Комплекс зданий бывшей Провинциальной психиатрической больницы Алленберг, расположенный под Знаменском, является неофициальным туристическим объектом Калининградской области. Путешественники едут сюда ради впечатлений и фотографий, съемочные группы ради локаций, краеведы - чтобы больше узнать об истории этого места.
Как все начиналось
Лечение и контроль за душевнобольными людьми в Кёнигсберге осуществлялись на базе Лёбенихтского госпиталя, появившегося на месте женского бенедиктинского монастыря. Он находился рядом с рекой и поэтому частенько затапливался. Случались и пожары. Эти бедствия не только наносили огромный ущерб зданиям, но и не позволяли осуществлять в должной степени уход за больными. Поэтому в 1841 году Восточно-прусское собрание поместий решило открыть новую психиатрическую клинику.
С местом определились лишь в 1848 году. Лечебно-профилактическое заведение было решено построить в пригороде Велау (сегодня Знаменск). Так на левом берегу реки Алле (Лава) 1 сентября 1852 года начал функционировать Provinzial Heil-und Pflegeanstalt Allenberg - крупный лечебный комплекс, раскинувшийся на территории в 15 га. Он имел современное по тем временам газовое освещение и воздушное отопление. Директором-основателем больницы считается районный врач Райнхольд Бернгарди, до этого работавший в Кёнигсберге.
Четыре здания в стиле историзма окружали замкнутый внутренний двор, имевший форму вытянутого прямоугольника. На одной из его коротких сторон находилось трёхэтажное административное здание с двускатной крышей и высоким подвальным этажом. В нижнем этаже располагались приёмный покой, помещения для посетителей, кабинеты администрации и касса. Верхний этаж был отведён под залы для конференций и торжественных мероприятий. Слева и справа от здания были расположены массивные арочные ворота, закрывавшиеся на ночь. У левых ворот стоял мужской корпус, у правых – женский. Каждое из зданий разделялось пополам. В одной половине находились палаты для больных, в другой – жилые помещения для обслуживающего персонала. В центральной части двора размещался хозяйственный блок, включавший в себя церковь. Главным фасадом он был обращен к административному корпусу, а задней частью примыкал к башне кирхи. Это строение являло собой редко встречающийся многофункциональный архитектурный образец, в котором, помимо церкви, нашлось место кухне, пекарне, аптеке, лаборатории и кладовым.
Питьевая вода подавалась сюда из пяти глубоких колодцев, газ для освещения помещений получался на собственном производстве. Здание состояло из высокого подвального этажа, двух основных ярусов и помещения под крышей. Кирха выделялась семиярусной восьмигранной башней. Ее внутренняя отделка была незамысловатой: простой алтарный стол с распятием и алтарными подсвечниками, кафедра, ряд скамеек и орган за ними - вот и всё убранство зала, куда приходили со своими бедами и радостями пациенты лечебницы, в основном протестанты.
В 1870 году было принято решение о расширении комплекса. Этим занялись архитекторы Хейно Шмиден и Мартин Гропиус. В 1873 году под их руководством были построены два новых трехэтажных корпуса, рассчитанных на 500 больных, в стиле псевдоготики, что придавало им таинственность и мрачность.
Немного об архитекторах: Хейно Шмиден и Мартин Гропиус в 1865 году основали одну из крупнейших архитектурных фирм в Берлине «Gropius & Schmiefen». Фирма, руководители которой придерживались самых высоких художественных требований, строила музеи, больницы, виллы, памятники, многочисленные жилые и коммерческие здания. Самыми известными на сегодняшний день творениями архитекторов являются новое здание Берлинского музея декоративного искусства – Martin-Gropius-Bau и Фридрихсхайнская больница.
Работы Шмидена были высоко оценены. В 1881 году он стал членом Прусской строительной академии, в 1887 году – Прусской академии художеств. Он был награждён золотой медалью за заслуги перед строительной отраслью, получил почетное звание доктора наук при Техническом университете Берлина. Королевский институт британских архитекторов сделал его членом-корреспондентом.
Гропиус окончил Королевский технический институт, позже Берлинскую строительную академию. Два года (1867-1869) был директором учебного заведения Берлинского торгового музея, а в 1869 году стал директором Королевской художественно-торговой школы и руководителем всех прусских художественных школ.
Через десять лет опять встал вопрос о расширении комплекса больницы Алленберг. На этот раз это было связано с новыми принципами лечения больных. Применение смирительных рубашек и принудительное ограничение свободы стало считаться недостойным цивилизованного общества. Основным методом лечения была признана трудотерапия. Для этого в Германии по примеру Бельгии и Франции начали создавать специальные колонии, где больные на свежем воздухе при определённой свободе передвижения занимались сельскохозяйственными работами.
В 1880 году такая колония появилась и при лечебнице Алленберг - на специально докупленной территории. Проекты жилых и хозяйственных зданий были созданы в бюро, принадлежавшем восточнопрусскому строительному советнику Кра (Krah), а воплотил идею в жизнь в 1879 году провинциальный баумайстер Винхольдт. Новые строения расположили по периметру старого комплекса, в двухстах метрах от него, с тем, чтобы осталось место для развития в любом направлении. Помимо двух дополнительных лечебных корпусов появились конюшня, коровник, свинарник, амбары, кузница и другие хозяйственные постройки, имеющие удобное сообщение между собой и просматриваемые из окон дирекции, что позволяло осуществлять контроль за порядком на территории больницы.
