки". Владимир Дмитриевич не только концертирующий музыкант, председатель Шопеновского общества города, но и талантливый педагог председатель Калининградского отделения международной ассоциации педагогов фортепиано "EPTA-Russia". Более чем за сорок лет своей преподавательской деятельности в колледже им. Рахманинова он подготовил такое количество замечательных пианистов, что в один из его юбилеев выступления учеников заняли два дня. Если бы смогли приехать все, то пришлось бы продлить юбилейные торжества дней на десять. В Канаде, США, Италии, Германии и России хорошо известны имена лауреатов международных конкурсов Ирины Фролаковой, Олега Шеши, Ольги Писарь, Андрея Скрипкина, Екатерины Колпаковой, Елены Гуриной, Юлии Чернявской и многих других. Кстати, в концерте, проходившем 22 мая, приняла участие его ученица, лауреат всероссийских и международной конкурсов, закончившая в этом году музыкальную школу с золотой медалью – Рената Ибрагимова. Она исполнила три фантастических танца Д. Шостаковича.
Сам же Владимир Слободян
исполнил три пьесы из "Картинок с выставки": "Лимож. Рынок. Большая новость", "Избушка на курьих ножках", более известная под названием "Баба Яга", и "Богатырские ворота. В стольном городе во Киеве".

"Картинки с выставки" были написаны Модестом Петровичем Мусоргским в 1874 году в память о друге – художнике и архитекторе Викторе Гартмане. В этих пьесах сосуществуют и реальность, и выдумка. А связаны они между собой темой-интермедией "Прогулка" - композитор путешествует по галерее и рассматривает картины друга. Он сам писал об этом Стасову: "Моя физиономия в интермедах видна". Образы, созданные приемами интонационной драматургии, настолько великолепны, что всё произведение можно без натяжки назвать музыкальным театром одного актёра. И этот актер – Слободян, который сумел воссоздать перед нами и рыночную суету с её сплетнями, и сказочный лес, страшный и темный, с избушкой на курьих ножках, и стольный златоглавый град Киев с перезвоном его колоколов.

Пианисту присуща безупречная точность игры, красивый звук, великолепный вкус, чувство стиля, искренность. Всё это сказалось на выборе сольного репертуара. Исполняемая им музыка гипнотизировала, вела за собой, не давала отвлечься. Хотелось слушать и слушать.

 P.S. Отдельное спасибо за прекрасный рассказ о творчестве М.П. Мусоргского, анализ произведений, исторические справки Заслуженной артистке России, музыковеду Елене Станиславовне Романовой и режиссеру концерта, подобравшему удачный видеоряд. 

                          c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_muzykalnaya-ganza-den-vtoroj_2.jpg  c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_muzykalnaya-ganza-den-vtoroj_3.jpg  c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_muzykalnaya-ganza-den-vtoroj_4.jpg

Н. Гора

Журналистам рассказали о фестивале Музыкальная Ганза
Отчет о первом фестивальном дне

 

 

 

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика