29 ноября в 17 часов Музей янтаря ждет калининградцев на открытие выставки ювелирного искусства рубежа XIX – XX веков из собрания Костромского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Костромские ювелиры: история и современность. Промысел села Красного».
В экспозицию включены изделия ювелиров-кустарей, работников образцовой трудовой артели начала XX века, учеников Художественно-ремесленной учебной мастерской золото-серебряного дела 1908 – 1914 годов, украшения Красносельского ювелирного завода советского периода, авторские работы красносельских и костромских художников-ювелиров.
«Мал золотник, да дорог» - так говорят про бывшую вотчину Бориса Годунова, село Красное-на-Волге. Шестьдесят процентов всех отечественных ювелирных украшений создается именно здесь. Временем зарождения художественного промысла считается IX век, а его создателями - племена меря и чудь. Многие годы, от поколения к поколению, от отца к сыну передавались секреты ремесла. В отличие от петербургских и московских ювелирных дел мастеров, специализировавшихся на изделиях из драгметаллов, красносельские выпускали женские украшения из серебра и цветных металлов: колечки, сережки, браслеты, ожерелья. Эти изделия прочно вошли в быт как элементы праздничного наряда женщин, демонстрируя представления народа о красоте и богатстве. Помимо этого, выпускались предметы церковного назначения. Нательных крестиков делалось до 40 названий: православные, мощевые, старообрядческие, детские и прочие. Чеканились маленькие медные иконки, жетоны с изображением Федоровской и Ченстоховской Богоматери, образки с ликами святых. Из предметов обихода – мелкая серебрёная посуда, ложечки из серебра и мельхиора с гравировкой. Все это можно было приобрести на любой ярмарке. С открытием в 1897 году класса технического рисования, переросшего в 1904 в художественно-ремесленную мастерскую золото-серебряного дела, дается новый толчок в развитии промысла. Появляются новые техники обработки металла, в частности – скань. В 1937 году на Всемирной выставке в Париже филигранные изделия красносельских мастеров – пряжки, брошки, портсигары, подстаканники – получили высокую оценку. Заслуженно высоко оценены изделия, представленные на Всемирной выставке в Нью-Йорке в 1939 году. С тех пор множество дипломов и наград зарубежных и российских выставок получено мастерами-ювелирами.
Уникальные изделия из металла, выполненные в технике чеканки, литья, серебрения, золочения, зерни, скани, с использованием агата, опалов, гранатов, турмалинов, кораллов, собранные по замыслу авторов в единое целое, предстанут перед посетителями выставки в Музее янтаря. Сказочные ажурные и изящные жар-птицы, русские удалые тройки, расписные ладьи радужными переливами серебряных и золотых нитей будут радовать глаз, потому как «не то дорого, что красно золото, а то, что доброго мастера».