Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
27 28 29 30 31 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30

Бесплатные экскурсии из аэропорта

Пересадка в аэропорту дело довольно скучное, поэтому крупные аэропорты мира предлагают транзитным пассажирам бесплатные экскурсии. Представляем шесть аэропортов, которые помогут вам развлечься во время долгого ожидания.

Тыкоцин – город-баечка

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_1.jpgВ 30 км от Белостока на реке Нарев находится небольшой польский городок Тыкоцин, который польская поэтесса Агнешка Осецкая называла «мястечко-баечка» или «городок-сказочка».

Никто не станет оспаривать тот факт, что торговля является одним из факторов развития прогресса. Одна из дорог торгового пути из Москвы и Вильнюса в Познань и Краков пересекала речку Нарев. Вначале она проходила у села Нечеце, которое находилось  в нескольких километрах западнее от современного Тыкоцина. В XIV—XV веках, решив сократить путь, торговцы основали новое поселение с переправой и назвали его Тыкоцин. Местечко сразу же стало весьма оживленным и востребованным настолько, что в 1425 году получило Магдебургское право из рук князя Януша I. Основателем города считают Петра из Гумова, получившего в 1424 году привилегию тыковицкого войта от князя Януша Мазовецкого. На реке был построен порт, откуда в Гданьск отправляли зерно, продукцию ремесленников, древесину и военное снаряжение. О значимости Тыкоцина говорит и то, что в нём располагалась городская монетная мастерская - менница. Кроме коронных монетных дворов в Польше чеканили монеты в менницах Гданьска, Эльблаге, Торуни, Митаве, Риге, Познани, Лобженице, Вщове и Вильно.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_2.jpgВ 1437 году в письменных источниках впервые появляется упоминание о городском костёле. Он много раз перестраивался, тот, что мы увидели, появился в первой половине XVIII века, и посвящен Пресвятой Троице. В нём сохранились оригинальные трехсотлетние фрески. Храм построен в стиле барокко, его два корпуса, расположенные полукругом, как крыльями охватывают центральную площадь города, называемую Большой рыночной.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_3.jpgЗдесь же стоит и памятник гетману Речи Посполитой Стефану Чарнецкому, герою польско-шведской войны, имя которого упоминается в гимне страны наравне с именами Домбровского и Бонапарта. Король Ян II Казимир в 1659 году (по другим сведениям в 1661) передал Чарнецкому в собственность своё тыкоцинское имение. Нрава военачальник был крутого и отличился особой жестокостью при подавлении антипольских восстаний на Украине, но для Польши сделал много.

А в 1479 году по указу Альбрехта Гаштольда в Тыкоцине основали монастырь бернардинцев, который был заново отстроен после 1771 года. Сейчас в монастыре расположился дом престарелых, где на постоянной основе проживают около пятидесяти душевнобольных женщин. Но ворота не заперты и охраны нигде не видно. Во внутреннем дворике прекрасная статуя девы Марии.

Значение Тыкоцина намного возросло, когда в долине реки появился замок-крепость, любимое место последнего короля из Ягеллонов Сигизмунда II Августа. Это место было и королевской резиденцией, и главным арсеналом, и сокровищницей, и хранилищем книг, ценившихся в то время на вес золота. Замок этот не один раз разрушался во время войн и пожаров, но восстанавливался. Окончательно же он был снесён по приказу последних хозяев - господ Браницких, которым содержание огромной крепости влетало в приличную копеечку. Двенадцать изразцовых печей не прогревали здание, а в Белостоке Браницких ждало новое родовое поместье. Из замковых камней построили новый костёл и отремонтировали дороги.

Лишь в 1990 году бизнесмен Яцек Назарко решился на реконструкцию древнего замка. Причин, как сказала нам экскурсовод, было четыре. Во-первых, здесь произошла душещипательная любовная история, главными действующими лицами которой были Сигизмунд Август и Барбара Радзивилл, которую ещё называют польской Джульеттой. Во- вторых, замок, как сообщалось выше, являлся в своё время очень крупным арсеналом, в котором хранилась чуть ли не половина всех военных запасов королевства. В-третьих, здесь были самые высокие изразцовые печи в Европе. Одну из них восстановили, и мы могли ею полюбоваться. В-четвёртых, в 1705 году в Тыкоцине прошла встреча Петра I и Августа II Сильного, союзника России в Северной войне против шведов, во время которой были названы первые кавалеры ордена Белого Орла, высшей награды Польши. (Версий появления ордена много. По одной из них предполагается, что впервые орден был учреждён в 1325 году королём Владиславом Локетеком как рыцарский). Помимо Петра I, этим орденом были награждены А. Меншиков, А. Репнин, ряд русских генералов, обе Екатерины, Елизавета - всего более ста человек, прежде чем в 1831 году награда была присоединена императором Николаем I к российским императорским орденам. Современная экспозиция замка пока очень маленькая, но наш гид постаралась рассказать как можно больше.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_8.jpgc_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_9.jpgc_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_10.jpg
c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_11.jpgc_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_12.jpg

Поскольку Тыкоцин был портовым городом, то в нем жили люди разных национальностей. Основными же являлись поляки, русины, евреи, голландцы. Об этом говорят даже названия улиц. Например – Зацерковная, где православные строили свои храмы, или район Холендры (так называли здесь голландцев). Перемешались они с литвинами, ятвягами, немцами-тевтонцами, шведами, пруссами, татарами, поскольку город часто переходил из рук в руки. Например, во времена раздела Польши Тыкоцин оказался под властью Пруссии. После Тильзитского мира 1807 года вошёл в состав Варшавского герцогства, с 1815 принадлежал Польскому Королевству, c 1867 по 1919 годы - Российской империи, а с 1919 года входил в состав польского Высокомазовецкого уезда. Наверное, люди даже не успевали замечать, кто у власти. Большую часть населения Тыкоцина составляли евреи. В 1522 году сюда приехал всего десяток еврейских семей из Гродно. В конце XVIII века их было почти 4 тысячи (практически половина жителей города). Перед началом Второй мировой – уже две трети населения. На протяжении нескольких веков Тыкоцин был типичным еврейским городком: богатым и значимым, поскольку еврейская община считалась одной из самых зажиточных в Короне.

Синагога, которую посетила наша группа, была построена в 1642 году. По размерам она уступает краковской, считающейся самой большой в Польше. Во время Второй мировой войны здание уцелело, можно сказать, случайно - немцам понадобился склад. В настоящее время здесь находится музей этнографии.

Внутри группу ждал пан Дарэк Шада-Божишковски (в прошлом режиссёр и журналист), приветствовавший нас словами: «Шалом! Мир вам!». Он очень эмоционально рассказал о еврейской диаспоре в Тыкоцине, истории её возникновения и о том, что, где и зачем находится в синагоге.

Здание имеет прямоугольную форму. В ней могут молиться и мужчины и женщины, но      последние находятся на своей половине, называемой «эзрат нашим» (совсем как у мусульман). Возвышение в центре зала называется бима (или алмемар). Здесь устанавливается стол, на который кладут Тору - свитки, из специально обработанного пергамента, заполненные текстом, написанным от руки. С этого места читается священная для евреев книга. Трогать её руками нельзя, для перелистывания существуют специальные валики и указка в виде кисти руки, которой раввин водит по строчкам. Если книга стала очень ветхой, её торжественно, с почестями хоронят, совсем как человека. Ковчег, где хранится книга, или арон-кодеш, располагается у самой важной восточной стены, всегда направленной в сторону Иерусалима. Находясь в любом месте земного шара евреи молятся, обращаясь лицом к нему. Росписи на стенах - на идише и давно забытом арамейском. Это молитвы. Книги всегда очень дорого стоили, и поэтому молитвы в синагоге писались на стенах.

c_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_4.jpgc_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_5.jpgc_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_6.jpgc_120_90_16777215_00_images_uploads_otdyh-za_goroda_tykocin_7.jpg

Для нас пан Дарэк включил запись пения кантора из России Баруха Финкельштайна. Он поёт в синагогах Москвы и Санкт-Петербурга. Очень красивые мелодии и бархатный баритон сопровождали рассказ нашего гида о том, что это место в год для молитвы посещает примерно 50-60 тысяч молодых евреев из Израиля, имеющих польские корни. Синагога не используется как объект религиозного культа – это музей, это память об ужасах войны. В дни, когда нет служб, для жителей и гостей города здесь время от времени проводятся концерты.

А ещё мы узнали, как в августе 1941 года оборвалась история восемнадцати поколений тыкоцинских евреев. За два дня, 25 и 26 августа, фашисты расстреляли 2 500 человек, похоронив их в трёх ямах в Лопуховском лесу. Ровно две трети населения за два дня. Остались в живых считанные единицы. Недавно ушёл из жизни последний из спасшихся – Аврам Капица, почётный гражданин города. Некоторые его вещи и старые фотографии, предоставленные им при жизни, хранятся в витринах музея.

Хочется сказать несколько слов еще о двух людях, родившихся в этих местах. Михаил Иванович (Янович) Янковский родился 24 сентября 1842 в семье польского шляхтича Яна Янковского, потомка польского рыцаря Тадеуша Новины. За участие в студенческих беспорядках был отправлен на каторгу в Сибирь. Полюбил этот край и отдал много сил и лет жизни его изучению. Его у нас знают, как натуралиста, энтомолога и селекционера Южно-Уссурийского края.

Здесь же появился на свет Марк Заменгоф — отец Людвига Заменгофа, создателя эсперанто. Еврейский учитель и общественный деятель Марк Заменгоф был блестящим лингвистом, преподавателем, автором учебников. Он считал занятия Людвига по созданию искусственного языка блажью, и даже как-то в отсутствие сына сжег все его наброски. Но впоследствии оценил работу Заменгофа-младшего и очень им гордился.

Н. Гора

Добавить комментарий