c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yantarnyj-angel_1.JPGЯнтарная фигурка ангела с крыльями, напоминающими органные трубы, в очередной раз меняет место своей прописки - на этот раз он улетает в Японию. 

Эмблема конкурса, созданная калининградским художником Василием Симоновым, становится востребованной каждые два года. Сначала она летит в Канзас, где стартует конкурс, потом перебирается в Гамбург, после него -  в Москву. Совершив такой вояж, прибывает в Калининград и ждет своего счастливого обладателя. В 2015 году им стала Икуё Миками, семнадцатилетняя студентка Тулузской консерватории, кафедры клавесина и органа.

Второе место занял восемнадцатилетний Лукас Ойлер, выпускник Новосибирской консерватории, в настоящее время аспирант австрийского Университета музыки и драматического искусства (г. Грац). На пресс-конференции, состоявшейся 8 сентября в Музее Мирового океана, организаторы и жюри оценили не только талант Лукаса Ойлера, но и его выдержку - из-за вынужденной технической остановки. Он проявил себя как настоящий боец, ему хватило мужества  и самообладания продолжить выступление. 

Третье место поделили между собой россиянка Мария Лебедева, студентка Высшей школы музыки города Детмольд (Германия) и Антонио Ди Дедда, выпускник консерватории Умберто Джорджано в г. Форджия.

Лебедева и Ойлер лауреаты различных всероссийских и международных конкурсов.  Дедда – победитель XIII Международного конкурса органной импровизации в Витербо (2008 год) и Национального органного конкурса в Неаполе (2011 год).

Впервые, за всю историю конкурса специальная премия за лучшее исполнение музыки М. Таривердиева присуждена финалисту конкурса. Так совпало. Хотя до подготовки к конкурсу Икуё Миками вообще, по её словам, не была знакома с русской органной музыкой. Ей же была вручена Специальная премия Органного зала имени  Дэн и Полли Бэйлз, которая состоит из 5000 долларов  и сольного концерта. Икуё Миками  получила ещё Специальную премию им. Э.Т.А. Гофмана (учрежденную Борисом Бартфельдом) – за лучшее исполнение музыки немецких композиторов и приз «За ювелирное мастерство» - от гамбургских бизнесменов, изготовленная ювелирной фирмой WILM.

Два музыканта получили  дипломы и премии по 1000 долларов каждый: это самый молодой участник, шестнадцатилетний Владимир Скоморохов и кореянка Хайоджи Ань.  

Премии, предоставляющие право выступления с сольными концертами, получили:
- в  Санкт-Петербургской  филармонии им.Шостаковича, в церкви СВ. Михаила в Гамбурге, в церквях непорочного зачатия Пресвятой Девы в Москве и Святого Якоба в Любеке, Красноярской, Томской и Краснодарской филармониях – Антонио Ди Дедда;
- в Калининградском Кафедральном соборе и Таврическом дворце Санкт-Петербурга  – Лукас Ойлер;
- в  Домском соборе Риги и в часовне Каролюскапель в рамках летнего фестиваля в Рурманде (Нидерланды) – Икуё Миками;
- в Прокофьевском зале музея им. Глинки – Мария Лебедева. Она также получила Специальную премию Международного культурного центра – за лучшую интерпретацию современной музыки, премию Радио России с приглашением записать сольный концерт, и приглашение Калининградской филармонии на «Бахослужение» в следующем году.  

Приз зрительских симпатий получил Антонио Ди Дедда.  

Премия Веры Таривердиевой «Вера, надежда, любовь», присуждаемая  в поддержку талантливого музыканта досталась Гу Санг Гилу – лауреату нескольких международных конкурсов.

Премия «Надежда Отечества», учрежденная бывшим губернатором Калининградской области Георгием Боосом, досталась студентке из Санкт-Петербурга Анне Алексеевой - ни много ни мало 5 тысяч долларов.

Церемония вручения прерывалась музыкальными выступлениями лауреатов, за что в награду они получали бурные аплодисменты зала. 

Хотелось бы сказать еще несколько слов о самом конкурсе. У него есть много положительных сторон и особенностей. 

Положительной стороной является высокий уровень конкурсантов, который отметили все члены жюри. Профессор  А. Панов, в частности, сказал, что современные молодые российские органисты  и органисты азиатско-восточного направления не всегда бывают хорошо подготовлены для игры на историческом инструменте относительно музыкантов Западной Европы. Однако, если бы на нынешнем конкурсе проводилось анонимное выступление, без визуального контакта и объявления участника (что иногда делается), то нельзя было бы определить, представитель какой страны за инструментом. Настолько все были подготовлены и техничны.

