24 августа в нашей области произошло сразу несколько событий, посвященных 100-летию начала Первой мировой войны, главным из которых стал военно-исторический фестиваль «Гумбинненское сражение» 2014.
Юбилейные мероприятия, в которых приняли участие министр культуры РФ Владимир Мединский, губернатор Калининградской области Николай Цуканов и руководство Гусевского городского округа, начались с открытия в Гусеве памятника «Штыковая атака» (автор — заслуженный художник РФ Владимир Суровцев).
Еще один памятник, работы знаменитого скульптора Михаила Шемякина, был открыт на территории частного инновационного кластера «Технополис GS». Созданная здесь мемориальная зона также посвящена событиям 100-летней давности. Присутствовавший на церемонии автор скульптурной композиции подчеркнул, что его детство прошло в Калининграде, поэтому история нашего края ему особенно близка.
Кроме того, на фасаде здания гусевского краеведческого музея появилась памятная доска в честь командующего 1-й русской армией генерала Павла Карловича Ренненкампфа. Напомним, что ранее памятник русским воинам, погибшим в Первой мировой войне, был установлен в сквере у Астрономического бастиона в Калининграде.
Основные же события развернулись на поле вблизи поселка Лермонтово. Фестиваль «Гумбинненское сражение» 2014 является победителем смотра-конкурса на лучший военно-исторический фестиваль в эпохе «Первая мировая война» и анонсировался как крупнейшее событие данной тематики в России. В числе его организаторов — Российское военно-историческое общество (РВИО), центр военной истории и культуры «Гвардия», центр военно-исторической реконструкции «ГАРНИЗОН-А». Мероприятию оказывали поддержку Министерство обороны РФ, Министерство культуры РФ, Правительство Калининградской области, Администрация Гусевского городского округа. Безусловно, по показателям массовости фестивалю равных в регионе не было.
Место для реконструкции было выбрано удачно — местность в виде естественного амфитеатра позволяла достаточно комфортно расположиться большому количеству зрителей (которых, по примерным подсчетам корреспондента «Выходного», собралось не менее 40 тысяч) и обеспечивала отличный обзор «поля боя». Организаторами было подготовлено достаточное количество парковочных мест с регулировщиками, установлены дорожные указатели, рядом была развернута обширная ярмарка и многочисленные точки питания. Не возникало каких-либо значительных проблем с туалетными кабинами и мусорными контейнерами.
В фестивале приняли участие около 500 реконструкторов из разных регионов России и зарубежных стран — Беларуси, Украины, Польши, Чехии, в том числе около 20 кавалеристов, а также 4 артиллерийских орудия и 2 бронеавтомобиля. В основу постановочного сражения легли три реальных боевых эпизода — бой под Каушеном и подвиг ротмистра Петра Врангеля (в будущем — одного из лидеров белого движения), бой 28 дивизии на северном фланге и сражение на южном фланге. В ходе реконструкции зрителям были продемонстрированы тактические элементы, характерные для начального, маневренного периода войны — действия пехоты, кавалерии, артиллерийских расчетов, пулеметных команд и т. д.
Однако, при явных организационных плюсах, не удалось избежать и минусов. Первый — разыгранный по сценарию эпизод, в котором атакующие немцы гонят русских пленных впереди своих боевых порядков. Нужно сказать, что при реконструкции сражения, как и в прошлом году, были сознательно допущены некоторые исторические неточности, такие как наличие бронеавтомобилей и реконструкторов австро-венгерской армии, которые в Гумбинненском сражении участия не принимали. Это объяснялось познавательными целями — Австро-Венгрия была противником Российской Империи, а бронетехника появилась на полях сражений именно в Первой мировой войне. На какие исторические источники опирались авторы сценария, включившие в него вышеупомянутый эпизод, остается неизвестным. По утверждениям многих исследователей Первой мировой войны, на ее начальном этапе еще соблюдались определенные «рыцарские» правила — например, так называемые «санитарные перемирия», позволявшие выносить с поля боя раненых. Данный эпизод вызвал негативную реакцию в социальных сетях и выглядит более чем сомнительным в свете риторики должностных лиц о «солдатах обеих сторон, сражавшихся каждый за свое Отечество», которых «примирила смерть», которые захоронены в общих могилах и чью память после окончания реконструкции зрители и участники почтили минутой молчания.
Второй минус — огромная пробка, в которой были вынуждены провести несколько часов возвращающиеся после фестиваля домой калининградцы. Министр культуры Мединский убыл с фестиваля на вертолете.