- 5 марта в Калининградской филармонии состоится концерт, посвященный тридцатилетней деятельности замечательного артиста, обладателя прекрасного баритона Н. К. Горлова. Прозвучат шедевры русской вокальной лирики – романсы Глинки, Рахманинова, Свиридова, Булахова, Чайковского. В преддверии этого торжественного события корреспондент «Выходного» побеседовала с юбиляром.
- - Так уже повелось - если в афише стоит фамилия Горлова, значит концерт обречен на успех. И, тем не менее, о Горлове-человеке мало что известно — будучи одной из знаковых фигур местной музыкальной культуры, вы остаетесь для калининградцев «Мистером Х». Расскажите, пожалуйста, о себе, родителях и о том, как вы пришли к пению. Ведь в училище вы занимались по классу фагота.
- - Родился в Калининграде. Отец художник. Мама медсестра, которая посвятила этой благородной профессии всю свою жизнь.
И далее пошел рассказ о непростом пути к пению. - Во время учебы вокальные способности преподавателями не были замечены и оценены. Но молодость и желание пробовать себя в пении взяли верх.
- - Ведь голос это такая штука, такая бацилла, которая не дает покоя, - комментирует Николай Константинович.
Он обратился к преподавателю музыкального училища Н. М. Коваленко, которая вела кружок самодеятельности в Доме офицеров, с просьбой о прослушивании. Нина Мартыновна поддержала стремление юноши овладеть вокальным мастерством. Так, параллельно с занятиями на фаготе, начались уроки пения. Как складывалась судьба дальше? - На одном из просмотров присутствовало начальство из областного управления культуры, на которое выступление юного дарования произвело большое впечатление. И, как следствие, - направление на работу в Калининградскую филармонию.
- Помимо музыки Николай Константинович занимался спортом – стендовой стрельбой. Был чемпионом области, призером Спартакиады народов РСФР, чемпионом Ленинградского военного округа. Как-то, возвращаясь домой с соревнований, проходивших в Свердловске, решил показаться в Московской консерватории. Узнать, «есть ли смысл этим заниматься». На первый тур опоздал. Декан вокального факультета Гуго Тиц оценил способности молодого человека и дал добро на участие во втором туре.
Второй тур принес разочарование. Е. Нестеренко, солист Большого театра, присутствовавший на экзамене, назвал абитуриента «старым» и не пропустил в третий тур. А «старому» всего-то было - 24 года. Знакомый посоветовал попытать счастья в филиале Ленинградской консерватории в Петрозаводске. Туда Николай Горлов поступил легко. Фактически без экзаменов — он их сдавал в процессе учебы. - Будучи студентом консерватории, работал в Петрозаводском музыкальном театре.
- Сразу же после поступления в консерваторию, у Горлова состоялся разговор с заведующей кафедрой, Марией Яковлевной Болотовой, которая сказала: «Зачем мучиться, идите работать в театр. У вас все на месте. Природа дала Вам голос. А дальше наработка пойдет». На третьем курсе Горлов уже был в составе труппы театра. К концу учебы исполнял 3-4 главные партии, играл спектакли. Его просили остаться после окончания консерватории.
- Но певец не остался, стал артистом Омского театра. Почему именно Омского?
- На выпускных экзаменах членом госкомиссии была ведущая солистка Мариинского театра, сделавшая предложение приехать работать в Малый оперный в Ленинград. Поступило предложение и от ленинградского театра оперетты. (Позже от Свердловского театра оперетты). Но из-за перенесенной в юности травмы ноги работать в этом жанре было тяжело, т.к. «требовался балетный класс». Хотя Николай Константинович «все равно, работал через боль, через силу».
Всего поступило семь предложений. Выбрал Омск. В это время там создавался на базе театра музкомедии Театр оперы и балета, формировался оперный репертуар и складывался молодежный коллектив. Было интересно.
Открывались оперой Тихона Хренникова «В бурю», где Николай Константинович пел главную партию - Листрата. Очень сложная партия. Затем был Жермон в «Травиате», партии в опереттах «Веселая вдова», «Летучая мышь». В то же время он сыграл небольшую роль на Ленфильме, был включен в картотеку актеров, поставлен на учет и на Мосфильме. На киностудии сказали - хотите сниматься, пожалуйста. Но вы очень далеко живете».
- Действительно, три часа самолетом - много не налетаешься, - смеется Николай Горлов.
Из Омска тяжело было выбраться куда-то, чтобы показать себя, тем более - имея только один выходной, понедельник. Поэтому, когда пришло предложение из Калининграда, Николай Константинович согласился на переезд. В 1984 году стал солистом Калининградской филармонии. В 86-м пришло приглашение из Минска, но он «остался дома» и не жалеет об этом. - - Вы очень много гастролируете. В каких странах довелось выступать? На каких площадках?
- - С 1992 года начал выезжать в Европу. За 20 с лишним лет побывал в Германии, Польше, Литве, Швеции, Дании, Бельгии, Голландии, Австрии, Португалии с сольными концертами, с Калининградским симфоническим оркестром, с Концертным духовым оркестром филармонии, с Областным оркестром русских народных инструментов, с ансамблем русской музыки «Гармоника». Все это были серьезные большие проекты. В Германии на ЦДФ – второй канал центрального телевидения – записали с концертмейстером Н.А. Стадниковой большую серьезную программу. В Колонном зале Дома Союзов с ансамблем старинной музыки у меня прошли с успехом концерты польской музыки. Всего и не перечислишь.
- - Репертуар у вас обширнейший. А что вам нравится исполнять больше?
- - Нравится петь то, что душа принимает. Если само произведение нравится, то и не важно к какому жанру оно относится. Начинает работать внутренний отклик. Сам голос ложится.
- - Вы занимаетесь преподавательской деятельностью?
- - Я внештатный преподаватель колледжа им. Рахманинова. В этом году не набирал курс. В прошлом выпустил ученицу. Трудно совмещать преподавательскую работу и гастроли.
- - Как вы думаете, нужен ли Калининграду Театр оперы и балета?
- - Да, на высоком уровне нужен. Не просто здание, на котором написано Театр оперы и балета. А действительно ТЕАТР. Пусть будет небольшое количество хороших балетных пар, хороших солистов, хороший хор и хороший оркестр. И зритель пойдет.
- Общение с Николаем Константиновичем было интересным. Рассказчик он замечательный, говорит образно, емко - можно слушать и слушать, перелистывая альбомные страницы с фотографиями. Но подошло время репетиции, и мы попрощались. Успехов вам, маэстро, и большое спасибо за содержательный рассказ.
- Наталья Гора