Понарт (нем. Ponarth) — предместье, а затем район Кёнигсберга, располагавшийся к юго-западу от центральной части города. Первое упоминание об этом месте в официальных документах датируется 1328 годом, когда деревней, название которой переводилось со старопрусского как "сзади за углом", начал управлять немецкий староста Конрад Шульце. Он, как и другие переселенцы, пришел в земли пруссов вместе с Тевтонским орденом и получил во владение 2 гуфы земли (15 -20 гектаров). Позже территория Понарта расширилась, в него вошли часть Форштадских и Хабербергских лугов, хутора Шпайхерсдорф и Авайден, а также деревушки Шёнбуш и Праппелен.
Мирное сосуществование немецких новосёлов с пруссами продлилось до 1385 года. После этого коренное население «переселили» в другое место, а деревушка получила грамоту о наделении её правами, «равными с другими немецкими деревнями». В обязанность старосты входили не только сбор церковной десятины и налогов за землю, домашнюю птицу, урожай, безопасность (на содержание рыцарей), но и присмотр за общественным порядком.
Тех, кто отлынивал от коллективных работ (например, ремонта дорог) наказывали штрафом до пяти пфеннигов. Конрад Шульц следил, чтобы в деревне к праздникам убирался мусор и сажа, чистились печи и очаги. Недобросовестных жителей штрафовали. На Иванов день в обязательном порядке чинились заборы, мостики, чистились рвы. И, что интересно, если в общине возникали споры, то решались они весьма простым способом: спорщики должны были разойтись от Шульца по обе стороны. Та сторона, на которой больше всего оказывалось людей, считалась победившей, и их мнение становилось истиной для всего селения. Штрафовал староста и за «кровь и синяки». Никто не должен был обижать соседа. Но жизнь есть жизнь, и ссоры, конечно, были, миндальничать с обидчиками здесь не привыкли.
Да и как можно было быть деликатным, когда постоянно приходилось приспосабливаться не только к смене хозяев, вносивших изменения и ужесточавших свои требования, но и противостоять набегам врагов. После неудачной для ордена Тринадцатилетней войны в 1467 году владельцем Понарта стал Матеус Шойнеман, который не справился с управлением, и в 1482 году его заменил Кунц Пферсфельдер. Самым разрушительным для поселения стал 1520 год, когда оно было полностью уничтожено поляками, наплевавшими на перемирие, заключенное магистром Ордена Альбрехтом фон Бранденбургским. Были сожжены не только Понарт, но и окрестные деревушки, сильно пострадали насыпь, по которой шла дорога в Кёнигсберг, и мост. Выжившие заново всё восстановили и отстроили. Но потомки Пферсфельдера не смогли грамотно распорядится своими владениями и в 1544 году их хозяином стал фон Китлиц, который, в свою очередь, продал эти земли ландхофмайстеру Альбрехту.
Через некоторое время Понарт отошел государству, и в 1609 году прусский регент курфюрст Йохан Сигизмунд передал его Лёбенихту. Смена власти не принесла жителям ничего хорошего, поэтому они всячески сопротивлялись и вели тяжбы с Кёнигсбергом. Вольных понартских крестьян пытались приписать к магистрату и навязать кирху в Лёбенихте. Но они и свою-то, зелингенфельскую, не часто посещали, предпочитая охотиться в окрестных лесах — на что пастор жаловался начальству и просил приструнить обнаглевших грешников. В общем, население всячески вставляло палки в колеса метрополии. Жители Понарта не платили налогов в городскую казну и гордились, что являются маленьким островком свободы. А в начале 60-х годов XVIII века понартцы начали тяжбу с военными властями, желавшими забрать часть пахотных земель под плац.
