До 4 июня в Музее изобразительных искусств будет работать выставка, ставшая своеобразной архитектурной хроникой Калининграда 1940 - 1970-х годов.
Экспозиция рассказывает, как по мере роста «нового города» менялся и культурный вектор: западноевропейская художественно-строительная среда сменялась на советско-российскую, что постепенно привело к изменению художественных и эстетических приоритетов, ценностных предпочтений, в том числе и ощущения «места».
В послевоенное время город предстал первым переселенцам, говоря словами Иосифа Бродского, «равнинами, припорошенными щебнем», «пастбищем руин». Ощущение неясности и нестабильности сопровождало людей, отправлявшихся в неизвестность.
Так же как в акварельной технике нет четких границ, у людей не было четкого представления о будущем. И этот настрой удалось уловить Арсению Максимову, чьи лирические акварели представлены в первом блоке выставки. В них отображен обезлюдевший, потерявший свою монументальную историю, словно притихший перед началом новой архитектурной и культурной эпохи город.
Особый раздел выставки представляют лирические фотографии из коллекции Владимира Воронова из семейных альбомов и архивов. В них запечатлены культура и быт жителей города в этот период (1940-е – 1950-е), трудовые будни, личные встречи, общественные мероприятия.
С течением времени трагическая поэзия руин сменяется плакатной четкостью архитектурных форм, соответствующей представлениям об устойчивой, стабильной жизни, о ясном будущем. Так на смену мягкой акварели, представленной в первом тематическом комплексе выставки, приходит точная уверенная линия, особенно очевидная в серии линогравюр Адольфа Шевченко. Герои его произведений – люди труда: портовые рабочие, моряки, рыбаки, строители. Сюжеты – день в торговом порту, будни стройки, полевые работы. Художественная деятельность Шевченко была связана с представленным в экспозиции плакатным искусством 1970-х, формировавшем визуальную культуру советского общества, которое производило и транслировало знакомые каждому гражданину СССР символы и знаки, становившиеся частью культурного кода нации.
К 1970-м наступило время спокойствия и уверенности. В заново выстроенном городе кипит общественная жизнь. Толпы людей участвуют в парадах, митингах, город начинает ощущаться «своим». В его ландшафт активно внедряется монументальная скульптура с советской символикой. Одна из них – памятник-монумент «Мать-Россия» скульптора Б. В. Едунова – символ становления социалистического города.
Выставка «Город строительных кранов» – своего рода портал, через который каждому посетителю выпадает шанс отправиться в путешествие в советское прошлое Калининграда.
Стоимость билетов: 80-150 рублей.
6+
См. также:
Календарь событий
Афиша Калининграда
Калининградский музей изобразительных искусств
Калининградский музей изобразительных искусств, афиша
Отдых с детьми
Культура