14.04.16 г. на малой сцене Калининградского драмтеатра прошла премьера спектакля "От красной крысы до зеленой звезды" режиссера Артема Малькова.
Жан-Поль Сартр в пьесе "За закрытыми дверями" устами одного из героев сказал: "Помните: сера, решетки, жаровня... Чепуха все это. На кой черт жаровня: ад — это другие". Похожая мысль приходит в голову, когда читаешь пьесу Алексея Слаповского "От красной крысы до зеленой звезды" и понимаешь, что человеческие отношения не могут быть идеальными - даже если люди сильно любят друг друга. Что чаще всего мы бываем жестокими именно к близким - потому что они "обязаны" терпеть наши капризы и недостатки - а к себе подобной требовательности не предъявляем. Более того, мы ожидаем от других умения слушать и понимать, но сами чаще всего остаемся глухими.
Артем Мальков, дебют которого в качестве режиссера-постановщика состоялся 14 апреля, увидел пьесу как ироническую драму: "Мы попробуем пошутить, рассказав о том, как не стоит любить. При этом мысль останется глубокой, а психологический груз, заложенный в пьесе, будет завуалирован".
Что же увидели зрители на премьере? Слаповский назвал свое произведение "многоэтажной пьесой с подвалом и крышей" - действие спектакля происходит на разных этажах условного дома, каковым является сюжетная линия, объединившая 10 миниатюр. События начинают разворачиваться в подвале, затем переносятся в кафе 1 этажа, потом к двери в некое учреждение, в лифт, в квартиру, на подоконник, на крышу и завершаются снова в подвале. В спектакле заняты 6 актеров: Елена Носырева, Диана Горбунова, Дарья Букштай, Сергей Борисов, Максим Пацерин и Андрей Вареницын. Их герои вступают в конфликты и принимают судьбоносные решения, смеются, танцуют, любят и страдают, "поедая" друг друга, как крысы. Декорации минималистичны: на заднем плане дом с тремя окнами и двумя лестницами, на переднем - рама, выполняющая в зависимости от происходящего разные функции - ванны, двери, окна, лифта. Подобная условность стилистически вполне обоснована, ведь то, что происходит на сцене - гротеск, игра, в которой не может быть победителей.
Артем Мальков известен калининградцам по пластическим работам в постановках режиссера Вячеслава Виттиха - поэтому не удивительно, что и в спектакле "От красной крысы до зеленой звезды" актеры подкрепляют свои слова языком тела. В целом получается довольно выразительно и любопытно, однако происходящее в первой и последней новеллах вызывает вопросы. В первой, согласно замыслу Слаповского, действие идет на затухание, речь и жесты героев (юноши и девушки, решивших свести счеты с жизнью) должны становиться "все медленнее, интонации - все меньше соответствовать смыслу произносимых слов" (с). Это логично, поскольку по сюжету им предстоит сначала заснуть, а потом умереть. Однако герой Максима Пацерина избыточно экспрессивен на протяжении всей сцены - он мечется, принимает трагические позы, рыдает. Последняя же новелла, должная стать, по идее, сильной и эмоционально насыщенной, выходит вялой и бледной. В предыдущих 9 миниатюрах идет речь о людях - каждая плавно перетекает в последующую, и зрителю, не читавшему пьесу, в первый момент наверняка сложно понять, что закончилась одна ситуация и началась другая, поскольку их демонстрируют те же артисты. Но потом все встает на свои места, и действие развивается дальше. В 10 же миниатюре главными героями становятся две крысы, которые практически не двигаются, их мимика невыразительна, речь лишена эмоционального окраса. Между ними происходит диалог:
Он: Хочу быть красного цвета. Красный - это так красиво.
Она: Тебя убьют, помнишь белую крысу?
Он: Я принесу тебе кость. Тебе нужно хорошо питаться, ведь у нас будут дети.
Самец крысы стоит на одном месте, на сцене ничего не происходит, но вдруг выясняется, что он уже сбегал за костью, и его смертельно ранили, отчего шерсть стала красной. Концовка спектакля получается довольно невнятной, и несмотря на то, что режиссер успешно закольцевал ее, возвращая действие на начальную точку - в подвал, остается ощущение неоправданного ожидания.
Интересной режиссерской находкой стало видоизменение миниатюры "Игра в прощание-2". По версии Слаповского, Он и Она - люди среднего возраста, смотрят телевизор или слушают радио, затем жена обращается к мужу, и дальше следует диалог. Мальков же мужа убрал: героиня обращается к залу, ее собеседниками становятся мужчины, сидящие в первых рядах. Смех публики вызывает реплика актрисы: "Перестань! Перестань ржать, дурак!" и ответ зрителя на ее вопрос "Где ты с ней познакомился?" - "В бане". Публика вовлекается в действие и становится его частью.
Помимо этого, хочется отметить замечательную работу актрисы Дианы Горбуновой в миниатюре "Перевод", которая задала высокую планку всей постановке.
Перед началом спектакля художественный руководитель театра Михаил Андреев поведал присутствующим о том, что "От красной крысы до зеленой звезды" - эксперимент, впервые поставленный на обновленной малой сцене. Сложно сказать, насколько он вышел удачным - в нем были и плюсы, и минусы, но то, что подобные опыты следует продолжать - не вызывает сомнения. А публика сама разберется - нравится ей или нет.
См. также:
Калининградский областной драматический театр
Афиша Калининградского драматического театра