Календарь событий

Июнь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2

Бесплатные экскурсии из аэропорта

Пересадка в аэропорту дело довольно скучное, поэтому крупные аэропорты мира предлагают транзитным пассажирам бесплатные экскурсии. Представляем шесть аэропортов, которые помогут вам развлечься во время долгого ожидания.

Флоренция

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image001.jpgГоворят, когда Стендаль впервые оказался во Флоренции, он испытал культурный шок. Свое впечатление от посещения этого древнего города я до сих пор не могу сформулировать, хотя прошло уже целых два года. Это был не шок, какое-то странное чувство живет во мне до сих пор. Вслушайтесь в имена: Савонарола, Пьетро-Леопольдо Лотарингский, Макиавелли, Гвиччардини, Данте, Бокаччо, Джотто, Мазачо, Боттичелли, Беато Анджелико, Донателло, Микеланджело. Эти люди так от нас далеко, а их дела и творчество так близки.

Когда стоишь на пьяцца Микеланджело, город - как на ладони. Ему всего-то чуть больше 2000 тысяч лет (по космическим меркам – пустяк). В 59 году от РХ во время апрельского празднования Floralia Цезарь, преследуя две цели – дать землю ветеранам и противостоять соседнему городу - создал на берегах Арно военную колонию, получившую имя  Florentia – «Цветущая». Благодаря оживленной речной торговле маленький городок вырос в крупный центр местной жизни с театрами, амфитеатрами, термами и в III веке н. э. стал столицей вновь созданной провинции Тусции и Умбрии. А в IV веке и центром иерархии - резиденцией епископа.

Переходя из рук в руки вплоть до IX века н. э., Флоренция не смогла добиться какого-либо значительного положения. Ее расцвет, вместе с расцветом Италии, начинается в X веке. С 1115 года Флоренция становится независимой коммуной, которая в XIII веке была вовлечена в конфликт между гибеллинами и гвельфами. 

Сделаем тут небольшое отступление, хочу рассказать кое-что об этом конфликте, о том, как он начался. Мне это показалось любопытным, хотя и считается спорным.  Итак, как говорят французы - шерше ля фам. Флорентийский хронист Дино Кампани повествует: в 1215 году молодой человек из могущественного клана Буондельмонти должен был  породниться с семьей Амидеи, но расторг помолвку и женился на девушке из семьи Донати. Оскорбленные Амидеи и Уберти (ближайшие родственники) просто напросто зарезали юношу; началась вендетта, расколовшая город надвое. Эта вражда, наложившись на тлеющий в Италии конфликт императоров и пап, приобрела политическую окраску и вышла за пределы Флоренции. Амидеи с Уберти поддержали императора и получили название «гибеллины» (искаженное «Вайблинген» - название вотчины рода Гогенштауфенов), а Буондельмонти с союзниками приняли сторону папы и стали зваться «гвельфами» («Вельф» - замок и клич заклятых врагов императорского рода герцогов Баварских). Причем здесь  Баварские?  В 774 г. Тусция была присоединена к империи Карла Великого. Карл провел административную реформу – Тоскана стала одной из многих провинций в его империи - прекрасной и весьма привлекательной.

Теперь продолжим наше путешествие в историю. Эта борьба не стала тормозом в развитии Флоренции. В 1252 году появляется флорин – золотая монета, высоко котировавшаяся в Европе. Город рос, а вместе с ним росло и городское сословие – ремесленников и купцов (пополаны), которое участвовало в управлении республикой. В самом начале XIII века существовала двухуровневая система «старших» и «младших» цехов. К семи «старшим» профессиям относились: судьи, аптекари, менялы, меховщики, шелкоделы, шерстяники, сукноделы, они получили прозвище «жирный народ». Остальные, из 14-ти младших цехов, – мясники, трактирщики и иже с ними – стали зваться «тощими». По цеховому признаку формировался специальный Совет, дополнявший верховную коллегию – Совет Двенадцати Старейшин.  Основа экономики – шерсть;  предприимчивые горожане смогли продвинуть свое сукно на европейский рынок и торговля закипела. Заметно оживилось судоходство по Арно, в город начали стекаться богатства, поэтому пришлось осваивать жителям и банковское дело. 

В середине века Италию, как и всю Европу, сотрясал кризис и эпидемия чумы, унесшая в некоторых городах до половины населения. Флоренция осталась на плаву благодаря перестройке своих производств: на смену цеховой системе пришли  мануфактуры с использованием принципа разделения труда и наемная рабочая сила. Капитализм, господа. Банковская система не только избежала краха, но и укреплялась.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image003.jpgРосла и территория Тосканы, столицей которой Флоренция является и по сей день. В 1402 году была окончательно включена в состав флорентийского государства Пистойя, в 1406 г. захвачена Пиза, в 1421 г. - Ливорно, важный порт на Лигурийском море.

Богатеет страна – богатеет и ее столица. Постепенно на первый план в городской жизни выдвигается семейство Медичи, нажившее в течение XIII века огромное состояние благодаря торговым сделкам и валютным операциям, сделавшее себе имя в обществе в качестве защитников «тощих». За что и пользовалось любовью небогатых горожан. Начиная с Джованни Медичи (1360-1421гг), основателя банковского семейного дома, клану удалось пробиться в самые верха республики. Его сын Козимо (1384-1464гг), прозванный Старшим, пользуясь недовольством простого народа, захватил власть в свои руки и превратил Флорентийскую республику в монархию, отказываясь при этом от титулов (кроме «отца отечества» - фактически, его «теневого синьора»). Некоронованный правитель упрочил свой  статус щедрым покровительством наукам и искусствам: им была основана Академия  Кареджи – центр европейского неоплатонизма, возрожден университет в Пизе. Он поддерживал ученых, живописцев, архитекторов, что создало ему репутацию мецената, а городу - звание культурного центра Италии, c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image005.jpgопережающего во многом Рим. Его внук Лоренцо Великолепный вступил в правление в 1469 году и своими мудрыми делами и поступками укрепил значение и Дома Медичи, и Флоренции.  Именно при нем город превратился в «итальянские Афины».  При его дворе творили Сандро Боттичелли и молодой Микеланджело Буонарроти. Род Медичи, давший Тоскане 7 великих герцогов, католической Церкви – четырех Пап, Франции – двух королей, пресекся в 1737 году со смертью Джангастоне Медичи, не оставившего после себя наследника. К власти пришла династия лотарингских герцогов. В эпоху Рисорджименто (период воссоединения Италии), в 1860 году Тоскана вошла в состав Королевства Италия, а Флоренция была некоторое время его столицей.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image015.jpgЗа годы правления Медичи  в городе были возведены великолепные архитектурные постройки, к 1470 г. в нем было, как писал историк и поэт Бенедетто Деи, полторы сотни церквей и пятьдесят площадей с храмами и дворцами. К сожалению, не все они дошли до наших дней, но то, что осталось, впечатляет - и очень.

Здесь творили колоссы эпохи Возрождения, и главные достопримечательности созданы ими: капелла Пацци, купол Дуомо, Воспитательный дом – плоды рук Филиппо Брунеллески; статуи Марии Магдалины и пророка Аввакума – Донателло, капелла Бранкаччи – Мазаччо, мраморный Давид – Микеланджело, фасад Санта-Мария-Новелла - Леона Баттисты Альберти. В величественной базилике Санта-Кроче похоронены люди, которые символизируют собой ренессанс – Галилей, Макиавелли, Микеланджело и Альберти. В 13 веке под руководством Арнольфо ди Камбио построены Санта Мария дель Фиоре и Палаццо Веккьо. Данте Алигьери – великий сын Флоренции – в XIV веке создал свою «Божественную комедию», используя тосканский диалект, который стал (обработанный) основой литературного итальянского языка, а потом уже и разговорного, т. е. лег в основу итальянского языка нашего времени. Флоренция – колыбель гуманистических идей и идей Ренессанса – выдвинула выдающихся мастеров, таких как Леонардо да Винчи и Микеланджело. Можно бесконечно говорить об этом уникальном городе и его представителях.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image007.jpgКирпичный купол Дуомо, помимо художественных достоинств, интересен еще и в инженерном плане. Вдохновленный куполом римского Пантеона, Ф. Брунеллески создал свой, без использования арматуры. Он имеет двойную структуру. Внутренний опирается на мощные столбы, окружающие подкупольное пространство (своды расписаны Вазари). Верхний поддерживается восемью несущими ребрами, сходящимися к фонарю с шатровым завершением. 1436 году строительство было завершено и вызвало у горожан восхищение. «Трудно сделать так же хорошо, невозможно сделать лучше», - так высказался Микеланджело о сооружении.

Кампанилу Джотто называют не иначе как «каменное кружево у собора». Дивная колокольня украшена статуями Донателло, панно Джотто. Франческо Таленти, достраивавший кампанилу, облицовал ее белым мрамором Каррары, красным из Сан-Джусто, зеленым из Монте-Феррато.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image009.jpgСовсем рядом с ней находится небольшое восьмиугольное строение романского стиля, которое и не сразу заметишь на фоне огромного собора. Это баптистерий, крестильня – самое древнее сооружение на площади Duomo, возведенное в IV-V веке на месте языческого храма. Посвящен он покровителю Флоренции – Иоанну Крестителю. Попал же он в мировую историю искусства благодаря своим вратам. Их трое: южные выполнены Андреа Пизано, северные и восточные – Лоренцо Гиберти. В 1401 году гильдия торговцев шерстью объявила конкурс на проект украшения северных дверей. В нем принимали участи лучшие из лучших. Целый год готовили они  проекты, но, увидев работу Гиберти, отказались от своих намерений. Лоренцо в ту пору был 21 год. Работа в 1424 году  была окончена и увенчалась полным успехом. Тут же поступает заказ на восточные двери. Над ними Гиберти трудился 27 лет. На десяти больших бронзовых золоченых  панелях изображены сцены из Ветхого Завета. Спустя полвека восхищенный Микеланджело назвал их «Вратами Рая», имя оставшееся в веках. «Войти в рай» через ворота Гиберти можно, кстати, и в Санкт-Петербурге. Русские мастера в XIX веке отлили копию «Врат» и установили на северном входе Казанского собора, только почему-то поменяли местами некоторые панели.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image011.jpgНеподалеку от Дуомо находится Пьяцца делла Синьория – центр гражданской жизни города. Здесь, в Палаццо Веккио, работал Никколо Макиавелли; на третьем этаже этого здания находится зал Карт, которые составил монах-астроном Игнацио Данти. Одна из 53-х посвящена Московии; здесь на костре сожгли Савонаролу; здесь, по пути в Рим, выступал с речью фюрер; здесь и сейчас проходят важные в политическом плане собрания; здесь конный памятник Великому герцогу Козимо Первому Медичи (1594 г) Джамболоньи, фонтан «Нептун» с морскими божествами (1575 г) Амманнати, «Юдифь и Олоферн» (1460г) копия работы Донателло, «Геркулес и Какус» (1533г) Бандинелли и самая узнаваемая во всем мире статуя «Давид» Микеланджело (копия, оригинал в Галлерее Академии); здесь в Лоджии Синьонии (образец итало-готического стиля) скрываются шедевры скульптурного искусства: «Похищение собинянок» (1583г) Джамболоньи, «Персей с головой Медузы» (1554 г) Челлини, два льва – левый античный, правый работы Вакки (1660 г) и в глубине античные статуи римских матрон. Это, по сути, музей скульптуры под открытым небом.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image013.jpgВ 1560-80 гг. во Флоренции было построено здание, которое, наряду с Лувром и Эрмитажем, известно всему миру - галерея Уффици. Козимо Первый Медичи, желая упорядочить управление Великим герцогством, решил поместить уффици (офисы) в одно здание. Франческо I, сменивший Козимо, переоборудовал верхнюю лоджию «присутственных мест» в музей. Первый в мире музей современности. Постепенно здесь возникли придворный Театр Медичи и Трибуна Буонталенти для шедевров и раритетов. В настоящее время здесь представлена вся история европейского искусства с XIV века по сей день. Одни имена художников чего значат – Чимабуэ, Пьетро Лоренцетти, Джотто, Мартини, Боттичелли, Липпи, Верроккио, Леонардо, Рафаэль, Микеланджело, Караваджо, Тициан. После посещения галереи возникает незабываемое чувство - будто встретился с удивительно светлым и чистым человеком, который подарил тебе глоток свежего воздуха и надежду на лучшее.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image019.jpgПеречисленное - лишь капля в море удовольствия от посещения Флоренции. Но мне хотелось бы рассказать о тех местах, которые напрямую или косвенно связаны с Россией. На углу аллеи Д. Мильтона и ул. Льва Х возведен православный храм по проекту петербужского зодчего М. Т. Преображенского. Он построен на средства   русской диаспоры в 1899-1903 году. Четверть суммы на строительство пожертвовано семьей промышленников Демидовых. Двухэтажное здание в стиле русских северных церквей окружено с каждой стороны так называемой «вышивкой», состоящей из семи незаконченных выгнутых арок – «кокосников», мозаично украшенных и образующих опору для барабанов пяти луковичных куполов, покрытых керамикой с бирюзовыми, зелеными и белыми чешуйками, напоминающими купола собора Василия Блаженного в Москве. Интересна она еще и тем, что  в верхней части (на втором этаже) расположена церковь Рождества Христова, а в нижней – во имя Святого Николая Чудотворца.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image017.jpgМонастырь Сан-Марко интересен не только как памятник барокко, но и тем, что в его стенах в свое время нашел приют Михаил Триволисс (1475-1556), будущий Максим Грек, богослов и церковный писатель, публицист, переводчик, филолог. Максим Грек  в 1518 году приехал из Ватопедского монастыря на Афоне (Греция) в Россию. Официальный повод - проверить перевод греческих церковных книг на русский язык. Сблизился с церковной оппозицией, за что был осужден на церковных соборах 1525 и 1531 годов. Оставил обширное литературное наследие: проповеди, публицистические статьи, философские и богословские рассуждения, переводы, статьи по фонетике, лексикографии, грамматике.

Ренессансный Палаццо Николини, построенный в 1542-1548 годах, был куплен в 1824 году Дмитрием Петровичем Бутурлиным, первым русским «эмигрантом» в Италии. Причина переезда – слабое здоровье. Большой любитель книги, он восстанавливает и увеличивает свою библиотеку (первая погибла в 1812 году при пожаре в Москве) до 33 тысяч экземпляров книг и редких рукописей. В своем Палаццо он открывает первую во Флоренции православную церковь. Здесь родился и провел детские годы правнук Дмитрия Петровича Петр Дмитриевич Бутурлин (1859-1895гг), будущий известный поэт. Дворец расположен на улице via dei Servi, в 200 метрах от Дуомо.

В 1822 году во Флоренцию переезжает потомок знаменитых заводчиков, меценат и театрал Николай Никитич Демидов (1773-1828 гг). Граф Бутурлин с иронией писал, что живет Демидов «…владетельным князьком второй руки. Нанимаемый им Палаццо Серристори представляет собой пеструю смесь публичного музея с обстановкой русского вельможи прошлого века. Тут были французские секретари, итальянские конторщики, приживалки, воспитанницы. Сверх штата постоянно проживали у него бездомные игроки и паразиты…». Николай Никитич проживал в Сан-Николо в Ольтрарно, бедном районе города и старался облегчить жизнь местным жителям. Он основал и содержал до конца жизни приют для престарелых, аптеку, бесплатную начальную школу для 160 мальчиков из бедных семей. В 1887 году был возведен современный фасад собора Санта Мария дель Фьоре (Кафедральный собор). На его завершение не хватало денег и отцы города обратились к состоятельным жителям за помощью. Демидов пожертвовал больше всех, и теперь справа от главного портала красуется  родовой герб - герб князей Демидовых Сан-Донато. Сразу после смерти Демидова его дети заказали мраморный памятник, который предполагалось разместить на Вилле Сан-Донато, принадлежащей семье. В 1871 году скульптурная группа была завершена. В центре  изображен Демидов в виде римского сенатора, обнимающего своего сына. Женская фигура у ног сенатора символизирует Признательность населения Флоренции. По углам постамента – четыре аллегорические скульптуры: «Природа», «Милосердие», «Искусство» и «Сибирь». В это же время принимается решение об установке композиции на площади Мулина ди Сан-Джорджио, примыкающей к Палаццо Серристории. Площадь стала носить имя Piazza Demidoff. Она находится неподалеку от моста Понте-алле-Грацие, примерно в километре от моста Понте-Веккьо.

На улице Сан-Леонардо 64 стоит отмеченный мемориальной доской дом Чайковского. На доске надпись: «На этой вилле в 1878 году жил и трудился Петр Ильич Чайковский, который, прибыв к нежным тосканским холмам с просторной русской равнины, претворил бессмертные гармонии обоих краев». Весной 1890 года он посетил Флоренцию в последний раз. Здесь ему очень хорошо работалось. В небывало короткие сроки, всего за 44 дня, написал в эскизах свое любимое детище – оперу «Пиковая дама». Завершив ее, он делает наброски к секстету «Воспоминание о Флоренции» для двух скрипок, двух альтов и двух виолончелей, в четырех частях.
На одном из домов, рядом с дворцом Питти, в самом центре Флоренции висит табличка: «В этом доме в 1868-1869 гг Федор Михайлович Достоевский закончил роман «Идиот». Никто точно не знает, был ли это действительно тот самый дом, но это не важно для флоринтийцев. Важно, что Достоевский здесь был. В городском парке Кашины есть малозаметная одинокая дорожка, которой мэрия дала имя писателя.

Во Флоренции собраны все архивы Тарковского: сценарии, письма, рукописи, фотографии — 11 тысяч единиц хранения. Все это богатство находится под охраной государства в мемориальном музее.

Квартиру в доме XII века режиссеру Тарковскому Флоренция подарила вместе со званием почетного гражданина. Почетным гражданином города был также Бродский. За вклад в мировую культуру поэт получил из рук мэра премиальный золотой флорин – точную копию средневековой флорентийской монеты и указ.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_florenciya_image021.jpgСвой рассказ о Флоренции хочется закончить словами Ренана: «Каждая ее улица – целый мир искусства, ее стены – сосуд, содержащий роскошнейший цветок человеческого гения; этот город – драгоценный алмаз в диадеме, которой украсил землю итальянский народ».

Н. Гора, специально для портала «Выходной»

Добавить комментарий