В пятницу, 15 августа, фестиваль «Территория мира» 2014 продолжил свою работу. В фестивальной программе произошли некоторые изменения.
К сожалению, по неизвестным причинам (можно предположить, что из-за складывающейся в последние месяцы политической ситуации) на фестиваль не прибыл Украинский академический фольклорно-этнографический ансамбль «Калина» из Киева, и Украина на нынешней «Территории мира» представлена только на ярмарке «Город мастеров» и в вокальном конкурсе «Песня мира». Вместо «Калины» перед калининградцами выступил виртуоз-балалаечник из Самары Дмитрий Калинин.
Первым на большую сцену вышел Государственный академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова из Республики Башкортостан. Созданный в 1939 году выдающимся танцором и хореографом, большим знатоком и ценителем башкирского народного танца Файзи Адгамовичем Гаскаровым, коллектив недавно отметил свое 75-летие. О его сегодняшнем дне на состоявшейся перед выступлением пресс-конференции рассказали директор коллектива, Народный артист Республики Башкортостан Филюс Казакбаев, музыкальный руководитель, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации Риф Мурташин и солистка ансамбля Миляуша Хайбуллина.
Филюс Казакбаев: Мы рады, что нас пригласили на фестиваль такого высокого уровня, как «Территория мира». Калининград — прекрасный город, очень гостеприимный, в нем живут культурные люди. Последний раз ансамбль выступал здесь 35 лет тому назад, другим составом. В этом году мы привезли 60 артистов балета и 17 музыкантов. Репертуар нашего ансамбля самый разнообразный, в нем танцы разных народов мира, но сегодня мы покажем национальные башкирские танцы. Калининградцы увидят башкирские костюмы и украшения, думаю, это будет познавательно и интересно. Эти танцы ставил сам Гаскаров, они входят в золотой фонд ансамбля. Всего в нашем репертуаре более 300 танцев, и мы постоянно его обогащаем.
Артисты балета работают в ансамбле в среднем до 40 лет, затем некоторые идут преподавать в нашу школу. Мы заботимся о своих сотрудниках, все они имеют возможность получить дополнительное образование, чтобы после выхода на пенсию иметь возможность реализовать себя в другом качестве. Также мы заботимся и о преемственности — в балетной труппе имеется сильный костяк, 10 солистов, они передают мастерство молодым. Это нужно для того, чтобы не потерять танец. Сейчас в ансамбле работает уже пятое поколение артистов.
Миляуша Хайбуллина: Ансамблю Гаскарова уже 75 лет. Возраст наших артистов — от 20 до 40 лет. Нагрузка высокая, репетиции проводятся ежедневно. Раббочий день у нас — 6 часов, и, как у всех профессионалов, он начинается с классики. Так как мы исполняем много танцев разных народов, с нами работаютют постановшики из разных стран. Каждый танец отрабатывается месяцами — совершенство достигается потом и трудом. Иначе нельзя, мы проводим танец через тело и душу, мы должны понимать не только движения и жесты, мы должны понимать народ, создавший его. Поэтому все артисты знакомятся с культурой, литературой, историей страны, чей танец разучивается. И сегодня мы преподнесем вам всю красоту башкирской культуры.
Риф Мурташин: Проблем с кадрами у ансамбля нет, у нас музыкальная республика, с хорошо развитой хореографией. Попасть к нам нелегко, критерии отбора очень строгие. В ансамбль набираются лучшие выпускники академии искусств и хореографического училища. Есть и своя школа-студия, в прошлом году из нее выпустилось 162 человека, в этом — 300. Нас поддерживает министерство культуры, в этом году мы получили грант за проведение фестиваля башкирского танца. У ансамбля хорошая материальная база, свой транспорт, музей, экспозиция которого рассказывает о творечском пути нашего коллектива. Работают над ним как действующие артисты, так и ветераны.
Дмитрий Калинин — один из самых ярких на сегодняшний день исполнителей-балалечников, преподаватель Государственного музыкально-педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова, художественный руководитель и главный дирижер Оркестра русских народных инструментов «Русский Стиль», Солист Московской государственной академической филармонии, член Московского музыкального общества. Его концерты в России и за рубежом проходят с неизменным успехом, он сотрудничает со многими композиторами, озвучивает партию балалайки для кинофильмов (их в активе Дмитрия более тридцати) и активно продвигает оригинальную музыку для этого русского народного инструмента.
С японским кинематографом, японским театром и японской поэзией мы знакомы намного лучше, чем с древним японским искусством игры на барабанах. И в этом отношении фестиваль «Территория мира» сделал калининградцам настоящий подарок — в лице группы «ASKA-GUMI» из Токио.
Дайгоро Аска, художественный руководитель группы: Мы очень благодарны вам за приглашение, позволившее посетить ваш город янтаря и представить вашим зрителям японскую культуру. Мы надееся своим выступлением вдохновить их на мужество, надежду и радость.
Вчера мы побывали на Куршской косе. Она произвела на нас большое впечатление, хотя был сильный ветер. Посетили Танцующий лес. Это очень интересное место, в котором меня посетило вдохновение.
Какое, если не секрет?
В декабре нам предстоит еще один тур по России — мы побываем в 16 городах — и тур по Японии. В Танцующем лесу, которой полон колдовства и мистики, у меня возник четкий образ того, что хотелось бы добавить в наши выступления перед российской и японской публикой. Возможно, это будет отдельный номер.
Что общего между японской и русской культурой?
Дайгоро Аска: Трудный вопрос. Сейчас во всем мире идут конфликты между странами. В сфере политики нужно искать компромиссы, в сфере экономики, возможно, сильные победят слабых. И только культура и образование создают мир на всей земле. Миссия артистов заключается именно в этом. Поэтому мы стараемся ездить по всему миру, укрепляя дружбу со всеми на этой земле. В этом нет разницы между японскими и русскими артистами, и мы хотим вместе с вами создавать в мире «территорию мира».
Кадзи Уно, ведущий исполнитель группы: Мы приехали в составе 10 человек. Наверное, немногие жители вашего города видели и знают, что такое японские барабаны. Мы прибыли с востока к вам на запад в целях активного обмена культурой. В апреле у нас был большой тур по России — Камчатка, Владивосток, Сибирь, Санкт-Петербург, Псков и многих других российских городов, о некоторых из них даже мои русские друзья говорили — ой, я там никогда не был. В Калининграде мы впервые, и для нас это большое удовольствие и радость. Мы еще у вас не выступали, но уже есть желание приехать еще раз.
Ваша музыка основана на национальных японских традициях. Каких именно — воинских, религиозных, обрядовых?
Дайгоро Аска: Барабан был самым первым музыкальным инструментом человечества, еще на заре цивилизации люди выражали свои чувства в такой форме. Позже у многих народов барабан приобрел статус божества, с его помощью совершались различные ритуалы. Для артистов барабан — это не просто инструмент, это нечто священное, а извлекаемая из него музыка — это что-то ритуальное.
У вас очень много учеников, несколько тысяч. Расскажите немного о них.
Дайгоро Аска: Точнее, около трех тысяч. 20-25 лет назад в Японии происходил экономический рост и выделялись солидные бюджетные средства на культуру. В этот период в стране поощрялось создание коллективов, занимающихся японскими барабанами, их было создано около 15 тысяч. Я тоже принимал в этом участие. Большинство моих учеников занимаются музыкой на любительском уровне. Профессиональных коллективов, гастролирующих по Японии и миру, немного, не больше десяти.
Какими качествами должен обладать музыкант, играющий на японских барабанах?
Желающие поступить в наш коллектив в возрасте от 15 до 25 лет могут попробовать себя как стажеры, в течение года. За это время проверяется талант исполнителя и его отношение к работе. Если эти качества будут признаны выдающимися, то он останется в группе.
Вы строгий руководитель? За что можно лишиться места в коллективе?
Дайгоро Аска: Нет, я не строгий руководитель. Наоборот, я считаю, что строгость не может обеспечить правильную кадровую политику, доверие к человеку важнее. Кроме исполнительского мастерства, важны личные качества, умение строить отношения с другими членами группы и стремление к постоянному росту, самосовершенствованию.
Глядя на вас, можно предположить, что для музыкантов важна хорошая физическая форма. Так ли это?
Кадзи Уно: Да, важна, и сегодня вы это увидите. Чтобы исполнять наши номера, необходимы ежедневные тренировки, почти как у профессиональных спортсменов, иначе не выдержишь нагрузок. Мы много бегаем и занимаемся в зале на тренажерах. Каждый профессиональный исполнитель сам решает, какой объем тренировок ему необходим.