Двухъярусный мост в Калининграде (бывший Reichsbahnbrucke, железнодорожный мост) — один из немногих в России действующих мостов с вертикально-подъемным механизмом, памятник инженерного искусства XX века.
Его строительство началось в 1913 году, но было приостановлено в связи с начавшейся Первой мировой войной, и завершилось лишь в 1926 году. Конструкция моста предусматривала на нижнем ярусе автомобильное, трамвайное и пешеходное движение, а на верхнем — железнодорожное по четырем путям. Для обеспечения судоходства средняя часть (длиной более 57 метров и весом 1225 тонн) была сделана поворотной. Поворотный механизм, оснащенный двумя электродвигателями, позволял разворачивать ее на 90 градусов за 2 минуты 25 секунд, открывая для прохода судов два фарватера по 17,5 метров шириной. Характерными чертами «Райхсбаннбрюкке» были две башенки из красного клинкерного кирпича (до наших дней сохранилась только одна — южная).
В ходе штурма Кенигсберга в апреле 1945 года немецкие войска взорвали мост. Спустя год после войны было возобновлено железнодорожное движение по мосту, а с 1959 по 1965 год прошел второй этап его реконструкции. Поскольку поворотный механизм оказался полностью разрушенным и восстановлению не подлежал, советские инженеры заменили его подъемным — средняя часть с помощью противовесов поднимается вверх между двух опорных башен.
Согласно постановлению Правительства Калининградской области №132 от от 23.03.2007 г., двухъярусный мост имеет статус объекта культурного наследия регионального значения. В связи с тем, что мост находится в предаварийном состоянии и перестал соответствовать растущим транспортным потребностям Калининграда, в настоящее время рассматриваются различные варианты его реконструкции, вплоть до демонтажа и передачи отдельных элементов Музею Мирового океана в качестве экспонатов. Против этого выступают краеведы, городские активисты и значительная часть общественности, считающая, что мост нужно сохранить.
Двухъярусный мост на карте Калининграда: