Последний день десятого, юбилейного музыкального фестиваля «Калининград Сити Джаз» 2015 одновременно стал первым теплым и летним.
Ненастная погода, убедившись в невозможности повлиять на умы и сердца любителей хорошей музыки, наконец отступила. Прекрасная половина публики получила долгожданную возможность «выгулять» приготовленные к музыкальному празднику наряды, а из социальных сетей, по словам ведущей Светланы Колбаневой, поступило предложение — кроме летнего, проводить и зимний фестиваль «Калининград Сити Джаз». Опыт уже есть, а время ожидания сокращается вдвое.
Как известно, Литве есть чем гордиться в плане джаза — чего стоит один только джазовый фестиваль в Клайпеде. Мэра города Витаутаса Грубляускаса, профессионального трубача и большого ценителя джазовой музыки, называют «Литовский Армстронг», и калининградцы уже имели возможность оценить его талант. Третий фестивальный вечер в Калининграде открывали достойные представители литовского джаза — самобытная, стильная и веселая команда «The Ditties», с тремя замечательными вокалистками, покорившими публику своим артистизмом и нарядами в стиле 50-х.
Вслед за литовцами на сцену вышли датчане — один из самых востребованных и успешных скандинавских джаз-бендов «Six City Stompers». Молодые талантливые музыканты, исполняющие классический джаз, очень органично вписались как в общую канву фестиваля, так и в царящую на нем атмосферу, приподнято-праздничную и одновременно по-домашнему уютную.
Изабель Жеффруа, известная уже всему миру как Zaz — недавно взошедшая французская звезда, которой пророчат великое будущее. Ее взлет к вершинам славы был стремителен, но путь к нему был очень труден. Одна из ее любимых песен — «Легенда о колибри», который тушил лесной пожар, нося воду в клюве. «Ему говорили — это бесполезно, а колибри отвечал — я делаю то, что в моих силах». В этой легенде вся Zaz, какой ее увидели калининградские журналисты накануне выступления — очень простая, открытая, искренняя и напрочь лишенная малейших симптомов звездной болезни.
— Вы работаете в различных музыкальных стилях, как вы себя чувствуете в джазе?
— Очень хорошо, очень свободно. Это доказывают наши первый и второй альбомы, в которых мы сделали именно джазовые импровизации. Мне хорошо в джазе.
— Допускаете ли вы импровизации во время выступления или действуете строго по сценарию?
— Все зависит от формата. Если идет речь о биг-бенде, здесь, безусловно, нужно придерживаться определенных рамок. Но поскольку я в каком-то смысле — черновик и постоянно что-то дописываю и переписываю, то, конечно же, импровизирую на своих выступлениях.
— Как вы реагируете на неожиданно свалившуюся на вас известность, учитывая, что ваша музыкальная судьба складывалась непросто, порой драматично?
— Это такой парадокс. С одной стороны, известность открыла передо мной многие двери. Появились новые возможности, я могу работать с разными музыкантами, делать разные проекты, размещать посты в фейсбуке, которые читают и репостят — это совершенно уникальное средство коммуникации. С другой стороны, я стала менее свободной, выйти на улицу инкогнито у меня больше не получается. Люди далеко не всегда злы, но некоторые видят в тебе не человека, а какую-то картинку. Ты идешь, тебя начинают снимать на телефон, но что делать, говоришь им: «Привет!» или что-то в этом роде. Как будто ты в зоопарке (смеется).
— Как человеку, который пишет тексты для своих песен — что для вас важнее, музыка или слова?
— И то, и другое. Нужно, чтобы мелодия мне нравилась, чтобы я чувствовала ее, и, конечно, чтобы текст повествовал о чем-то, что лично меня трогает. Я не всегда пишу для себя тексты и музыку, бывает, что ее создают для меня композиторы, бывает и наоборот. Для меня важно то, что вызывает сильные эмоции. Например, когда я взошла на Монблан, сразу появилось желание написать об этом. В моих текстах всегда речь идет о том, что я вижу, чувствую, о вещах очень конкретных.
— Клип «Je veux» снят в лучших традициях шансона, прямо на улице...
