17 февраля в кинотеатре Синема Парк в рамках проекта «Театральная Россия» был показан спектакль театра им. Вахтангова «Мадемуазель Нитуш».
Не так часто нас балуют знаменитые столичные театры своими гастролями, поэтому глупо было бы не воспользоваться возможностью посмотреть в прямой трансляции спектакль «Мадемуазель Нитуш» в постановке театра имени Вахтангова. Надо сказать, что в рамках проекта «Театральная Россия», реализуемом фондом «Мир и гармония», предусмотрены такие прямые показы в 35 городах России. Вечером в среду вместе с калининградцами смотрели постановку белгородцы и волгоградцы, вологодцы и екатеринбуржцы, пермяки и ульяновцы, а также жители Набережных Челнов и Уфы.
Встреча с такой легендарной труппой - всегда праздник. Театру им. Вахтангова в ноябре 2016 года исполнится 95 лет. Все это время он радовал своего зрителя прекрасными постановками. Имена актеров, игравших здесь в разные периоды, вызывают трепет и уважение. Старшее поколение, несомненно, помнит непревзойденных Мансурову, Степанову, Пашкову, Астангова, Абрикосова, Бабочкина, Мочалова, Охлопкова, Щукина и более молодых Борисову, Марианну Вертинскую, Малявину, Русланову, Симонова, Ульянова, Ланового, Филиппенко, Яковлева, Леонова - все народные, заслуженные, обожаемые. А спектакли! «Принцесса Турандот» - визитная карточка театра - стала, в некотором смысле, школой актерского мастерства для всех поколений вахтанговских актеров, да и не только. Г.А. Товстоногов всегда считал своим учителем Немировича-Данченко, но, посмотрев «Турандот», причислил к учителям и Вахтангова.
Музыкальная комедия М.Эрве «Мадемуазель Нитуш» была впервые поставлена в 1944 году Рубеном Симоновым - с Галиной Пашковой и Людмилой Целиковской в главных ролях. Оперетта имела грандиозный успех.
Во второй раз она появилась на подмостках театра спустя 60 лет. Это, конечно, совсем другой спектакль, с другими актерами и в другой интерпретации, но в жизнерадостности ему не откажешь. Я не случайно вспомнила «Принцессу Турандот». Считается, что Вахтангов, ставя эту сказку, отдавал приоритет не её классическому сюжету, а остроумным, современным (для того времени) комментариям действующих лиц. Постановщик Владимир Иванов пошел тем же путем - он изменил либретто и музыкальное оформление, и благодаря этому
новая «Мадемуазель Нитуш» стала авторской фантазией по мотивам одноименной оперетты.
В ней теперь совсем мало мелодий Эрве, больше французского шансона, и даже включена ария дона Базилио из «Севильского цирюльника» Россини (с другим текстом, и исполняет её директор театра). А некоторые реплики и шутки напоминают сценки из КВН или театральных капустников.
Так что если вы не приверженец классических постановок, принимаете режиссерское «я так вижу» или просто хотите отдохнуть от повседневности, то этот спектакль для вас. Но сразу хочу предупредить, ничего общего с «Небесными ласточками», где блестяще играли Людмила Гурченко и Андрей Миронов, нет. Здесь свои звезды – Мария Аронова и приглашенный из «Современника» Александр Олешко. Поют и танцуют все герои этой легкой, изящной музыкальной комедии (кстати, в сопровождении оркестра и без фонограмм), но Аронова в роли начальницы пансиона и Олешко – Селестен-Флоридор превосходят всех. О них говорить хочется только в превосходной степени.
Аронова – несравненная, неподражаемая, великолепная. Один только шпагат, на который она с легкостью цирковой артистки садится, чего стоит. Особенно хороши её диалоги с братом – полковником Альфредом Шато Жибюс в исполнении Владислава Гандрабура. Огромное удовольствие и смотреть на них, и слушать. Сыгранность просто уникальная.
Олешко – обворожительный, вечно молодой, искренний, солнечный, легкий, пластичный. Он не только меняет костюмы на сцене – штатское платье на сутану, праздничный сюртук на женское платье, а его, в свою очередь, на шинель новобранца, но и голос. Зал был в восторге, когда его монолог в сцене за кулисами зазвучал голосом Ренаты Литвиновой. В общем, и Аронова, и Олешко, много шутили и импровизировали, общались с залом и оркестром, вовлекая их в действо. А что же другие актеры?
Появление Марины Есипенко в роли Коринн поразило - ни дать, ни взять молодая Юлия Борисова. Портретное сходство и интонации столь велики, что до конца спектакля не пропадала иллюзия присутствия Народной артистки на сцене.
Очень порадовала игра Михаила Васькова (помреж). Трогательный, добрый, очевидно не очень счастливый персонаж. Почему-то напомнил Пеликана в исполнении Григория Ярона из картины «Принцесса цирка» 1958 года выпуска. Неплохо справилась со своими ролями и молодежь: Дениз - Ольга Немогай и лейтенант Фернан де Шамплатро - Александр Галочкин.
Органично в массовке смотрелись студенты "Щуки", некоторым молодым людям, правда, не хватало военной выправки, но это придет с опытом.
В общем, три с половиной часа «весёлого хулиганства» - с красочными костюмами и декорациями - пролетели, как один миг. Чего, как я понимаю, и добивался Иванов – противник мюзиклов, но поклонник водевиля. По его словам, этот жанр ближе русскому человеку, поскольку он «очень простодушный... глупый, изящный, наивный и смешной». «Нет праздника – нет спектакля», - говорил Вахтангов в своей знаменитой статье «С художника спросится!». Констатирую – праздник был, спектакль состоялся.
Н. Гора