23 сентября 2016 года Калининградский областной музыкальный театр открыл свой очередной сезон премьерой — опереттой «Сильва».
«Да здравствует любовь!», «Княгиня чардаша», «Королева чардаша» — так называлась в разное время самая знаменитая оперетта Имре Кальмана «Сильва». На протяжении столетий зрители всех поколений сопереживают Сильве и Эдвину, слушают один из красивейших дуэтов «Помнишь ли ты…», подпевают обаятельному графу Бони Канчиану: «Без женщин жить нельзя на свете, нет!», «Красотки кабаре», «Частичка чёрта в нас заключена подчас» и продолжают смеяться над его шутками.
Кальман был суеверен и считал, что успех и популярность его творениям могут принести названия, связанные с женскими именами. Так и появилась «Сильва». И, видимо, есть в этом какая-то чертовщинка, поскольку трактовка вечной истории о настоящей любви в исполнении артистов Калининградского областного музыкального театра не оставила равнодушными зрителя и была принята на «браво» и «бис».
В зале гаснет свет, звучит увертюра и зрители становятся посетителями кабаре «Орфеум», вернее его непредсказуемого мира закулисья, тот самый backstage, что манит, завораживает, и ждёт своего часа, чтобы приоткрыться для избранных. Совсем как искусный фокусник, который овладевает с помощью своих трюков умами зрителей, но не спешит раскрывать секреты. Но появляется Ферри — завсегдатай и летописец кабаре. Он, подобно актёру театра эпохи Возрождения, читавшему пролог перед началом действа, знакомит зрителя с событиями, ведёт его на протяжении всего спектакля и ставит точку в конце. Ещё одно мгновение и вот – ОНА! Сильва!
Светлане Кручининой с её неповторимо нежным тембром голоса, удивительной пластичностью, даром лирической и драматической актрисы удалось создать образ примы «Орфеума» и передать все нюансы роли и вокальных партий. Её очарование, прелесть застенчивой грации запомнятся надолго. Она наделила образ глубиной и красотой души, природным изяществом и неповторимой женственностью.
Под стать ей и Эдвин — Александр Дудницкий. Он обладает синтетическим талантом. Дудницкий одинаково хорош и в драме, и в комедии, и как исполнитель авторских программ на сцене филармонии. Искренность, глубокая душевность и проникновенный лиризм в сочетании с энергией и обаянием были продемонстрированы этим вечером, не говоря уже о прекрасном голосе — бархатном баритоне, которым Александр владеет безупречно.
Рядом с ним Бони (Игорь Барбаков) кажется ещё большим повесой, чем он есть на самом деле. Тенору Барбакову, блондину с очаровательными кудряшками, так и хотелось вручить лук и стрелы Купидона. Своего героя он исполнил легко и естественно, а это показатель единения голоса и мастерства, что является результатом большой и упорной работы.
Для нашего «Купидона» нашлась изящная, хрупкая подружка — озорной чертёнок Стасси в исполнении Галины Кузнецовой. Обладательницы легкого, искрящегося красками, чистого, словно стремящегося ввысь голоса, неповторимого шарма, безупречного вкуса. И результат налицо — искренне и замечательно исполненная роль.
Опереточная труппа состоит из актёров различных амплуа: «фрачных героев», «простаков», «комиков», «героинь», «субреток». И «Сильва» не является исключением. Без Ферри (Николая Перлухина), князя Воляпюка (Александра Зуборенко), его жены Цецилии, бывшей шансонетки «Орфеума» (Елены Мочаловой), не получилась бы вся эта история. И в ней каждый был по-своему незабываем. Супружеская чета Воляпюк напомнила прекрасный дуэт из фильма «Мистер Икс» — Каролину в исполнении Богдановой-Чесноковой и Пеликана — Григория Ярона. Князь — заостренный до шаржа социальный тип, с чертами характера и внешним обликом части аристократии того времени, кичащейся своей родословной. Как он смешон, как раздавлен известием, что его жёнушка — Соловей из «Орфеума».
Но особенно хорош Ферри — Николай Перлухин. Он подтвердил высказывание о том, что артист оперетты должен быть универсалом, прекрасно сочетая и пение, и танец, и драматический талант. Особенно танец. Ведь хореография в оперетте созвучна комедийному театру ввиду её динамичной активности. Танец является либо «выплеском» чувства, бьющего через край, либо снимает напряжение в какой-либо из мизансцен.