И если с беспределом местных властей можно было как-то бороться, то с внешними врагами не очень. Так, в 1807 году французы оборудовали в Понарте огневые точки и с них обстреливали прусские позиции в районе Нассер-Гартена, Харбергскую кирху, сахарный завод на Философендамм (сегодня это улица Эльблонская). За несколько дней они буквально разорили земли Понарта. И в 1812 году французы нанесли городу и пригородам значительный урон. Например, маршал Луи Даву, готовясь к русскому походу, разместил свой корпус на посевных площадях имения Кальген, из имения Авайден был угнан скот, а амбары в Континене (район завода «Янтарь») горели не один день.
Но Понарт выстоял. В середине XIX века началось его мощное развитие. Поворотным моментом в истории района стал 1849 год, когда баварский пивовар Иоганн Филипп Шиффердеккер перенёс сюда из Лёбенихта завод и стал варить так называемое арийское пиво, ставшее со временем лучшим в Восточной Пруссии. Дела шли более чем хорошо, и предприимчивый купец приобрел в округе землю, трактир и получил в подарок гостиницу. Для обеспечения необходимым для производства льдом были вырыты четыре пруда: Пейтайх, Вальпуригистайх (позже засыпанные), Хубертустайх и Шванентайх (Лебединый пруд, который сейчас называется Летним). Купаться в прудах было запрещено, а вот прогулки по берегам стали популярными.
Следуя примеру Шиффердеккера, в 1871 году десять кёнигсбергских купцов открыли в районе имения Дюбуру (сейчас район складов на Камской) пивоварню «Шёнбуш», где по австрийским рецептам начали варить светлое пиво «Хальбиир». И арийское, и «Хальбиир» стали очень популярными в Германии. По статистике, в 1860 году было продано 20 тысяч тонн понартского пива, в 1870-м почти 34 тысячи, в 1889-м – 90 тысяч тонн. Потребовались новые рабочие руки и сюда стали приезжать рабочие целыми семьями. Так Понарт за счет работников пивоварен (и не только — здесь поселились рабочие ремонтных мастерских Восточной железной дороги и Артиллерийского депо) вскоре превратился в индустриальный район, население которого к 1900 году составило 10 000 человек. Там, где раньше шумел прекрасный лес, названный Кантом «детским раем», теперь строились дороги, школы, детский сад, кирха. Новые улицы получали названия от растений и животных – Кленовая, Буковая, Ольховая, Ясеневая, Фазановая, Волчья, Лосиный сад и Лосиная дамба и другие. Присваивали улицам и имена знаменитых учителей, например, Песталоцци.
Имя итальянского педагога носила старейшая в Понарте школа, построенная в 1887-1891 годах (теперь являющаяся объектом культурного наследия). Здания школы интересны в архитектурном плане ризалитами с фронтонами, вимпергами боковых фронтонов, нишами с фальшокнами, подоконными карнизами, украшенными элементами в виде машикулей.
Как правило, сточки зрения архитектуры всегда интересны и строения культового назначения. Одной из красивейших в Кёнигсберге была возведенная в неоготическом стиле евангелическая кирха — ее строительство стало возможным благодаря усилиям прихожан, председателя евангелической общины Понарта Роберта Хофмана, директора пивного завода Шиффердекера и прусской семьи Груббер. Освященная в 1897 году, кирха в последующие годы претерпела незначительные изменения. Сегодня в ней находится православный храм.
Трёхэтажную башню и овальную крышу нефа и алтаря имела, построенная в 1931 году по проекту архитектора Георга Шонвайдера католическая кирха Святого Йозефа на Шиффердеккер-штрассе (сегодня — ул. Маршала Новикова, 14). В наши дни ее так перестроили, что от первоначального облика мало что осталось. После 1945 года здесь был клуб, позже — с 1954 по 1975 — дом культуры железнодорожников. В настоящее время бывшая кирха Святого Йозефа используется в качестве торговых складов.
Также на Ponarther Bergstraße в 1890-1895 годах была построена баптистенкирхе. Её облик остался только на фотографиях, так как во время войны здание сильно пострадало, и его разобрали на кирпич.
