25 декабря 2015 года в Светлогорске, в здании МКК «Янтарь-холл» открылся новый филиал Музея Мирового океана «Балтийское море».
Ранее портал «Выходной» уже писал о том, что под музейные экспозиции в «Янтарь-холле» выделено более 4 тысяч кв. метров, что в августе 2015 года сюда переехал с Набережной исторического флота первый экспонат – яхта «Фолькбот». За ним последовали лодки «Финн», «Норвег», «Пруссия», ранее являвшиеся экспонатами музея Фридрихсбургские ворота.
На торжественном открытии филиала ММО присутствовали сотрудники музея, представители Русского географического общества, члены экипажа парусника «Крузенштерн», политики, бизнесмены и приглашенные гости. Посетители могли увидеть сразу две экспозиции — «Вокруг света под парусами» и «Люди моря».
Директор Музея Мирового океана Светлана Геннадьевна Сивкова:
— Мы долго ждали этого дня. В 2007 году на коллегии министерства культуры Российской Федерации было принято решение о строительстве в Светлогорске театра эстрады, и в рамках этого строительства — о создании выставочного центра Музея Мирового океана. Мы не ожидали, что открытие произойдет в 2015 году, но благодаря руководству области это свершилось. Мы открываем только первый этаж выставочного зала, а ко дню рождения музея он начнет работать полностью, на двух этажах разместится выставка «Люди моря».
Мы завершаем этот год открытием еще одного музейного центра. В 2016 году исполнится 320 лет российскому флоту, 200 лет экспедиции Крузенштерна и Лисянского на барках «Надежда» и «Нева», 90 лет барку «Крузенштерн», в марте 2015 исполнилось 70 лет Андрею Петровичу Красильщикову. Так много событий, что открытие такой грандиозной выставки, посвященной двум кругосветным экспедициям барка «Крузенштерн», не могло не состояться.
Выставка «Люди моря» — часть большой экспозиции, которая включает более 1000 предметов. Приобрел ее и передал на экспонирование в Музей Мирового океана российский предприниматель Владимир Иванович Щербаков.
Ученый секретарь Павел Сергеевич Матвиец:
— Сегодня у нас презентация выставки, которая откроется в апреле и будет занимать все пространство выставочного центра. Эта выставка планируется как долговременная, может быть, она станет отправной точкой для целого ряда тематических выставок, созданных в ее рамках, посвященных тому или иному вопросу внутри той или иной культуры.
Выставка сложная, мы получили в свое распоряжение очень богатую этнографическую коллекцию, которая собиралась на протяжении 30 лет немецким путешественником и этнографом Хубертом Матишеком на островах Юго-Восточной Азии. Здесь представлено несколько абсолютно разных культур — от первобытных (это культура асматов, тиморская культура) до очень серьезных, синтетических культур, основанных на буддистских, индуистских религиозных верованиях. Конечно, объединить это все — очень сложная задача, и мы будем над ней работать.
Жемчужиной собрания являются предметы быта асматов, более 200 единиц — произведения искусства, оружие, ритуальные вещи, связанные с первобытной культурой, одной из немногих, сохранившихся до нашего времени.
Также можно будет увидеть предметы, являющиеся частью культуры Бали, которая сформировалась на этом острове под воздействием бурной смеси индуистских, буддистских, анимистических традиций. Она проявляется, в первую очередь, в произведениях искусства. Это высокоразвитая культура, которая включает в себя ритуалы, театр, танцы, уникальную живопись, батик, резьбу по дереву и т. д. Крупные фигуры, выставленные в зале — примеры традиционной балийской резьбы, в основу которой положен сюжет эпоса «Рамаяна». Думаю, эта выставка привлечет внимание. Мы сейчас общаемся с различными музеями, специализирующимися в том числе и на восточных редкостях, и понимаем, что такого ни у кого больше нет — ни в Санкт-Петербурге, ни в Москве. Для России это абсолютная изюминка.
Выставка «Вокруг света под парусами» является результатом двухлетнего пленэра художника-мариниста Андрея Петровича Красильщикова. За это время автор дважды обогнул земной шар на борту четырехмачтового барка «Крузенштерн», его работы стали своеобразным отчетом о жизни на корабле и местах, в которых он побывал. На выставке представлены работы различных жанров: пейзажи, портреты, натюрморты. Художник раскрылся, как мастер, работающий во всех направлениях, и большой романтик, ведь морская стихия без романтики немыслима.
Андрей Красильщиков:
— Эта выставка — юбилейная, она имеет уже свою биографию. Экспонировалась в парламенте, потом переехала в Газпром, Виктор Степанович Черномырдин открывал ее в Доме правительства РФ, затем ее перевезли в Кремль, оттуда в Президентский полк, и только потом она улетела через океан в Санта-Крус-де-Тенерифе и 3 года экспонировалась на Канарских островах. Оттуда перелетела в Финляндию, потом — Юрмала. Я не говорю уже про выставки в Санкт-Петербурге и Москве. Так что сегодня ее можно увидеть в 25-й раз.
Сегодня никого не удивишь кругосветными плаваниями, люди летают из Парижа в Рио-да-Жанейро и любую точку мира. Но в чем преимущество кругосветки под парусом? Когда ты идешь милю за милей, то ощущаешь замысел Бога, как создавал Господь нашу планету, видишь, как плавно переходит один цвет воды в другой, как меняется природа — это незабываемые ощущения.
Работа была трудной. «Крузенштерн» — не круизный лайнер, а учебное судно, там каждый метр на учете. И первая проблема, с которой я столкнулся — как написать первую картину. Когда 220 глаз следят за тобой, не знаешь, где спрятаться, а творчество любит уединение. Потом капитан предложил мне освоить парусную мастерскую — там был не очень яркий свет, вокруг стеллажи с тоннами парусов, но, тем не менее, я там как-то вписался. Не хватало времени: заходим на 3 дня в какой-то город, я беру чистый холст, и надо выбрать место и за 2-3 часа работу завершить, раздумывать некогда. Потом появится другая страна, другой сюжет.
Я очень счастлив, что эта коллекция будет экспонироваться здесь. Сегодня мы подписываем документ о ее переходе в собственность Музея Мирового океана.
См. также:
Музей Мирового океана
Фридрихбургские ворота
Многофункциональный концертный комплекс «Янтарь-холл»
Музеи Калининграда