13 сентября свой очередной 682-й день рождения Кафедральный собор отмечал открытием VIII Международного фестиваля «Шедевры мировой классики».
Фестиваль, организованный в честь 675-летия собора, каждый год посвящается какой-либо знаменательной дате. В этом году такой датой является 175-летие Петра Ильича Чайковского.
Концерт начался со вступительного слова Заслуженной артистки России, музыковеда Елены Вячеславовны Романовой (как всегда эмоционального, точно выверенного, несущего в себе интересную информацию). Она познакомила слушателей с историей создания симфонии фа минор № 4 П. И. Чайковского и с мало известным у нас композитором Максом Брухом. Его творчество этим вечером было представлено сюитой для органа с оркестром ми минор.
Четвертая симфония в истории русской музыки считается первой симфонией-психологической драмой. Чайковский писал её в период глубокой личной драмы. Начиная с интродукции и до конца первой части, она посвящена теме борьбы человека с судьбой, теме рока. Здесь завязывается основной конфликт, и кто одержит победу в этой борьбе, пока не ясно.
Петр Ильич так описывает эту часть: «Это фатум, это та роковая сила, которая мешает порыву к счастью дойти до цели, которая ревниво стережет, чтобы благополучие и покой не были полны и безоблачны, которая, как домоклов меч, висит над головой и неуклонно, постоянно отравляет душу».
Вторая часть – лиричная канцона и третья – скерцо, как отступление, дают передышку в споре с судьбой, временный покой, в заключительной, четвертой части появляется лучик счастья от спокойных воспоминаний прошлого и надежды на победу над фатумом. Считается, что четвертая часть указывает на выход из кризиса. В ней слышатся радость, звуки народного веселья. Здесь используется тема хорошо всем известной русской народной плясовой «Во поле береза стояла» с рядом преобразований: регистра – со среднего на низкий, и тембра звучания медных духовых. От этого песня делается более грустной, мрачной, вызывает тревожные чувства. И недаром снова звучит тема рока. Но плясовой мотив ширится, растет и могучей волной народной жизни сметает кажущуюся непобедимость дамоклова меча. «Если ты в самом себе не находишьмотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ», - так выразил основную мысль этого произведения его автор.
Сюита Макса Бруха позволила слушателям перенестись в «золотой век» немецкого музыкального романтизма, прикоснуться к классическому образцу стиля, роднику непосредственного чувства и великолепного мелодического обаяния. Если Четвертая симфония рассказывала о «земном», то сюита о «космическом». И этому способствовала игра на органе Артема Хачатурова. Оркестр и органист справились с задачей, доставили массу положительных эмоций, вызвавших бурные аплодисменты зала.
Продолжение фестивальных концертов 16, 17, 18 и 19 сентября. Смотрите наши анонсы.
См. также:
Кафедральный собор
Все новости Калининграда и области
Афиша Калининграда
Календарь событий Калининграда