С танцами спектаклю явно не повезло. Но это не вина постановщика, а беда балетмейстера. Малый размер сцены, загруженной декорациями, артистами, статистами, хором, не даёт кордебалету и балетмейстеру Оксане Холевой развернуться. Поэтому ни чардаш, ни канкан не оставили впечатления. Но вот хор блеснул, как, впрочем, и всегда, своим мастерством. Его богатая палитра тембровых красок создавала праздничное настроение.
Ну что же, подведём итог: 100-летняя нестареющая «Сильва» продолжает побеждать и завораживать людей! Спектакль наполнен яркими вокальными номерами, подтверждающими, что «легкий жанр» — это блестящий, искрящийся фейерверк человеческих эмоций, который, как бокал игристого вина, пьянит голову и волнует сердце, доставляя зрителю колоссальное удовольствие, позволяя хотя бы на короткое время вырваться из водоворота событий каждого дня. Недаром одна из зрительниц в конце спектакля сказала: «Я приходу сюда отдыхать душой». В общем, «Сильва» — это превосходный вариант для тех, кто по горло сыт пафосом и пошлостью современных сериалов и молодежных комедий. Приходите, смотрите, не пожалеете.
Для тех, кто хочет знать больше: из истории создания оперетты
Утром 18 ноября 1915 года Вена проснулась с надеждой на лучшее — накануне «Йоган Штраус театр» подарил горожанам новый музыкальный спектакль молодого композитора Имре Кальмана «Королева Чардаша». Любовь аристократа Эдвина и певицы варьете Сильвы смогла победить все препоны и помогла хранить мечту о мирной жизни тем, кто сидел в окопах Первой мировой войны, и тем, кто ждал их дома. В Вене оперетту показали 2000 раз. В Берлине она шла ежевечерне два года подряд со знаменитой Фрицци Массари в главной роли. Приветствовали спектакль и в Будапеште.
В России премьера «Сильвы» состоялась в 1916 году. Именно «Сильвы», поскольку Россия была противником Австро-Венгрии и напоминание о венгерском чардаше было бы непатриотичным. Интерес к оперетте особенно возрастал во время войн и в послевоенный период. Михаил Ромм, известный кинорежиссёр и руководитель Государственного управления по производству фильмов в годы Второй мировой войны, обратился в ЦК партии с просьбой о создании музыкальных фильмов для психологической разрядки народа, в целях его поддержки в такое тяжелое время и возможности хотя бы на время отвлечься от неимоверно тяжелых будней, фронтовых забот.
В нашей стране «Сильву» экранизировали трижды. В 1944 году режиссёр А.В. Ивановский, снявший до войны два музыкальных фильма «Антон Иванович сердится» и «Музыкальная история», снял «Сильву» с участием Зои Смирновой-Немирович, Нияза Даутова, Сергея Дыбчо и неподражаемого Сергея Мартинсона в роли Бони. В 1976 году выходит телеверсия спектакля Московского театра оперетты — с очаровательной Верой Шиловой и обворожительным Герардом Васильевым в главных ролях. Но самым знаменитым остаётся двухсерийный фильм «Сильва» 1981 года с Жанной Глебовой, Иваром Калныньшем, Марией и Виталием Соломиными, Павлом Кадочниковым, Владимиром Басовым, Ольгой Волковой, Татьяной Пилецкой и другими любимыми актёрами.
В ФРГ в 1949 году режиссёр Георг Якоби поставил фильм по оперетте «Сильва» с Марикой Рёкк и Йохененном Хестерсом в главных ролях.
Знаменитые оперные дивы не считали зазорным петь на сцене и сниматься в экранизациях «Сильвы». У нас Сильву пели Елена Образцова, Тамара Синявская, Галина Калинина. Анна Моффо, итало-американская оперная певица и киноактриса, обладавшая лирико-колоратурным сопрано, снялась в экранизации «Сильвы» 1971 года. Многие помнят и Народную артистку Татьяну Шмыгу в роли Вареску.
Еще один интересный факт: в российских театрах роль Эдвина часто исполняется певцами-баритонами. В Московском театре оперетты его играл Герард Васильев. В европейских же постановках, использующих оригинальные партитуры Кальмана, главный герой — тенор (эту роль исполнял, например, швед Николай Гедда). Но были и у нас главные герои-тенора. В частности, в фильмах 1944 и 1981 годов и в классическом радиомонтаже, где вокальную часть партии исполняет Георгий Нэллеп.
Н. Гора