c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_organnyj-marafon_1.JPG01.10.16 г. в Кафедральном соборе состоялся большой органный марафон фестиваля «Орган Плюс», приуроченный ко Дню музыки.

Семеро органистов, сменяя друг друга, продемонстрировали всю красоту и силу инструмента, называемого королём музыки. Начался марафон с программы «Детский мир», в которой все органисты, играя по две пьесы, исполнили сюиту Сен-Санса «Карнавал животных». Её отличие от аналогичной программы, проходившей ранее в филармонии, состояло в том, что специально к марафону калининградский поэт Борис Бартфельд написал прекрасные стихи и сам их читал, меняя каждый раз свой облик небольшими, но броскими штрихами. Появлялся то в велосипедном шлеме, если речь шла о скорости, то в ковбойской шляпе, то в чёрном котелке, то, стряхивая с себя пух и перья, если предстояло услышать «Курицы и петухи», то со скелетом в руках, то с аквариумом. Все 14 частей сюиты были ярко обыграны.

Сен-Санс задумал это произведение, как шутку, и даже запретил издавать его при жизни, боясь прослыть автором несерьёзной» музыки. Слушатели же восприняли «Карнавал» более глубоко и в животных, исключая «Лебедя», увидели олицетворение человеческих характеров.

Следующий часовой концерт получил название «Вокруг Баха». Открывал его Денис Маханьков «Хоралом» и «Клавирными упражнениями» великого маэстро. Надо сказать, что в этом отделении звучали имена и других композиторов, связанных так или иначе с непревзойдённым мелодистом.
Александра Бартфельд исполнила Токкату Прима
Джироламо Фрескобальди, а Дина Ихина баховский «Вивальди концерт». Молодой Иоганн Себастьян, говорится в первой биографии Баха, изучал среди прочих мастеров творчество Вивальди. А о влиянии на Баха Джироламо Фрескобальди говорит тот факт, что Бах имел у себя копию сборника «Fiori musicali» этого замечательного представителя барокко.
Но самым запоминающимся и оставившим весьма приятное впечатление было исполнение Диной Ихиной двух хоральных прелюдий из цикла «Подражание старым мастерам» Микаэла Таривердиева.

Хочется сразу сказать, что в этот вечер орган звучал в сочетании с различными инструментами и в разных комбинациях. Здесь были и флейта, и альт, и клавесин, и прекрасный голос Термине Зарян, и симфонический оркестр. Дуэт Ксении (флейта) и Евгения Авраменко (орган) в этом концерте и в последующих был таким органичным и красивым, как и сами исполнители. Инструменты не доминировали один над другим, а составляли гармоничный дуэт, добавляя в исполняемые произведения различные нюансы. Исполненные супругами Авраменко в концерте «Грёзы любви» фантазии на темы оперы «Риголетто» Вильгельма Поппа, вызвали у публики бурные аплодисменты. Столь же прекрасен был их вальс из кинофильма «Берегись автомобиля» в программе «Слушаем кино».

Семь концертов, входивших в марафон, («Детский мир», о котором написано выше, «Вокруг Баха», «2х2=?», «Грёзы любви», «Слушаем кино», «
Voxhymana», «Оркестр вступает в полночь»), прошли на высоком профессиональном уровне, в каждом было что-то особенное, по-своему трогавшее душу.

Очень жаль, что на концерте «2х2=?» публики оказалось меньше, чем хотелось бы. Во-первых, мы не так часто слышим органные дуэты, так же редко, как и сочетание клавесина с органом. Во-вторых, впервые на сцене собора выступило семейное трио - Хироко Иноуэ, Жан-Пьер Стайверс и Таро Стайверс.
Открывал этот концерт дуэт Александры Бартфельд и Артёма Хачатурова, исполнивших удивительный по красоте хорал. Возникло ощущение, что музыке вторил тихий, светлый, едва различимый голос ангела. Другой голос, более трагичный и печальный, звучал в дуэте альта и органа. Александра Бартфельд и Наталия Азизова исполнили арию Ленского из оперы П.И. Чайковского «Евгений Онегин». (По просьбе Веры Таривердиевой они повторили этот номер в следующем концерте «Грёзы любви»). Фееричным окончанием часа было исполнение «Болеро» Равеля Хироко Иноуэ, Жан-Пьером Стайверсом и маленьким Таро. Пусть партия мальчика была очень короткой, всего лишь удар в тарелку, но сыграл он её с большим чувством.