Всей этой красотой не могли похвастаться возводимые для рабочих и охотников жилые постройки. Это были типовые здания, почти не отличавшиеся друг от друга. Убедиться в этом легко, если пройти, например, по нынешним улицам Киевской, Павлика Морозова и Судостроительной.
К 1905 году Понарт стал одним из промышленных районов Кёнигсберга, который соединялся с центром двумя линиями трамваев и конкой. Это был самый большой по территории и населению район с развитой промышленностью и инфраструктурой, радовавший своих обитателей и гостей, приезжавших в выходные, зеленью и благоустройством. Парки Фридрихсру (сквер на ул. Великолукской), Шёнбуш и Зюдпарк (два последние имели пивные рестораны, были оборудованы концертными площадками и стрельбищами - любимым развлечением того времени), пруды Хубертустайх и Шванентайх стали излюбленным местом прогулок горожан.
В 1928 году Понарт прирос территорией за счет Шпандинена, в 1930-м – Праппелена. Почему Континен (район ул. Транспортной) считается частью Понарта, непонятно: существует огромное количество карт, списков административного деления города — и везде есть разночтения.
После Второй мировой войны северная часть немецкой провинции Восточная Пруссия вместе со столицей Кёнигсбергом была передана СССР. В 1947 году районы Понарт, Шпандинен и часть Хаберберга объединили в Балтийский район, который в северной части граничил с Октябрьским и Ленинградским районами Калининграда, на востоке — с Московским. Большая окружная стала границей между Балтрайоном и Гурьевским округом на юге.
Дом отдыха с пивным рестораном «Зюдпарк», пользовавшийся у понартцев особой популярностью благодаря своему нахождению вблизи пивзавода (поэтому посетители не сомневались, что пиво в их кружках всегда свежее) стал Дворцом творчества детей и молодёжи «Янтарь».
Находившийся рядом кинотеатр «Лихтбильдбюне» (Lichtbildbühne) в советское время стал «Родиной», а еще позже — «Кинолендом». Имя архитектора, проектировавшего «Лихтбильдбюне», не сохранилось, но заказчик известен — некий господин Цайзиг. В его кинотеатре можно было посмотреть кино, полакомиться мороженым в кафе «Eisdiele» (сейчас на этом месте располагаются кассы), познакомиться с книжными новинками в библиотеке Агнес Мигель (Agnes Miegel Bücherei), что находилась на втором этаже. Это был второй кинотеатр. Первый - «Глория-Лихтшпиле» (Gloria Lichtspiele), принадлежавший всё тому же Цайзигу, не сохранился. Есть предположение, что он был оборудован в жилом доме, где-то рядом с Балтийским рынком.
И еще немного истории. В кёнигсбергском Понарте работало пять учебных заведений. Первое, получившее имя известного швейцарского педагога-гуманиста Иоганна Песталоцци, было народной школой для мальчиков, которая незадолго до войны стала кадетским корпусом. Она имела два здания: двухэтажное, построенное в 1887 году, изысканной архитектуры, и трёхэтажное, постройки 1891 года, попроще. После войны один корпус стал Дворцом пионеров. Во втором с 1947 года размещалась железнодорожная школа № 4, с 1968 года — общеобразовательная № 42, а с 2005 года это филиал средней образовательной школы № 46.
Народная школа для девочек на Шиффердекерштрассе (ул. Маршала Новикова) построенная в 1910 году, носила имя Ф. Шиллера. Рядом с ней возвели дом для учителей. С середины весны и до осени 1945 в школе был госпиталь для бойцов Красной Армии. Позже — профессиональное училище № 5. В настоящее время это Прибалтийский судостроительный техникум. Здание включено в реестр объектов культурного наследия. Напротив него располагалось два учебных заведения — для мальчиков и девочек, но они не сохранились.
