Гофман, портрет24 января исполняется 237 лет со дня рождения нашего земляка — Эрнста Теодора Амадея Гофмана, на могиле которого его берлинские друзья позже написали: «Он был одинаково хорош как юрист, как литератор, как музыкант, как живописец».

Э.Т. А. Гофман появился на свет в 1776 году в Кенигсберге, и был крещен как Эрнст Теодор Вильгельм. Отец его, Кристоф Людвиг Гофман, по воспоминаниям очевидцев — человек талантливый, служивший в ту пору адвокатом при суде, оставил мать Гофмана — Альбертину Дерфер, женщину исключительно набожную и нервную, через несколько лет после рождения сына, поэтому мальчик воспитывался в семье матери. О том, как протекали эти годы, он рассказал позднее устами своего литературного героя — Крейслера: «…юность моя подобна выжженной степи, где нет ни бутонов, ни цветов, подобна выжженной степи, усыпляющей разум и душу своим безутешным дремотным однообразием».

Дядя Гофмана, Отто Вильгельм Дерфер, приобщил мальчика к музыке, и в двенадцать лет тот уже играл на гитаре, арфе, скрипке и органе. Следуя семейной традиции, в 1792 году юный Эрнст Теодор поступил в Кенигсбергский университет и начал изучать право. В это время в университете преподавал Иммануил Кант, но на его лекциях будущий юрист практически не появлялся, объясняя прогулы тем, что преподносимый Кантом материал слишком сложен для понимания. В университетские годы Гофман увлекался произведениями Шиллера, Руссо, Свифта, брал уроки живописи, музыкальной теории и игры на фортепиано. Тогда же он буквально влюбился в театр и даже выучил наизусть оперу Моцарта «Дон Жуан», которую неоднократно исполнял на фортепиано для своего друга Теодора Гиппеля.

В 1796 году, из-за скандала, вызванного любовной связью Эрнста Теодора с тридцатилетней замужней женщиной, на семейном совете было решено отправить едва выпустившегося из стен университета молодого судебного следователя в Силезию, к дяде — Иоганну Людвигу Дерферу, служившему советником верховного суда. Здесь, в Глагоу, и позднее - в Познани молодой Гофман был вынужден корпеть над бумажками в чине мелкого чиновника, зарабатывая себе на жизнь. В это время он берет в жены Михалину Рорер-Тшщиньскую, с которой, несмотря на последующие влюбленности в других женщин, проживет до самой своей смерти душа в душу.

В 1804 году Гофмана перевели в Варшаву, где в 1805 году он стал цензором, заведующим и капельмейстером «Музыкального общества», концертный зал которого расписал лично. Решив посвятить себя музыке, Гофман меняет свое третье имя — Вильгельм на имя любимого композитора — Амадей, он много пишет и активно дает концерты. Начинается война, войска Наполеона занимают Варшаву, чиновники распущены, Гофман теряет работу. После смерти двухлетней дочери - Цецилии - чета Гофманов переезжает в Берлин. Здесь, при полнейшем отсутствии работы, для того, чтобы хоть как-то прокормиться, Гофман вынужден продавать личные вещи.

Гофман, портрет 1Полегче молодой семье стало только в 1808 году, когда Эрнст Теодор получил должность капельмейстера в Бамберге. Музыкальные сочинения для местного театра, влиятельные друзья, приятели из ресторанчика «У розы», в который любопытные заглядывали специально для того, чтобы посмотреть на ставшего популярным и славившегося своим необычным поведением Гофмана — все это было частью его жизни в те времена. Но театр прогорел, И Гофман был вынужден снова искать работу. Так ради заработка в те нелегкие времена была написана его первая новелла - «Кавалер Глюк», начинавшаяся как критическое эссе, но вылившаяся в полновесное литературное произведение — с размышлениями о природе музыки и таинственным раздвоенным сюжетом.

Подрабатывая преподавателем музыки, Гофман влюбляется в свою шестнадцатилетнюю ученицу Юлию Марк, которая впоследствии станет героиней многих его произведений: в «Приключениях в новогоднюю ночь» она Джульетта, в «Эликсирах сатаны» - Аурелия, в «Житейских воззрениях кота Мурра» - Юлия и т.д. Но его чувство остается неразделенным, Юлия выходит замуж за другого, и Гофман пишет в своем дневнике: «Вся моя музыкальная и поэтическая жизнь померкла...» Но именно эта неудача в любви становится предпосылкой для написания первой в Германии романтической оперы «Ундина».

В 1813 году Гофман работает в Дрездене и Лейпциге музыкальным директором оперной труппы Секонды, в 1814 снова возвращается в Берлин. Здесь он пишет крупный цикл рассказов «Угловое окно», «Новогодняя ночь», «Выбор невесты» и др., в которых вдыхает жизнь в духов Берлина, а также упоминает реальные места и реальных людей.

В 1816 году он снова влюбляется, его музой становится молодая певица Иоганна Эунике, которая исполняет солирующую партию в опере Гофмана «Ундина». Это чувство уже не носит драматической окраски — Гофман стал старше и мудрее, да и его привязанность к жене с годами только окрепла. Незадолго до смерти он написал в своем завещании : «Мы… прожили двадцать лет в истинно согласном и счастливом браке... Один всегда был опорой другому, как и надлежит супругам, любящим и почитающим друг друга». Это было действительно так — понимающая Михалина на протяжении всей жизни поддерживала своего гениального супруга; случалось, Гофман, напуганный своими творческими грезами, кошмарами, переселенными из ночных видений в рукописи, будил жену среди ночи, и она садилась рядом с рукоделием, успокаивая своим присутствием и защищая от призраков.

 В Берлине Гофман становится основателем и идейным вдохновителем богемного кружка «Серапионово братство», собиравшегося в винном погребке Вегнера и Люттера. Члены этого братства были первыми слушателями всех его новых произведений. Последние месяцы своей жизни Гофман, страдавший от Могила Гофманасухотки спинного мозга (форма третичного сифилиса), провел в судебных тяжбах с министерством юстиции, которое в ироничной сказке «Повелитель блох» разглядело пасквиль на своих сотрудников. Парализованный, ночами он диктовал санитару оправдательные речи и последние произведения — так были написаны «Выздоровление» и «Мастер Вахт».

25 июня 1822 года Эрнст Теодор Амадей Гофман умер.

 

 

 

 

 

 

 



Календарь событий

Май
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
29 30 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика