1 марта в концертном зале филармонии состоялся удивительный по красоте и очень созвучный первому весеннему дню концерт «Сновидения».
Авторами программы стали гостья из Москвы саксофонистка Вероника Кожухарова и любимица калининградской публики Хироко Иноуэ. Два года назад они представляли на суд зрителей программу «С любовью к...» и получили самую высокую оценку слушателей. Оба проекта, и «С любовью к…», и «Сновидения» раскрывают тему человека и его места в мире — и в тоже время это совершенно разные по наполнению программы. Для «Сновидений» выбрана музыка как мало известных слушателю композиторов, так и мировых звезд: Иоганна Себастьяна Баха, Астора Пьяццоллы, Сирила Скотта-Крейслера, Дени Бедара, Эда Ваммеса, Элия Соколова.
Открыла концерт Хироко Иноуэ хроматической токкатой современного композитора Э. Ваммеса «Эхо Свелинка». Очень светлое и радостное произведение заставило зрителей ожидать чего-то необычного, чудесного.И чудо произошло, когда на сцену вышла Вероника Кожухарова. С первой ноты стало понятно, что в дуэте присутствует полное взаимопонимание, которое сделало возможным удивительное слияние многокрасочного тембрового звучания «короля инструментов» и изобретения Адольфа Сакса.
Ария из сюиты для оркестра № 3 И. С. Баха покорила свободой внутренних интонаций и многообразием звучания. Одно из самых знаменитых произведений Баха, витиеватое и многоголосное, хорошо известное слушателю, приобрело новые оттенки благодаря прекрасному, мощному и полному звуку саксофона, его певучему тембру и большой технической подвижности.
Ясные по форме, мелодичные и искренние, очень романтические произведения современного канадского композитора с французскими корнями Дени Бедара — инвенция, баркаролла, юмореска, вошедшие в сонату для саксофона и органа — продолжили программу, вызвали шквал эмоций, вылившихся в бурные аплодисменты.
С именем С. Скотта-Крейслера — «английского Дебюсси» — связывают рождение импрессионизма в английской музыке. И, прослушав «Lotus Land» («В стране лотоса»), понимаешь, почему. Утонченный звуковой колорит с характерными для импрессионизма гармониями создают образы, достойные кисти художника.
А потом снова зазвучала полная драматизма музыка И. С. Баха — Прелюдия и фуга ми минор — в исполнении Хироко Иноуэ. Органистка, как впрочем и всегда, блестяще справилась с музыкально-поэтическим образом произведения. Тонко и точно передала нюансы исполняемого — едва уловимые переходы от поэтического, обобщенного образа к лирике личностных переживаний. Философски-скорбная сосредоточенность прелюдии, ясная и светлая по колориту, сменялась настоящим драматизмом фуги.
Эту тему поддерживали и «Несбыточные мечты» — «Pipedreams» современного американского композитора Э. Соколова. Яркая самобытная музыка, в которой, как сказала Вероника, все как у людей, все как в жизни. Публика почувствовала это и очень тепло приняла «Несбыточные мечты».
Завершала программу музыка Астора Пьяццолы. Этим вечером он был представлен фрагментом из цикла «Времен года» — «В Буэнос-Айресе – зима», написанным для бандеона и скрипки. Хироко Иноуэ и Вероника Кожухарова исполнили это произведение блестяще — их игра показала, что органу и саксофону подвластно все. Паганини говорил, что «чтобы заставить чувствовать других», необходимо «сильно чувствовать самому». Артистки смогли вызвать у слушателя столько ярких эмоций, что зал долго не хотел отпускать их по сцены, аплодисменты переросли в бурные овации. И в награду за теплый прием прозвучало «Либертанго» Пьяццоллы.
Накануне концерта состоялась встреча с Вероникой Кожухаровой и Хироко Иноуэ. И если Хироко представлять калининградской публике нет смысла, то о Веронике хотелось бы сказать несколько слов.
Являясь лауреатом многих международных конкурсов, лицом французской компании Selmer (лучшего в мире производителя саксофонов), будучи известной во многих странах, где её принимали как свою, поскольку язык музыки универсален и не требует перевода, Вероника Кожухарова начисто лишена звездной болезни.