— В довольно злачном квартале.
— Есть ли желание и предложения выступать на небольших квартирниках, для ограниченной аудитории? Можно петь на улице для десятка человек, можно выступать перед многочисленной публикой, как на сегодняшнем фестивале, от чего больший драйв?
— Я через очень многое прошла, на самом деле. Пела в джазовых и блюзовых группах, пела в барах под пианино, имел место рэп, у меня богатое музыкальное прошлое. Не могу сказать, что мне нравится больше, но выступление перед большой аудиторией — это, конечно, другое. Главное для меня — узнавать что-то новое, чему-то учиться. Иначе меня все достает, а если меня достает, я просто сваливаю, и все (смеется).
— В чем секрет успешного выступления? Каковы критерии того, чтобы вы, уйдя за кулисы, подумали: «Да, это было круто»?
— Нужна спонтанность в действиях. Чтобы в какой-то момент вдруг что-то произошло, ты не знаешь, что и откуда, но люди начинают реагировать, начинают немножко сходить с ума — кричат, танцуют. Должна быть такая игра с публикой, от которой мы вместе веселимся, получаем удовольствие. Вот это круто.
— Изабель, известно, что у вас есть благотворительный проект, который вы реализуете с локальными партнерами, и что он будет реализован в том числе и в Калининграде. Не могли бы вы рассказать о нем подробнее?
— Мы с моими музыкантами вчера были в больнице (детской областной больнице, прим. ред.). Сначала мы просто пришли посмотреть, а потом подумали — ну, не зря же приходили, почему бы не поиграть? И сыграли такой маленький импровизированный концерт. Они были очень милые, эти дети, очень хорошие, и мне кажется, все сложилось, как надо.
На самом деле у меня несколько проектов, на которые я пытаюсь собирать средства. Во Франции я работаю над внедрением другой педагогики в образовании. Я считаю, что многие дети испытывают трудности в учебе, поэтому вместо того, чтобы адаптировать детей к системе образования, нужно адаптировать систему к детям. Каждый раз, когда у детей возникают неудачи в школе, они вынуждены подстраиваться, а должно быть наоборот. Я встретилась во Франции с одной женщиной, ее зовут Изабель Плю, посмотрела, что она делает, какие методики применяет, и сама захотела вернуться обратно в школу. Дети просто расцветают, начинают помогать друг другу, становятся более ответственными — это именно то, что должно с ними произойти, когда они станут взрослыми. Мы помогаем им приобрести качества, которые понадобятся им в будущем — самоуважение, уверенность в своих силах. Вместо того, чтобы ломать детей, мы должны им помочь.
Я много путешествую, и во время концертов всегда продаются какие-то сопутствующие товары. Я нахожу благотворительные организации и предлагаю им — приходите, вы тоже можете продавать здесь какие-то свои вещи. Они спрашивают — сколько процентов мы должны вам отдать? Я говорю — нет, я ничего не беру, это возможность для вас заявить о себе, стать известными. Приходите и делайте это.
В Санкт-Петербурге мы встретились с аутистами, взрослыми. Оказалось, что существуют различные структуры для помощи детям-аутистам, а для взрослых их нет. Мы предложили им сделать то же самое, и они продавали на моем концерте свои гончарные изделия.
Нельзя сидеть и говорить — мир несовершенен, все плохо, нам ничего не изменить. Это неправильно. Нельзя действовать через гнев и злость, это не приносит пользы. Нельзя бороться против чего-то — это только усиливает сопротивление. Надо созидать, менять, строить. Надо делать это с радостью. Не всегда сразу будет результат, но маленькие дела меняют большой мир.
Поклонники «Калининград Сити Джаза» утверждают, что юбилейный фестиваль стал лучшим за всю его историю. Почему? Быть может, потому, что те, кто выступал с его сцены, несли людям настоящие, а не вымышленные духовные ценности: любовь к близким, дружба с соседями, забота о слабых и маленькие дела, делающие этот мир добрее и лучше.
См. также:
Фестиваль «Калининград Сити Джаз» 2015: у джаза нет границ
«Калининград Сити Джаз» 2015: мелодия, выводящая в мир