В двадцатых числах января 2013 года в Берлине состоялась Международная ярмарка продовольственных товаров и сельского хозяйства «Зеленая Неделя». В составе калининградской делегации в ней приняли участие и представители творческого проекта калининградских художников «Прусский мёд». Своими впечатлениями поделилась руководитель и автор проекта, Лана Егорова.
Расскажите, пожалуйста, о выставке. Кто ее организовал? Откуда были делегации? Что вам показалось наиболее интересным?
Выставка «Зеленая Неделя» связана с землей. Организатор - Министерство сельского хозяйства Германии. Делегаций было много, из разных стран. На каждом стенде было представлено что-то национальное, имеющее отношение к сельскому хозяйству, пищевой промышленности, садоводству или прикладному искусству, то, что можно назвать визитной карточкой страны или региона, приславших делегацию. Калининградцы участвовали в этой выставке уже второй раз, что приятно — это были местные производители, они привезли рыбные консервы, молочную продукцию, конфеты, саженцы, пушнину. Проект «Прусский мёд» органично влился в эту группу, поскольку имеет непосредственное отношение к земле и ее дарам - мы создаем уникальные изделия из янтаря, керамики, кожи, льна и т. д. в этническом стиле юго-западной Балтики, их по праву можно назвать брендом Калининградской области.
Выставка длилась десять дней, в первые три проходили презентации - нам тоже дали возможность выступить. Мы показали два интерактива — процесс обработки янтаря на оригинальном станке, подобном тем, на которых работали в старину, и последующую сборку украшений. Первый был запланирован заранее, второй нас попросили провести организаторы — стенд «Прусского мёда» вызвал огромный интерес как у немецких посетителей выставки, так и у ее участников, в том числе и из России. Те, кто не попал на первый интерактив, подходили к организаторам и спрашивали, можно ли его повторить.
Вы были единственными, кто показывал изделия из янтаря и процесс их изготовления?
Да, единственными.
Как вы думаете, с чем связан подобный интерес? У немцев обработка янтаря не так развита?
Нет, у них это как раз очень развито. Мы разговаривали с несколькими немецкими коллегами - они были удивлены: то, что мы делаем, уникально по своей сути, ни в Калининграде, ни в «материковой» России нет ничего похожего, ведь мы используем определенную стилистику, имеющую отношение к месту, в котором мы живем. Собственно, сегодня «Прусский мёд» единственный в регионе проект, который занимается изучением художественных традиций народов юго-западной Балтики, их переосмыслением и пропагандой. Поэтому на вопросы «а это что?», «а кто вы?» «а почему вы такие?» мы без стеснения отвечали, что считаем себя достойными преемниками мастеров, живших здесь раньше, работавших с тем же материалом, любивших эту землю. Немцы, в отличие от нас, россиян, легко идут на контакт — спрашивают, интересуются, настроены очень доброжелательно.
Но вы говорили, что и россияне встречали вас очень тепло.
Да, многие нас приглашали в гости. Мы бываем на международных и российских выставках в Москве, в Санкт-Петербурге, нам всегда дают лучшие места, рядом с такими известными промыслами, как гжель, хохлома и т.д. А вот на зарубежную международную выставку попали впервые. И очень благодарны ее устроителям и членам калининградской делегации за заботу и оказанную помощь.
Я уже говорила, что на выставке присутствовали делегации со всего мира. Российская была самой крупной и представительной. Полоцк, Иркутск, другие города... практически вся Россия. Не могу сказать, что наш павильон был самым большим, но что одним из самых интересных — да. Оформление, товары, творческие коллективы... представьте: оленьи упряжки, белые медведи, качающие головой, кружащийся в воздухе снежок — очень красиво. Южане привезли коллекции из дерева, выполненные в местных традициях, северяне — изделия из кости. Приятно было видеть, что существует некая технологическая цепочка, что люди живут на земле, не забывают о своих корнях - откуда они пришли, с чем связаны их традиции. Чем больше тех, кто видит и ценит красоту, тем гармоничнее общество.
Можете ли вы подвести итоги поездки? Была ли от нее какая-то польза? Возможно, удалось завязать деловые отношения, найти покупателей?
«Прусский мёд» вышел на международный уровень. Мы заявили о себе, стали для многих открытием. Думаю, это не последняя наша выставка. Теперь у нас есть опыт, и в следующий раз мы сможем представить свои коллекции еще лучше.
А по поводу покупателей... мы пока не готовы распродавать по частям наши коллекции, хотелось бы представлять их в определенном контексте и настроении. Поэтому сейчас мы готовим презентацию для торгового центра, где можно будет хорошо и убедительно продемонстрировать то, что у нас уже есть, например, линию одежды, разработанную мастерами «Прусского мёда» из тканей, расписанных вручную, с аксессуарами, выполненными из янтаря. Мы представляем определенную эстетику, которая должна создавать настроение в пространстве, с тем, чтобы люди, зайдя в наш магазин, прониклись энергетикой этого места и места, в котором мы все живем, его историей. На это должны работать и визуальный ряд, и музыка, и все-все-все.
Как-то на московской выставке к нам подошел представитель одного известного музея, оказывающий влияние на развитие культуры во всей России, посмотрел работы и сказал, что такого уровня мастерства он еще не встречал, и что показывать наши коллекции нужно отдельным блоком — из-за их уникальности. Это я и хочу сделать, но пока все упирается в финансы — я развиваю проект на свои деньги.
Знаю, вы собирались также открывать ювелирную студию?
В свое время я получила хорошее образование, имела возможность поучиться у известнейших российских мастеров, в Эрмитаже, в других крупнейших музеях бывшего Советского Союза. Понимая, что старые калининградские мастера, которым нет равных, уходят, а заменить их некем, я вышла на министерство образования, руководителей учебных заведений, сделала презентацию того, как я себе представляю местную ювелирную школу, предложила поделиться опытом и знаниями, сказала, что готова к любым контактам, что мне не важно, кто будет стоять у руля, главное — сохранить то, что мы имеем. Что вы думаете? - я не получила ни одного отклика.
Сама школу не потяну - у меня нет финансов, на развитие «Прусского мёда» нужны средства. Поэтому возникла идея ювелирной студии. Загадывать что-то пока еще рано, мне хотелось бы как следует оборудовать уже имеющееся помещение - учить ювелиров «на пальцах» нельзя. Я могу преподавать бесплатно, единственное что потребуется от людей, которые будут посещать занятия, - временные вложения, свой набор инструментов и какие-то деньги на материал.
Когда вы планируете набрать первых учеников?
Я планировала это сделать в октябре прошлого, 2012 года, но не получилось, не удалось договориться насчет аренды помещения. Так что теперь я рассчитываю на октябрь 2013 — к этому времени мы окончательно определимся с нашими возможностями, объявим набор. Нам уже сегодня звонят, пишут, спрашивают — много талантливой молодежи тратит свое время напрасно, а могли бы осваивать ювелирное мастерство.