Недаром её любимым стихотворением Пастернака является «Быть знаменитым некрасиво», в котором есть такие строчки: «Цель творчества — самоотдача, а не шумиха, не успех…». Маленькая, хрупкая, очень искренняя, с феноменальной работоспособностью. Человек, которому веришь с первой минуты знакомства. С очень сильной волей, готовая отзываться на чужую боль и радость, она ведет не только большую гастрольную деятельность, мастер-классы, но и участвует в благотворительных акциях.
А еще она очень благодарный человек. «Я очень люблю своих слушателей, — признается в одном из своих интервью Вероника. — Они для меня как единый организм: что в него привнести, зависит исключительно от моего внутреннего состояния. Музыка — это храм, где заканчиваются слова, и со слушателем говорит душа. Говорит чувствами и эмоциями. А поскольку эмоции всегда разные, одно и то же произведение я каждый раз играю иначе». И это не пустые слова. Тот, кто не видел, КАК она играет, много потерял. Идет такая самоотдача — инструменту, музыке — что происходящее на сцене иначе как беседой, исповедью, таинством не назовешь.
Да и может ли быть иначе у человека, который считает сцену своим домом, а музыку проводником в общении с людьми. Она не просто играет для пришедших на концерт — она разговаривает со слушателями посредством своего любимого инструмента.
О Веронике можно говорить бесконечно много — в превосходной степени. Да и как не восхищаться человеком, который сделал себя сам благодаря упорному труду и твердому характеру. Девчушка, попавшая в 7 лет в приемную семью, в 11 уже становится победительницей двух международных конкурсов — «Музы и дети» и «Юный виртуоз», а через год — стипендиатом программы «Новые имена планеты».
В 14 уезжает из дома в Москву и поступает в Академию Гнесиных. Здесь педагог М. К. Шапошникова знакомит её с мастерством профессора Парижской консерватории Клода Делянга, мастер-классы которого собирают звезд классического авангардного саксофона со всего мира, т. к. французская школа игры на саксофоне считается ведущей. И появляется мечта стать его ученицей. Мама, очень чуткий, добрый и отзывчивый человек, помогает мечте осуществиться.
Двести музыкантов со всего мира съезжаются во французский Гап, и маэстро уделяет каждому внимание — по 20 минут. А Веронике – 40! Мало того, через два года он вызывает девушку к себе на мастер-класс и позволяет присутствовать на репетициях. «Я осмелела в своих мечтах: мне так захотелось когда-нибудь с ним сыграть!», — вспоминает Вероника.
Сбылось и это. Летним парижским вечером в «Сант-Луисе» они выступают дуэтом. Недаром мама говорила дочке: «Все, что захочешь, сбудется. А если не сбудется, значит, и желания не было».
Потом было много конкурсов и фестивалей, встреч. Но конкурс в бельгийском городе Динант при Академии саксофона им. А. Сакса стал особенным. Патрик Сельмер (владелец ведущего мирового предприятия по производству музыкальных инструментов) подарил Веронике саксофон ценой 7 тысяч долларов, таких инструментов в мире — всего три. Это была не благотворительная акция, а продуманный маркетинговый ход, инструмент в руках прославленной саксофонистки — хорошая реклама. С 2011 года Кожухарова является официальным представителем фирмы «Selmer». А еще она пишет музыку, делает переложения и при этом не считает себя композитором, хотя существует, например, клип «Жажда жизни», в котором звучит ее произведение.
Клод Делянг, услышав её игру, сказал: «Что ты делаешь с инструментом?! Он же рассыплется». «Может быть, — ответила Вероника. — Но пока не рассыпался! Я знаю, что могу вытащить из саксофона ещё и не такое: инструмент чрезвычайно многогранен! И пока во мне живёт эта жажда, будет бить ключ моей музыки».
Профессионализм высокого класса неразрывно связан напряженным, тяжелым трудом, огромными физическими и эмоциональными затратами. Мы желаем Королеве саксофона, как называют Веронику Кожухарову в Европе, Америке и Японии, творческих успехов, любви, сил для свершения задуманного. И не прощаемся — говорим «до свидания» и с нетерпением ждем новых встреч!
Н. Гора
См. также:
Калининградская областная филармония
Все новости Калининграда
Российские новости
Зарубежные новости
Афиша
Календарь событий