c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_muzyka-vlekushchaya-vvys.JPG27 мая в Кафедральном соборе с большим успехом выступили Саксонская государственная капелла и хор Дрезденского государственного оперного театра.

"Бог дал нам музыку, чтобы мы, прежде всего, влеклись ею ввысь", говорил Фридрих Ницше. Проводниками в эту «высь» стали гости из Германии. Интерес к концерту был огромен. Такого количества публики собор не видел давно, ведь коллективы подобного уровня посещают Калининград нечасто, и пропустить данное событие было бы грешно.

Несколько слов о наших гостях: Саксонская государственная капелла отмечает в 2018 году свой 470 год со дня основания. Коллектив - один из старейших симфонических оркестров мира. Хор несколько моложе, ему в прошлом году исполнилось 200 лет. На протяжении почти полувековой истории оркестр возглавляли знаменитые музыканты, такие как Генрих Шютц, Иоганн Адольф Хассе, Карл Мария фон Вебер и Рихард Вагнер, и не менее знаменитые дирижеры: Фриц Райнер, Карл Бём, Герберт Блумстед, Джузеппе Синополи, Бернард Хайтинк. 

Рихард Штраус доверил первое исполнение своих девяти опер капелле, а «Альпийскую симфонию» посвятил именно этому коллективу. Музыкантам рукоплещут в странах Старого и Нового Света, азиатского региона. Европейский тур, в котором сейчас находится капелла, начался с концерта в Москве, 25 мая она выступала в Санкт-Петербурге, а 27 мая в Калининграде, где любители музыки смогли услышать «Немецкий реквием» Брамса. Впереди у музыкантов Париж, Люцерна и Баден-Баден.

С 2011 года коллективом руководит Кристиан Тилеманн, которого называют не иначе как главным вагнеровским дирижером современности, хотя концертные программы маэстро охватывают огромный пласт музыки разных эпох и стран. Он является почетным членом Королевской академии музыки в Лондоне, почетным профессором Высшей школы музыки имени Листа в Веймаре и бельгийском Католического университета в Лёвене. Последний раз господин Тилеманн был в Калининграде в 2000 году вместе с Венским филармоническим оркестром. С тех пор им вынашивалась идея дать концерт в Кафедральном соборе, когда тот полностью будет восстановлен. Свою мечту и выбор произведения маэстро объясняет так: «Мне кажется, Калининград и Дрезден многое объединяет, а еще больше эту связь укрепляет музыка. Она объясняет то, что гораздо сложнее передать словами. “Реквием” Брамса наполняет душу примирением, поэтому мы выбрали именно это произведение». И оно великолепно прозвучало вечером 27 мая в исполнении оркестра, хора, солистов – Кристофа Пола (баритон) и Кристины Карг (сопрано).

Надо сказать, «Немецкий реквием» Иоганнеса Брамса очень отличается от подобных произведений других композиторов, например, Верди или Берлиоза. И дело не только в том, что композитор отказался от канонического латинского текста и подобрал тексты из различных глав Библии в немецком переводе Лютера. В своем сочинении он по-новому трактует содержание реквиема. Здесь нет рассказа об ужасах «Страшного Суда», как нет и мольбы о покое для душ усопших. Имя Христа вы тоже в реквиеме не услышите. Даже упоминание о «последней трубе» в шестой части не страшит, не заставляет трепетать от неизбежности смерти, а даёт надежду «тогда сбудется Слово написанное: поглощена смерть победою. "Смерть, где твое жало? Ад, где твоя победа?».

Голос Кристофа Пола в этой части звучал так сильно, эмоционально, что на глазах у некоторых слушателей появились слёзы (и это при том, что текст исполнялся на немецком). Надо отдать должное певцу – и в третьей части произведения он был не менее убедителен, точно передавая страх и сомнения. Музыка реквиема очень светлая, нежная, ей соответствуют и слова текстов, полные сочувствия к потерявшим близких. «Я хочу вас утешить, как мать утешает», - звучит в исполнении хора рефрен самой напевной пятой части. В ней сочетаются различные тексты: лиричная мелодия в исполнении солирующего сопрано Кристины Карг («Так и вы теперь имеете печаль, но Я увижу вас опять, и возрадуется сердце ваше») поддержана, например, рефреном хора. Этим Брамс вселяет в истерзанные болью и печатью души надежду и мужество. Он обращается к живым, примиряя их с мыслью о смерти словами апостола Павла: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся. Вдруг, во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы изменимся». И это обращение направлено не только к немцам, лютеранам, ко всем людям: «Признаюсь, что охотно опустил бы слово "немецкий" и просто поставил бы "человеческий"».

Музыканты не только прочувствовали это, но и сумели передать слушателям. И хор, и оркестр просто очаровали своим слитным, совершенным звуком, таким благородным, тёплым, что в нём растворяешься и уносишься в дали небесные, совсем забыв о действительности. Это очень гибкие исполнители, которые мгновенно реагировали на жесты дирижёра. А сам Тилеманн был больше похож на художника или зодчего, который творил на глазах у зрителей самое настоящее чудо. Им были задействованы не только кисти рук, вибрировали даже кончики пальцев. И это были руки любящего отца, который разговаривал ими со своими детьми – музыкантами.

Во время пресс-конференции с Тилеманном у меня сложилось впечатление о нем, как о добром, открытом, обладающим огромным чувством юмора человеке. Несколько фактов из его биографии помогут и вам понять, что собой представляет этот востребованный во всем мире музыкант. Его считают «вундеркиндом» среди дирижёров. В двадцатилетнем возрасте называли не иначе как «новый гений». Таким титулом обладал лишь Герберт фон Караян, у которого Тилеманн был ассистентом с 19 лет. В двадцать пять – он первый капельмейстер Deutsche Oper am Rhein в Дюссельдорфе. В 1988 году – художественный руководитель Нюрнбергского филармонического оркестра, в 1997 – руководитель Deutsche Oper в Берлине. С 2004 года, на протяжении семи лет возглавлял Мюнхенский филармонический оркестр. В настоящее время Тилеманн главный дирижёр Саксонской государственной капеллы и одновременно художественный руководитель Зальцбургского Пасхального фестиваля, а также музыкальный директор фестиваля в Байройте, где исполняются исключительно произведения Рихарда Вагнера, основавшего этот фестиваль. 

Тилеманн сотрудничает с ведущими оркестрами мира - в Вене, Амстердаме, Лондоне, Нью-Йорке, Чикаго, Филадельфии, а также в городах Израиля, Китая, Японии. И при этом почти не слушает музыку, считая, что «ухо должно отдыхать». В одном интервью маэстро сказал: «Я редко хожу на концерты и в оперу (если, конечно, сам не играю), только тогда, когда ожидается что-то действительно выдающееся. Это не высокомерие, просто нельзя, скажем так, всю жизнь пить одно лишь красное вино – время от времени хочется чего-то другого…скажем, кока-колы». Кстати, о напитках - после исполнения вагнеровских спектаклей маэстро требует пиво. На мой вопрос: «Почему именно этот напиток, ведь музыка Вагнера такая героическая, эпическая, мощная?» последовал простой ответ - после концерта хочется встать на землю двумя ногами. Секрет в смене ощущений. Вот такой он – Кристиан Тилеманн – один из самых ярких музыкантов так называемого «младшего поколения» и самый главный вагнеровский дирижёр современности.

Н. Гора

См. также

Кафедральный собор
Афиша Кафедрального собора

 

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика