10.10.2014 г. в концертном зале филармонии состоялся концерт, посвященный двум юбилярам – Наталье Алексеевне Стадниковой и Николаю Константиновичу Горлову.
Н. В. Анисимова, ведущая концерта, назвала его встречей друзей. И была абсолютно права, настолько теплым, радостным, душевным получился вечер. Выступления артистов сменялись поздравлениями, очень искренними, без официоза. Первыми юбиляров поздравили руководители средних школ, в которых учились наши артисты, и администраций районов, где они проживают. Потом эстафету приняли представители музыкальной школы им. Глиэра и колледжа им. Рахманинова, министерства культуры, областной больницы (в ней часто выступают перед больными наши юбиляры), областной Думы и филармонии. К ним присоединились родственники, друзья и коллеги. Цветы, подарки, бурные аплодисменты после каждого исполненного номера, «браво» и «бис», и совсем необычное дружное скандирование «спасибо» объединили зал и сцену.
О Николае Константиновиче, ярком представителе музыкальной элиты нашего города, мы уже писали после его первого концерта (из цикла юбилейных), прошедшего в марте этого года. Теперь хочется познакомить вас поближе с Натальей Алексеевной Стадниковой – концертмейстере Калининградской областной филармонии.
Выдающийся педагог, пианист и аккомпаниатор Евгений Михайлович Шендерович образно сравнил солиста с парусом, а аккомпаниатора – с рулем: «Лишенная одного из этих компонентов, лодка потеряет ориентир и не причалит к желаемому берегу».
Главный «рулевой» и концертмейстер филармонии Наталья Алексеевна Стадникова (Голубева) отмечает в этом году сорокалетний юбилей своей профессиональной деятельности. Сорок лет отдано любимому делу, и место работы за эти годы не менялось ни разу. Поскольку человек она очень скромный, то пришлось встречаться и разговаривать со многими, с чьей помощью получился портрет интересной, искренней, любимой коллегами, бескорыстной, очень веселой и общительной женщины. О Наталье Алексеевне все отзываются исключительно в превосходной степени. Работа концертмейстера – не просто игра по нотам или обычная помощь солистам при разучивании партии. Это еще и контроль за качеством исполнения, подсказка и помощь в преодолении трудностей и исправлении недостатков. Подтверждением этому может служить профессиональное становление певицы Музыкального театра Надежды Данчевой, которой Наталья Алексеевна отдала немало сил и времени, делясь опытом (только об этом она забыла упомянуть, рассказывая о своей профессии. Рассказали другие). Отсюда следует, что аккомпаниатор Стадникова – прекрасный педагог, психолог и организатор. Главным качеством концертмейстера принято считать общую музыкальную одаренность – музыкальный слух, чувство ритма, артистизм, образность мышления, фантазию и умение расставлять приоритеты. Всем этим Наталья Алексеевна, по словам коллег, обладает в полной мере. Бережно сохраняя исполнительскую манеру солиста, она умеет сохранять и свой индивидуальный облик. Важны в деятельности концертмейстера и умение владеть ситуацией, и быстрая оценка сложившейся обстановки. Представьте, что исполнитель внезапно во время концерта забывает или путает музыкальный текст. Задача аккомпаниатора – вовремя подхватить солиста и довести исполнение до конца. Остановка игры равносильна провалу. Наталья Алексеевна всегда готова к нештатным ситуациям. Н. К. Горлов, смеясь, как-то рассказал об одном таком курьезе. Николай Константинович отзывается о Наталье Алексеевне как о хорошем друге. Они в один год закончили музучилище, потом их пути разошлись – Наталья Алексеевна уехала учиться в Гнесинку, по окончании там и работала. «Наши отношения давно сложились. Считаю Наташу лучшим концертмейстером. Много с ней гастролируем, делаем большие программы. Например, осуществили большой совместный проект на 2-м канале центрального немецкого телевидения».
Из высказывания о Стадниковой Ирины Григорьевны Кривицкой (Жуковой), педагога колледжа им. Рахманинова: «Наташа из музыкальной семьи. Отец, Голубев Алексей Петрович, был не только первым директором музучилища, но и великолепным педагогом и композитором. Мама – певица с прекрасным лирическим сопрано, исполнила множество оперных партий. Наташа же – концертмейстер от бога. Помимо трудолюбия – еще и уникальные способности. Успех Надежды Данчевой состоялся только благодаря ей».
Заслуженная артистка России, музыковед Ирина Семеновна Андреева, вспоминая об одном из направлений работы Стадниковой в период образования и становления программы «Всей семьей в концертный зал», и позже, в сложный период девяностых, подчеркивает, что много сил и внимания Наталья Алексеевна отдавала музыкальному воспитанию детей: «Раньше как было, в месяц – минимум 4 концерта для школьников. Привозили автобусами». Ирина Семеновна подтвердила также, что большое количество концертов Стадникова сыграла с отечественными звездами и иностранными исполнителями, и «все они отзывались о ней, как о концертмейстере высочайшего класса».
Сама же Наталья Алексеевна, например, рассказывая о том, как она аккомпанировала Артуру Эйзену, не хвасталась работой со знаменитостью. Наоборот, все в ее рассказе было посвящено уникальному певцу: «Как только он запел, у меня мурашки по коже пошли. Изумительный голос». Константин Орбелян – выдающийся пианист, дирижер и композитор – лестно отозвался об аккомпаниаторском мастерстве Натальи Алексеевны.
Людмила Васильевна Енилеева (педагог колледжа им. Рахманинова) очень тепло говорит о семье Голубевых: «Когда приходила к подруге, Алексей Петрович усаживал за фортепьяно и начиналась игра в четыре руки, играли с листа. Наташа ученица была идеальная – трудолюбивая и ни одного пропуска. Похожа на отца, верная подруга, открытый человек».
Анаит Мкртчан, Аркадий Мартиросян, Светлана Бурова, Наталья Вячеславовна Анисимова, Евгения Самохина и многие другие, с кем работает Наталья Алексеевна, отмечают ее высокие профессиональные и человеческие качества, великолепные педагогические способности, чувство юмора и необычайную скромность. Средняя школа № 4 воссоздает свою историю и одну из страниц книги посвятит своей ученице – Наташе Голубевой.
На вопрос, не жалеет ли она о своем выборе профессии именно концертмейстера, а не, например, педагога, и не хотела бы сыграть сольный концерт, Наталья Алексеевна ответила, что ей всегда было интересно работать с кем-то, что когда работаешь вдвоем, то идет взаимодополнение. Педагогом успела побывать в Гнесинке, но пригласили в филармонию, и на преподавание не оставалось времени. Ведь преподавательская работа требует основательности, внимания, вдумчивости, отнимает много времени, уходящего на гастроли. И опять она плавно перешла на рассказ не о себе, а о гастролях в Сочи, на зимней олимпиаде, когда аккомпанировала нашему (калининградскому) ансамблю «Три грации», как принимали на «ура» и благодарили за «настоящую музыку». Но под конец все же сказала: «Мы – бескорыстные хранители музыкальной классики. С каждым годом все интереснее и интереснее работать. Только возраст свое берет. Но, если бы нужно было начинать все сначала, ничего бы не изменила в своей судьбе».
Н. Гора
См. также: