С 27 по 30 июня в замковом комплексе «Мир» (Республика Беларусь) проходил международный исторический фестиваль «Наследие веков» - одно из самых значимых, масштабных и красочных событий в движении исторической реконструкции средневековья. Своими впечатлениями о фестивале поделилась одна из его участниц.
Организаторы этого мероприятия - молодежное общественное объединение «Живая история», сформированное на базе клуба исторической реконструкции «Люцерн» г. Минска. На протяжении 18 лет эти люди увлеченно занимаются изучением истории, развитием, популяризацией и распространением движения ИРС (историческая реконструкция средневековья) и ИСБ (исторические средневековые бои) как одного из прикладных направлений изучения истории.
У стен замка на берегу пруда раскинулся лагерь участников, в котором собралось около 650 человек - из Беларуси, России, Украины, Израиля. Все они приехали на фестиваль в составе клубов и индивидуально - рыцари и дамы разных возрастов, и почтенные, седовласые, и совсем юные. Для многих историческая реконструкция стала семейным делом, которым с удовольствием занимаются и дети.
Участники размещались в походных шатрах. Статусные вельможи с приличным доходом могли позволить себе деревянные кровати, остальные обходились сеном. Обеспечение сеном, охрана лагеря, поддержание в нем порядка — забота организаторов, так же как и биотуалеты с душевыми. Они, конечно, не средневековые, но для современного человека все-таки необходимы.
Лагерь был поделен на регионы: Великое Княжество Литовское, Швейцарский лагерь, Немецкий, Фламандско-Бургундский, за лесочком — Англия. В каждом проживали реконструкторы соответствующих стран XIV – XV веков. Каждый из участников прошел строгий отбор, исключающий присутствие случайных людей.
Вот некоторые из требований к участникам «Наследия веков»:
- пропуск в лагерь осуществляется только в средневековом костюме и при предъявлении бейджа;
- шатры и палатки должны быть изготовлены из натуральных материалов и соответствовать историческим аналогам XIV – XV века;
- используемые участниками предметы (бытовая утварь, посуда, столы, лавки, лопаты, топоры, емкости для воды и т. д.) должны соответствовать историческим аналогам и временному периоду фестиваля;
- нахождение в лагере разрешено только в историческом костюме, из современных предметов допускаются только корректирующие зрение очки.
По личному опыту - ходить в средневековом наряде очень комфортно и практично. Одежда не сковывала движений, выглядела очень привлекательно, в ней не жарко днем и не холодно утром, вечером и ночью. Головной убор защищал от солнца и ветра, а кожаный пояс с бронзовым литьем, к которому крепился омоньер (кошелек), служил еще и украшением. Кожаная обувь — легкая, как тапочки. Только вот ее удлиненные носы слегка пострадали от современного асфальта и тротуарной плитки.
Основные события фестиваля развернулись не в лагере, а на ристалище — центральной площадке мероприятия. Здесь, в полном соответствии со средневековыми источниками, проводились рыцарские турниры: конный, пеший, турнир лучников.
Как было принято в те времена, зачинщики в лице организаторов фестиваля и рыцарей Ойгена фон Нидау («Берн», Москва) и Сира Германа («Люцерн», Минск) вызывали на состязания достославных рыцарей.
Рыцари-ответчики - Артемий фон Куммерноф Аргау («Берн», Москва), пан Гродан з Менску («Белый тур», Минск), Женько Беда Юрьев сын («Западная башня», Калининград), Оливер Найтли («Тангар», Одесса), Аттельстан Слейтор («Тангар», Одесса), сир Ричард Арчис («Солсбери», Киев), Николя ван дер Фра («Фландрия», Киев) , Дитрих фон Нюрнберг («Нюрнберг», Россия), Тибо де Шампань (Россия) - приняли вызов и прибыли на турнир со своими дворами.
На торжественном открытии фестиваля каждый из них предстал перед рыцарями-зачинщиками, Судом Прекрасных Дам и взорами зрителей в парадном облачении и представил себя присутствующим. Дамы, во главе с дамой-Фемидой придирчиво оценивали рыцарей и выбирали фаворитов, чтобы по окончанию турнира вручить награды достойнейшим из достойных. Главные награды за победу в пешем рыцарском турнире - реконструкция пояса Эдуарда Вудстока (бронза, позолота, эмаль, кожа) и великолепный, выполненный в этой же стилистике меч - ждали своих владельцев. Были и другие призы, но об этом позже.
За церемонией открытия последовал пеший турнир в номинациях «щит-меч», «меч-баклер» и групповые поединки - рыцарь и его двор против другого рыцаря и его оруженосцев. По правилам турнира, каждый участник мог выбирать оружие. Поединки вышли яркими, захватывающими, динамичными, вызвали восторг у зрителей, и сопровождались комментарии со стороны Суда Прекрасных Дам. Окончательный вердикт выносили маршалы. Самым сильным бойцом номинации оказался Ойген фон Нидау — военная элита московского клуба «Берн».
Пеший турнир завершили латники в сверкающих доспехах. Их поединки проходили в куртуазной манере - перед началом соперники заключают своеобразное пари: один дает обет нанести за время поединка определенное количество ударов, второй — отразить их и достойно продержаться установленные три минуты.
«Битва тридцати» - новый формат фестивальных боев - состоял из трех частей: битва за мост, дорога баронета и захват знамени. Но эта номинация почему-то не задалась. То ли правила не были достаточно продуманы, то ли трактовались они неоднозначно, но спорные моменты возникали часто, процесс затягивался. Вместо двух сходок состоялось четыре, но и они не выявили победителей. Поскольку время было ограничено, продолжать бои организаторы сочли нецелесообразным и объявили об их завершении.
В конном турнире участвовало шесть рыцарей.
Партию зачинщиков представляли:
- пан Павел Заславский (Минск),
- Серж де Беффруа (Минск).
Ответчики:
- Дитмар Кирхфельд (Москва),
- Генфри де Богун ( Москва),
- сир Гарри Каллахан (Москва),
- пан Вацлав из Мстиславля,
- Артту де Садика ( Санкт-Петербург).
Сэр Дитмар Кирхфельд, несмотря на серьезную травму, совсем недавно полученную на фестивале «Времена и эпохи» в Москве, выступал достойно, но вскоре все же был вынужден отказаться от состязаний. Выбыл из турнира и пан Заславский, сославшись на непонимание жгучей брюнетки — своей лошади.
К слову, лошадей для соревнований конных рыцарей любезно предоставил сам пан Заславский, однако они не были натренированы для поединков реконструируемой эпохи, пугались бряцания доспехов и создавали проблемы своим всадникам, перед которыми стояли сложные задачи - соревнования на снарядах «сарацин», «кольца», рубка капусты и яблок, поднятие платка Прекрасной Дамы, конные сшибки и меле.
В турнире лучников принимали участие не только рыцари, но и дамы. Победители определялись в женской и мужской номинациях. Лучный турнир в доспехах вызвал нешуточный накал страстей даже среди ведущих.
В рамках запланированного постановочного сражения «Гуситские войны» ожили события XV века - противостояние чешских гуситов, на стороне которых сражались воины ВКЛ, и немецких крестоносцев, которых поддерживали многие европейские феодалы.
Кульминацией действа стала реконструкция битвы при Усти-на-Лабе 16 июня 1426 года на центральной площадке фестиваля — самая массовая, зрелищная и захватывающая батальная сцена фестиваля.
Но не только военные действия привлекали внимание - у стен замка разместился средневековый рынок: утварь, ткани, литые украшения, меха, головные уборы, обувь, оружие... Здесь же находились лавки ремесленников, все желающие могли наблюдать за их работой, брать уроки мастерства или сделать заказ на изготовление какой-либо вещицы - ткацкий станок, инструменты для чеканки, кузня, швейная и обувная мастерские были к услугам участников и гостей фестиваля.
Под вывеской «Музей забытой музыки» мастер старинных музыкальных инструментов Сергей Плотников мастерил калюки и гудки. В представленной им экспозиции - собственноручно воссозданные духовые и струнные инструменты. Мастер с удовольствием играл на каждом из них, устраивая импровизированные концерты с участием зрителей.
Но музыка звучала не только из его мастерской - оказывается, глиняные свистульки тоже очень мелодичны, если уметь на них играть.
Здесь же, на рыночной площади, стоял средневековый палач с орудиями пыток. За небольшую плату можно было почувствовать себя жертвой инквизиции и быть казненным на плахе. А откупиться от грехов предлагал колоритный монах — продавец индульгенций, заверявший документ особой печатью.
Своим мастерством поразили жонглеры, актеры на ходулях, актеры-кукольники, разыгрывавшие средневековые сценки - это тюменский театр «Чудодейство» привез на фестиваль свою развлекательную программу.
Танцевальные коллективы «Глория» и «Фламея» сделали фестиваль колоритным, ярким, запоминающимся, артисты с удовольствием обучали всех желающих средневековым танцам.
Очень впечатлило огненное танцевальное шоу «Кетри» из Минска, захватывающее зрелище подготовили и участники файер-шоу из Москвы. Они выступали и на ристалище, и в лагере участников — на фоне темнеющего неба игра света выглядела потрясающе. Бурю эмоций вызвал и фейерверк, устроенный организаторами фестиваля.
Заключительная часть фестиваля — церемония награждения. Герольд, Дама-Фемида и Королева Турнира вручили заслуженные, добытые ратным трудом награды.
Победителем пешего рыцарского турнира стал Ойген фон Нидау (Евгений Гладков, «Берн», Москва).
Поясом, кинжалом и шанфреном за победу в конном турнире был награжден Серж де Беффруа (Сергей Якимович, «Золотая шпора», Минск).
Лучники из клуба «Bow s club» Анна Бочкина и Дмитрий Козловский из Минска получили в награду кожаные сумки.
Арбалетчик Антон Помятов из «Гильдии лучников Беларуси» был награжден павезой.
Победителем лучного турнира в доспехах стал его одноклубник Александр Поваляев.
Поскольку в номинации «Битва тридцати» победителя так и не выявили, кольца с девизом фестиваля рыцарям-участникам подарили так — в качестве сувенира.
На церемонии награждения случился небольшой казус — тарелка с кольцами случайно опрокинулась и они рассыпались по ристалищу. Присутствующие на награждении посчитали это знаком. И точно: клуб «Берн» решил отказаться от своих колец, что привело к некоторым недоразумениям... Лучше бы этот комплект наград остался до следующего фестиваля.
Так незаметно пролетело время. Казалось, - только что разбивали шатры и изучали окрестности, а уже пора собираться обратно. Жаль, что за несколько дней фестивальной жизни невозможно охватить все происходящее, но мы увезли с собой массу впечатлений, радость новых знакомств, встреч с друзьями, приобретенный опыт и покупки с ярмарки.
С нетерпением ожидаем следующего фестиваля. Прощай, «Мир», здравствуй, «Мир»!
И. Сувернева, специально для портала «Выходной»