В 1900 году Provinzial Heil-und Pflegeanstalt Allenberg обзавелось еще четырьмя больничными строениями: в двух из них находились женщины, в двух других – мужчины. Численность пациентов увеличилась до 1000 человек. За этим последовало и увеличение штата учреждения, для которого на рубеже XIX—XX веков в полукилометре от Алленберга построили целый посёлок. Эти двухэтажные дома хорошо сохранились и в настоящее время используются как жилой фонд.
Врачи
В разное время в клинике работали Герман Вендт, Карл Людвиг Кальбаум, Юлиус Йенсен, Ойген Халлерворден, Вильгельм Дубберс. О них совсем немного информации.
Психиатр Карл Людвиг Кальбаум, например, разработал новую классификацию психических заболеваний, в которой гебефрения и кататония впервые определялись как болезни. Преподавал в Кёнигсбергском университете. Переехав в Герлиц, на базе частной клиники Реймера основал дом для умственно отсталых детей и молодёжи, благодаря чему приобрёл мировую известность.
Юлиус Вильгельм Генрих Йенсен – психиатр и исследователь мозга, стал вторым врачом-резидентом Алленберга, а с 1875 года и его директором. В медицинском мире существует такое понятие «Jensen sulcus» – «борозда Дженсена». Эта церебральная борозда теменных долей, которую Йенсен описал в 1871 году, была названа в его честь. Молодой врач много занимался наукой и создал целый ряд исследовательских работ. Например, по измерению мозга, изображения которого Йенсен делал с помощью придуманной им машины для рисования.
Став директором, он ввёл в лечебнице принципы «не сдерживания». Эта медицинская концепция требовала, чтобы врачи и обслуживающий персонал относились к пациентам, руководствуясь нравственными нормами, и воздерживались от любых форм принудительного механического воздействия.
Кроме того, Юлиус Йенсен сделал бесплатным лечение для излечимых больных - за неизлечимых платили ассоциации бедных. Это позволило сделать помощь, оказываемую психиатрической больницей Алленберг, доступной и своевременной. Также Йенсен основал сельскую колонию для душевнобольных и руководил строительством новой больницы в Кортау (район Ольштына).
Пациенты
Первыми обитателями больницы стали 59 человек, переведённых из клиник Кёнигсберга. Попадали сюда люди не только с маниакально-депрессивными расстройствами и различными формами шизофрении, но и, например, с признаками лунатизма, сильной депрессией. Количество пациентов постоянно менялось. В 1873 году лечебница могла уже принять до 250 человек, в 1900 – до 1000.
В 1909 году эпидемия оспы резко сократила численность больных. Во время Первой мировой войны на фронт ушли 42 медработника из имевшихся 61. Война принесла с собой недоедание, рост заболеваемости туберкулёзом, пандемию гриппа. В 1918 году в больнице числилось 586 больных. В 1924 году их было уже 934. В 1929 году насчитывалось 1400 пациентов, клиника стала считаться самой крупной на территории области, помимо больниц в Тапиау и Кортау (ныне Кортово, Польша).
В 1934 году в связи с законом о предупреждении потомства с наследственными заболеваниями в Алленберге начали проводить принудительную стерилизацию пациентов.
1940 – наиболее трагичный год в истории клиники. В соответствии с идеологией национал-социалистов, душевнобольные люди должны были быть уничтожены. Для этого использовался угарный газ. Герметичный фургон с надписью Kaisers-Kaffee-Geschäft (Кофейня кайзера), буксируемый трактором, заполнялся из баллонов СО. Вот в такой «кофейне» и погибла часть больных. Еще часть была передана родственникам и в патронажные семьи или переведена в Тапиау и Кортау. Некоторых в рамках «Похода Ланге» отправили в концлагерь Сольдау.
Всего в мае 1940 года было убито 1558 пациентов восточно-прусских психиатрических больниц. Но до этого их обследовали и сортировали врачи-резиденты, которые обращали внимание на трудоспособность пациентов, умение адаптироваться в обществе и шансы на выздоровление. Те, кто находились в стационаре более пяти лет, считались неизлечимыми.
8 июня 1940 года Провинциальная психиатрическая больница Алленберг перестала существовать, на ее территории расположился гарнизон Schutzstaffel (SS) NSDAP.
Новейшая история
После Второй мировой войны комплекс был передан военным: в разное время там базировались танкисты, зенитно-ракетная бригада и радиотехнический полк. Ухаживали за зданиями как могли. Крышу нефа кирхи перекрыли черепицей, а ризницу разрушили. Здесь расположились солдатская столовая и клуб. С 2005 по 2009 год немецкое землячество и лютеранская община пытались своими силами восстановить кирху - отремонтировали перила башенной лестницы, на втором этаже создали небольшой музей, в экспозицию которого вошли предметы, подаренные местными жителями и землячеством. Однако в марте 2007 года постановлением Правительства Калининградской области кирха получила статус объекта культурного наследия регионального значения, а в феврале 2010 года Правительство РФ передало её Русской православной церкви. Лютеране ушли, музей закрылся, присматривать за кирхой стало некому. В 2013 году комплекс зданий бывшей Провинциальной психиатрической больницы Алленберг был передан в ведение администрации Знаменска и постепенно разрушается.
См. также
История развития медицины в Кёнигсберге: медицинский факультет университета «Альбертина»
Другие достопримечательности Калининградской области