25, 26 и 27 октября 2013 года в Калининграде, в спорткомплексе «Юность» проходил семинар по АСТ — технике и тактике работы с холодным оружием. В течение трех дней с калининградскими рукопашниками делился опытом один из ведущих российских специалистов, тренер по русскому рукопашному бою, инструктор АСТ Олег Шишкин.
Олег, вряд ли многие из наших читателей знают, что такое АСТ. Расскажите об этой системе, что она из себя представляет и как вы с ней познакомились
Единоборствами я занимаюсь уже более 30 лет. Сначала было дзю-до, затем русский рукопашный бой, система РОСС («российская отечественная система самозащиты», прим. ред). С системой АСТ — «эй-си-ти», Armed Combat and Tactics, техника и тактика работы с оружием — познакомился три года назад. В ней представлено несколько видов оружия, если перечислять по длине клинка — нож, мачете, европейский полутораручный меч, копье. В Израиле ребята разработали специальные мягкие ножи, которыми можно работать на реальной скорости, не травмируясь. Кроме того, есть техники работы с различные подручными предметами, которые можно использовать в качестве оружия, зонтик, например, или авторучка.
АСТ зародилось в Израиле?
Да, эта система была создана в Израиле, ее основатели — Александр Железняк и один из его учеников. В течение 10 лет они ее совершенствуют, развивают, отбирают работающие техники и отметают неработающие, у них своего рода лаборатория. Система представляет собой синтез филиппинских единоборств с ножом, исторического фехтования, бокса, кендо (японский бой на мечах).
Чем она хороша — в ней есть работа на всех дистанциях, от дальней до полного клинча, и много внимания уделяется тактическому аспекту. То есть, дается определенная техника и показывается, как и в какой момент ее можно применить. Также очень много свободных боев, спаррингов. Сейчас существует масса направлений ножевого боя, но в них люди в основном работают в защите — в шлемах, перчатках и т. д. А в защите человек не чувствует опасности, он в ней как танк — получает удар в голову, но продолжает действовать, что в реальной обстановке невозможно. У нас —минимум снаряжения, только очки для защиты глаз.
В нашей области такой семинар проходит впервые?
Да, впервые. Я раньше занимался рукопашным боем вместе с Александром Сунцовым, он и Валерий Гурячков, основатель школы «Пластун», попросили меня приехать и провести семинар по ножевому бою.
Какой уровень подготовки необходим для освоения вашей техники?
Техника здесь для всех новая, так что уровень большой роли не играет. Упражнения строятся в порядке возрастания сложности — вначале стойки, базовые удары, затем защита. Очень важно, что упражнения идут по принципу наслоения, а нож — настолько опасное оружие, что человек, как правило, очень быстро их осваивает. Его задача — получить на семинаре начальные навыки, а в дальнейшем шлифовать их на тренировках.
Я вспоминаю свою реакцию, когда впервые попал на семинар по АСТ. Это был легкий шок — передо мной противник с ножом, а я бью и не могу в него попасть, хотя столько лет занимался боевыми искусствами. Здесь, в первый день семинара, я увидел такое же удивление на лицах ребят. Им очень понравилось, так что, надеюсь, этот семинар будет не последним.
Вы говорили о работе с полуторным мечом. Общаетесь ли вы с историческими реконструкторами, обмениваетесь ли опытом с ними?
Да, в систему АСТ вошла часть реконструкторской техники. Но только часть, поскольку у ребят-реконструкторов, опирающихся на рукописи или иные исторические источники, все-таки присутствует свое видение, своя точка зрения. На практике, когда начинается работа на скорости, очень много техник отметается.
На мой взгляд, европейский полутораручный меч — это вершина холодного оружия, потому что при работе с ним нужно быть исключительно точным и расчетливым. Нельзя, как в боксе, закрыться, подставить под удар руку, любая ошибка наказывается тем, что расстаешься либо с какой-нибудь частью тела, либо с жизнью. Оружие учит филигранной технике, здесь халтурная работа не проходит.