8 июля в Кафедральном соборе прошла стендап-драма «Тень Модильяни» - второй моноспектакль драматурга Дмитрия Минчёнка, показанный в Калининграде.
Первый - «Кант и его тайные гости» - зрители могли увидеть в апреле 2018 г. Публика оценила премьеру очень тепло. И вот новая встреча.
В зале погас свет, зазвучала нежная, тревожащая душу музыка, на экране над сценой появилась витиеватая подпись Модильяни, которая сменилась галереей портретов - разных, но в то же время похожих. Мужчины, женщины, дети – все они были с длинными шеями, вытянутыми лицами, большими, выразительными глазами, часто без зрачков. Их обращенные в зал пристальные взгляды, их многозначительное молчание говорили лучше всяких слов.
«Если ты хочешь, чтобы тебя правильно поняли, чтобы тебя правильно услышали, молчи. Закрой глаза и посмотри на тех, до чьих сердец ты хочешь достучаться. И в этот момент тебя услышат, тебя поймут», - примерно так сформулировал главный принцип своей жизни и творчества Амедео Модильяни после посещения выставки африканских божков, поразивших его своим слепым взглядом. Удивительная фраза - как понять человека, который её произнёс?
Проводником в прошлое, в духовный мир художника, который подписывал свои картины «Моди» (в переводе с французского «проклятый»), стал Дмитрий Минчёнок, человек открытый, отдающий людям всё лучшее, чем обладает. А обладает он многим - потому, что творец. Потому, что умеет выбрать ситуацию, собрать воедино типичные черты своего героя и облечь их в самую точную, выразительную форму. Поэтому и рождается у зрителя любопытство к жизни человека, о котором идёт рассказ. И не только любопытство, начинаешь переживать за маленького мальчика Амедео, за юношу, оказавшегося в городе, с которым связаны все его надежды и мечты, за молодого мужчину, умершего в возрасте тридцати пяти лет.
Незаметно пролетело время. Окончился спектакль на такой рвущей душу, высокой ноте, что говорить после неё ни о чем не хотелось. Стала понятной фраза великолепного мастера латышской рекламы Георга Стражнова: «Это то, что нужно видеть любому мыслящему человеку». Хотелось молчать и думать: о художнике, чье творчество, оказывается, знал поверхностно, и о человеке, который создал в своём увлекательном действе не портретную галерею, а мир людей. Людей хороших и плохих, талантливых и не очень, ставших за время спектакля более понятными благодаря мастеру слова, актёру, обладающему огромной творческой энергией, счастливой потребностью делиться с другими своими мыслями и знаниями, умеющему увлекаться и увлекать других – Дмитрию Минчёнку.
А еще было много разной музыки: от Баха до горлового (обертонового) андалузского пения. Она звучала в записи и живьём. Перед началом спектакля Евгений Авраменко на вопрос, что будет звучать этим вечером, коротко ответил - импровизация. Получилось здорово: мелодии были не только фоном, но и помогали точно расставить акценты. Единственной каплей дёгтя в бочке мёда оказалось качество звука, но это вина не Минчёнка, а звукорежиссёра.
Представляем вашему вниманию небольшую беседу с Дмитрием Минчёнком, состоявшуюся незадолго до начала спектакля.
- Дмитрий Анатольевич, у вас есть рассказы о Шагале, Модильяни и, если не ошибаюсь, о Малевиче - все они представители авангарда. Вас, в первую очередь, заинтересовали сами персоналии, или их живопись? Чем вызван интерес?
- Выбор темы всегда казался мне делом безнадежным – как угадать то, что будет интересно всем? Вопрос для шаманов или провидцев. Я понял, что говорить надо только о том, что тебя приводит в оторопь, изумление, ступор – тогда и зрителю это передастся. Модильяни для меня – это своеобразный капкан. Ловушка. Его картины – как омут, куда проваливаешься. Идешь, идешь и вдруг – бах - на небе. Что значат его картины? Линии? Да. Я смотрел на них и… цепенел. Когда вы смотрите на быстро сменяющиеся перед глазами линии, у вас может закружиться голова. А линии Модильяни ввергали меня в какое-то медитативное состояние. Я словно уносился куда-то. Теперь я верю, что можно нарисовать тоску. Есть такое сочетание линий, которое, будучи представляемым в мозгу, вызывает тоску или радость. Это из области науки завтрашнего дня. Все-таки меня толкают к себе в объятия, в первую очередь, цвет, линии, и только потом судьба художника.
Вы никогда не задавали себе вопрос, почему нас интересует судьба другого, такого же маленького, как мы сами, человека? Чего добивается актёр, воссоздавая душу другого человека с помощью каких-то знаков, шаблонов, форм? Почему одни персонажи, давно ушедшие в мир иной, кажутся нам живыми, а другие – нет? Что нужно сделать, чтобы образ, сложившийся в голове, оказался реальным? Реальным настолько, что не поймешь, он ожил или это нам только кажется. Вот где загадка. И я пытаюсь её разгадать.
- Станете ли вы продолжать тему о художниках? Например, Гала и Дали, мне кажется, так и просятся в вашу копилку историй. Вы помогли бы многим взглянуть на творчество испанца другими глазами. Я не понимала его до той поры, пока не побывала в его Театре в Фигерасе.
- Гала и Дали всегда мне казались другими - отдельными от остальных, инфантильными что ли. Эпатаж был частью их души. Они очень известные. Рассказывать про них я бы никогда не стал, потому что Дали сам про себя рассказал столько-о-о…Он такой шпион, который украл собственные тайны, и рассказал о них миру, лишь бы только заставить поверить, что он – гений. Он художник для развлечения. Мне нравятся его аттракционы со смыслом. Остальное – не люблю.
Живопись для меня – это реализация моего собственного Я. Биографии художников – продолжение моего собственного пути. Что мне интересно в живописи? Вы знаете, наш мозг эволюционировал таким образом, что он повсюду, в любом наборе линий, прежде всего, выискивает нечто похожее на человеческое лицо. Это генетический код распознавания себе подобных. Художники – как люди, обладающие даром создавать иллюзию человеческого тела на бумаге и холсте, в своем роде шпионы реальности. Они создают реальность человеческого бытия там, где ее априори быть не может – на бумаге или холсте, на экране. Они заставляют наш мозг поверить в то, что их фантазия – это то, что реально существует. Достаточно одного точного мазка, знака, чтобы их оживить. Это волнует: а вдруг то, что нам кажется, есть на самом деле, вдруг это путь к бессмертию? Такая логика меня волнует. Почему мы считаем, что портрет человека обладает собственным характером и способен влиять на судьбу человека? Оскар Уайльд написав «Портрет Дориана Грея» заставил нас всех в это поверить.
- Как ищете и накапливаете материал о людях, вас интересующих?
- Я верю, чем больше о человеке написано, тем меньше мы его знаем. Поэтому начинаю читать все, что есть о моем герое. Погружаюсь в его судьбу. Еду туда, где он родился. Если же это по каким-либо причинам не представляется возможным, отправляюсь в места, где он жил. Брожу по улицам, по которым он ходил, пытаюсь представить его в той или иной ситуации, и тогда приходят неожиданные ответы.
- На это требуется столько сил, терпения и времени, откуда они берутся?
- Силы берутся всегда из интереса. Если тебя что-то волнует, это дает силы извне, даже тогда, когда кажется, что они ушли. Хотя как человек, который хочет быть здоровым, я иногда почитываю все эти интернетные советы: что есть, где есть, в каком количестве. Пока я остановился для себя на витаминной смеси и беге - три раза в неделю по десять километров. Вот это, мне кажется, дает реальный прилив сил.
- На что, по вашему мнению, зритель должен обратить внимание, придя на спектакль?
- Это такой каверзный вопрос «на что?». Мне очень приятно, когда зритель готовится к встрече, ждет её, и хочет ворваться в мир, который ему предлагают, чтобы понять его. Такой зритель вдохновляет, но и заставляет задуматься о чувстве ответственности. Я стараюсь сделать «двери в иное измерение» как можно большими, чтобы широко распахнуть их и сделать проход в другую реальность удобной и интересной.
- Мне кажется, что своими «спектаклями-историями» вы хотите не только познакомить с персонажами, но и помочь взглянуть на них другими глазами, подтолкнуть к более глубокому знакомству с ними, и тем самым, потом, сформировать своё мнение.
- Да, на самом деле – это так. Мне хочется полностью или хотя бы частично опровергнуть, перевернуть мнение зрителя о том человеке, о котором он пришел узнать. Мне кажется, что мы все живем в плену клише. А хотелось бы их разрушить - не для того, чтобы создать новые, а для того, чтобы донести простую мысль: правда о человеке намного многограннее и загадочнее, чем тот стандарт, к которому все привыкли.
- В интервью о Канте прозвучала такая фраза: «Изучая биографию более знаменитого, более могущественного, более одарённого человека, мы сами себя изменяем и исправляем». Вы хотите сделать окружающий нас мир лучше, но люди, погрязшие в быту, глухи и немы. Я верю, что своим творчеством вы сможете разбудить какую-то их часть, но что делать с другой? Нельзя насильно осчастливить человека и не всегда получается заставить его думать. Что делать? Понимаю, что это вопрос вселенского масштаба, но хочется знать ваше мнение.
- Я не думаю, что надо будить все части. Всё, что создано Богом, не просто так. Если бы человек был идеален, мы давно бы сделали наше существование райским. Но идеальных людей нет. Коэффициент полезного действия (КПД) не должен быть одинаков у всех. Иначе наступит катастрофа. В окружающем нас мире больше всего инертных материалов. В воздухе – это азот. В космосе – темная материя, о которой мы не имеем ни малейшего представления. Даже в нашем мозгу есть не только работающие клетки, но и такие, называемые «глия», назначение которых учёными до сих пор не раскрыто. Они вроде азота в воздухе. Мир очень загадочен. Я сейчас работаю над новым проектом с замечательным человеком Игорем Добровольским – он научил меня делать мир более сказочным. Мне кажется – это отличная идея и задача.
Н. Гора