Особенностью  же конкурса является не только  установление исполнительской иерархии и порядка лауреатских имен, но и объединение молодых органистов разных стран. Идея Веры Гориславовны - создание «органного братства» - живет и развивается, объединяя не только молодых исполнителей, но и членов международного жюри, благодаря доброжелательной  творческой атмосфере во время музыкального состязания. Время показало, что и после органисты не расстаются, а объединяются в концертный состав, гастролирующий и в России, и за рубежом, а лауреаты становятся постоянными гостями или членами жюри конкурса. Примером этому могут служить выступление в день открытия конкурса маэстро Жана Гийю, работа в качестве  ответственного секретаря жюри Лауреата II Конкурса им. Таривердиева Лады Лабзиной и гастрольный тур Джеймса Хигдона «В Россию с любовью» в Архангельске, Томске, Красноярске, Москве и Перми. 

И еще одна особенность конкурса органистов – стремление к публичности, к привлечению интереса широкой публики. Калининградцы могли посещать прослушивания второго-третьего тура и интересные мероприятия фестиваля «Орган+», который проходит параллельно с конкурсом. Ведь, по словам арт-директора В. Таривердиевой, и конкурс, и фестиваль проводятся «ради музыки, ради людей, которые должны быть к ней приобщены».

Открывался фестиваль концертом к одной картине – триптиху «Арабеск» (написанному специально к конкурсу) действительного члена Российской Академии Художеств Нателлы Тоидзе. На пресс-конференции художница рассказала об истории создания картины, поисках образов для передачи сути «Арабеска». В музыке этим словом обычно называют небольшую пьесу изящного характера, с узорчатой фактурой и богато орнаментированным мелодическим рисунком. Так появились на полотне лучницы, собаки и олени. Ведь пение летящей стрелы, бег охотников во время гона собак и грациозные, стремительные движения оленей как нельзя лучше передают витиеватую сущность арабеска. А музыка И.С. Баха, Ф. Шуберта, П.И. Чайковского, С. Прокофьева, Л. Десятникова, М. Таривердиева в исполнении лауреатов международных конкурсов Олеси Поповой (вокал), заслуженного артиста России Алексея Гриболя (фортепиано), заслуженного артиста России Александра Тростянского (скрипка) и Рустама Комачкова (виолончель) стала тому подтверждением.

Днем позже состоялась творческая встреча  с кинорежиссером Вадимом Абдрашитовым и показ художественного фильма «Время танцора». Закрывает фестиваль  Stephen Coates и ансамбль «REALTUESDAYWELD». В их исполнении прозвучат английские песни и музыка к кинофильмам Микаэля Таривердиева, вошедшие в программу «LostintheMusic» - «Затерявшийся в музыке».

Но вернемся к конкурсу и напомним состав жюри, которое самоотверженно работало все эти дни.  Председатель – Мартин Джин – профессор органа Йельского университета, директор Йельского института духовой музыки.

Судьи:
Джеймс Хигдон – профессор и директор факультета органной и церковной музыки университета Канзаса;
Александр Князев – победитель международных конкурсов,  выдающийся виолончелист и органист;
Джереми Джозеф - этнический индиец, уроженец Южной Африки, получивший образование в Германии и сейчас являющийся профессором органа в Вене;
Риэ Хирое -  профессор Университета искусств в Токио, органист церкви Креста;
Алексей Панов – профессор, заведующий кафедрой органа, клавесина и карильона Санкт-Петербургского государственного университета, доктор искусствоведения;
Вилле Урпонен – доцент Музыкальной академии Сибелиуса в Хельсинки, президент Органного общества Финляндии, арт-директор Органного фестиваля в Турку;
Эрвин Вирзинга – профессор консерватории Принца Клауса в Гронингене (Голландия), Университета Искусств в Белине, главный органист собора Св.Мартина в Гронингене.  Все они концертирующие органисты.

В целом, это была слаженная команда, внимательно и дружелюбно относящаяся к участникам. 

4 сентября, например, работа жюри продолжалась с 10 утра и до 12 ночи. Но, как сказал  Эрвин Вирзинга, уровень  соревнующихся был настолько высок, что жюри забывало об усталости и готово было слушать еще и еще.

Все хорошее когда-нибудь да кончается. Двумя ударами в барабан Вера Таривердиева и Мартин Джин закрыли конкурс. Но никто не сказал – прощай, все говорили – до новой встречи!

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yantarnyj-angel_2.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yantarnyj-angel_3.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yantarnyj-angel_4.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yantarnyj-angel_5.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yantarnyj-angel_6.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yantarnyj-angel_7.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yantarnyj-angel_8.JPGc_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_yantarnyj-angel_9.JPG

Н. Гора

Календарь событий

Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
31 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 1 2 3 4
18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2020. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с размещением активной ссылки на сайт.