Прекрасным концертом, посвященным музыке аргентинского композитора Астора Пьяццоллы, завершился вечер вторника 16 декабря 2014 г.
На сцене концертного зала Калининградской областной филармонии им. Светланова выступали Камерный оркестр филармонии, художественный руководитель — Заслуженный артист РФ Александр Андреев, художественный руководитель и дирижер Калининградского оркестра народных инструментов Андрей Степаненко (бандонеон) и Дипломант международного конкурса Сергей Семененков (гитара). Программу вела музыковед Наталья Анисимова.
Музыку описывать бессмысленно, ее нужно слушать. Музыку Пьяццоллы тем более, потому что слова не в силах передать всю красоту, всю гамму чувств, которыми она богата. Аргентинское танго зарождалось на окраинах Буэнос-Айреса и Монтевидео — здесь, в предместьях, завезенные эмигрантами кубинская хабанера и андалузское танго встретились с местными пайядой и милонгой, а потом к ним добавились ритуальные танцы афро-аргентинской кандомбле. Из их слияния родились танец и сопровождавшая его музыка.
Какое-то время танго звучало в портовых кабаках и публичных домах — отсюда его самобытность, национальный колорит, ярко выраженные экспрессия и сексуальность, затем, с помощью шарманщиков и музыкантов, танго вышло на улицы и сцены кафе. Таким его услышал Астор Пьяццола, таким оно и осталось в его сочинениях, несмотря на появления в них новых, современных ритмов и классических тем. Характерным примером этому — «Танго-балет», прозвучавшее в исполнении Камерного оркестра Калинингрдской филармонии. Своей замечательной игрой музыканты смогли создать необычный образ — фантазия рисовала не молодую, страстную женщину, разжигающую танцем желание в мужчинах, а профессиональную танцовщицу, живо и технично изображающую чувства. Своего рода эстетская стилизация, игра в танго. Но от подобного преображения само танго хуже не стало — в нем появились изящество, лоск и утонченность, взятые от классики, остались же — южно-американские и испанские корни, эмоциональность и лиричность, делающие этот танец столь популярным на протяжении многих лет.
Не менее мастерским было исполнение Трехчастного концерта для струнного оркестра, бандонеона и гитары и сюиты «Истории танго» в четырех частях, написанной Пьяццоллой для струнного оркестра, гитары и флейты. Флейту в последнем случае заменил бандонеон, и его звучание было впечатляющим. Нельзя не отметить прекрасную сыгранность Андрея Степаненко и Сергея Семененко — их игра увлекала, уводила, заставляла восхищенно замирать и испытывать множество самых разных чувств.
Не зря после «Либертанго», исполненного оркестром и солистами на бис, зал взорвался аплодисментами и благодарил артистов стоя. И было за что — большая удача в эти сложные, кризисные дни забыть о проблемах, переключиться и услышать великолепную музыку El Grand Astor (Великого Астора) в столь искусном и выразительном исполнении.