«Грёзы любви», четвёртый по счету концерт из цикла, начал Артём Хачатуров, его сменили Александра Бартфельд с «Бенедиктусом» М. Регера, Денис Маханьков, исполнивший Хорал из симфонии № 2 для органа, Дина Ихина с «Лунным светом» Алена из цикла «24 фантастические пьесы». И настоящим гимном любви стало исполнение Жан-Пьером Стайверсом и Хироко Иноуэ Па-де-де из «Щелкунчика» Петра Ильича Чайковского.

Программа «Слушаем кино» открывалась увертюрой Владимира Дашкевича к киноленте «Шерлок Холм и доктор Ватсон» в исполнении Дины Ихиной, Слушателям преподнесли несколько приятных сюрпризов: Артём Хачатуров представил своё переложение музыки Х. Циммермана к фильму «Интерстеллар», Жан-Пьер Стайверс посвятил Вере Гориславовне органное переложение «Маленького принца» Микаэла Таривердиева из кинофильма «Пассажир с «Экватора», Хироко Иноуэ исполнила музыку Джо Хисаиси к японскому анимэ «Бродячий замок Хаула». Прекрасно исполненная Екатериной Лихиной мелодия из кинофильма «Семнадцать мгновений весны» дала прочувствовать всю красоту звука клавесина. Если в произведении Джона Раттера (программа «2х2=?») клавесин легким шелестом осенних листьев лишь сопровождал музыкальную тему, то в соло этот инструмент раскрылся в полной мере.

Украшением концерта «
Voxhymana», его звездой, стала специально приехавшая на фестиваль из Вены лауреат многих международных конкурсов, обладательница лирико-колоратурного сопрано Термине Зарян. Ученица знаменитой Ренаты Скотто, выпускница Ереванской консерватории имени Комитаса и Академии «Санта Чечилия» в Риме, своим выступлением еще раз подтвердила заслуженность восторженных откликов публики и прессы разных стран. Восхитительная, прекрасная, сладкоголосая, недаром Вера Таривердиева назвала её птицей. Поёт, как дышит.

Ровно в 12 ночи «вступил оркестр». Жители нашего города избалованы совместными выступлениями органистов и симфонического оркестра, но и здесь не обошлось без сюрприза. Завершал органный марафон concerto grosso – «На руинах барокко» Михаила Аркадьева. Автор специально прилетел субботним вечером из Москвы в Калининград на премьеру своего произведения. Михаил Александрович называет его посвящением Баху, которого любит и ценит. Это «последнее прости» великой полифонической традиции конца 17-го – начала 18 века. Произведение необычное, которое можно назвать непривычным для нашего уха. Чем? В нём по замыслу композитора звучат паузы. Пауза здесь - нечто вечное, ничто, из которого рождается мир. Причем паузы, возникающие между музыкальными фразами, несчитанные, безразмерные. Нежно звенящий эпиграф сменяют прекрасные хоралы, лёгкая и воздушная сицилиана, носящая пасторальный характер, и мягко диссонирующая органная секунда «
Postscriptum» в конце, предлагающая слушателям посмотреть на мир по-кантовски, через «если бы…».

c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_organnyj-marafon_2.JPG  c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_organnyj-marafon_3.JPG  c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_organnyj-marafon_4.JPG  c_140_105_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_organnyj-marafon_5.JPG

Подводя итоги этого великолепного дня, хочется сказать большое спасибо всем участникам органного марафона и особенно Вере Гориславовне Таривердиевой, дающей возможность реализоваться начинающим артистам и расширить круг почитателей уже состоявшимся.
Творческих успехов!

Н. Гора

 

 

 

 

Календарь событий

Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 31 1
18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2020. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с размещением активной ссылки на сайт.