В 1915 году на Фихте-платц (Октябрьская площадь) появился комплекс зданий. В западной части комплекса находилась школа имени И. Г. Фихте, в которой учились мальчики. В восточной – школа для девочек им. Генриха фон Клейста. Школа Фихте занимала трехэтажное здание с мансардой под высокой вальмовой крышей, с башенкой с часами и смотровой площадкой. После войны мансарду заменили полноценным четвертым этажом. Исчезла и башенка с часами. Но всё равно строение внесено в реестр объектов культурного наследия местного значения из-за архитектурных особенностей. С 1950 года здесь располагается средняя общеобразовательная школа № 3.
Стоит сказать несколько слов об Октябрьской площади — она не похожа ни на одну из городских. По сути это заросшая деревьями зеленая поляна с бомбоубежищем среди малоэтажных домов немецкой постройки. К ней выходят Кленовая, Сосновая, Осиновая, Ольховая улицы, носившие при немцах те же названия, так как ранее здесь был глухой лес.
Кстати, об улицах Понарта — самой большой и главной считалась Брандербургштрассе. Сейчас это небольшой участок улицы Киевской от «Киноленда» до парка Гагарина, почти сохранивший свой довоенный облик. Киевская получила своё название в 1960 году после слияния четырёх улиц: Диршауэрштрассе (от Южного вокзала до Трамвайного и 2 Трамвайного переулков), Понарт-штрассе, (от железнодорожного моста до кинотеатра), Зеллерштрассе (кусочек на пересечении со Школьной), и Бранденбургерштрассе. Ponartherstraße, бравшая начало от Berliner straße (ул. Суворова), выходила к мосту и далее к кинотеатру. На современных картах это плавно переходящие из одной в другую улицы – Южная и Трамвайный переулок, который делится на просто Трамвайный и 2-й Трамвайный. Просто Трамвайный интересен тем, что там находится трамвайно-троллейбусное депо. У немцев оно тоже было, но просто трамвайное. Во время войны оно уцелело, хотя и было блокировано с обеих сторон взорванными железнодорожными мостами. Трамвайный парк восстанавливался медленно и долго. Отремонтированные вагоны вывозили в города, где существовала узкая колея, — Львов, Таллинн, Пятигорск, Винницу, Евпаторию. В современном трамвайно-троллейбусном депо Кафедральный собор в рамках Международного фестиваля «Орган+» проводит концерты с очень интересными и запоминающимися программами. А доставляет зрителей музыкальный трамвай.
2-й Трамвайный переулок проходит у станции под названием «Калининград-Сортировочный». Станция выглядит примерно так, как и в прошлом. Во время Второй мировой войны в районе трамвайного депо размещался лагерь «Зюд банхоф». Заключённые работали на железной дороге, жили в бараках, гибли от тяжелой работы, голода, болезней и жестокого обращения.
О Центральном железнодорожном вокзале (в настоящее время – Южном) наш сайт уже писал в статье, посвященной всем вокзалам Кёнигсберга, поэтому расскажем о других предприятиях Понарта. Но сначала сделаем одно маленькое отступление, которое будет интересно читателю. Знаете когда в Кёнигсберге появились первые троллейбусы? В самый разгар войны – в 1943 году. По приказу Эриха Коха троллейбусы ярославского производства ЯТБ-2 специальным эшелоном были доставлены из Киева. А вместе с ними и провода контактной линии, оборудование тяговой подстанции, советские специалисты и водители для обслуживания трофея. Заинтересовали эти машины тем, что им не нужна была дефицитная солярка, плюс к ним можно было прицепить автобусы, что значительно увеличивало пассажиропоток. Подстанцию установили в районе нынешней улицы Дзержинского. Оттуда маршрут пролегал по Хорст-Вессельштрассе, Остеррайхишештрассе (сегодняшнему проспекту Калинина) и Штайндамм (Ленинскому проспекту) до Турнерштрассе (ныне Мореходной). Советские ЯТБ-2 на заводе «Штайнфурт» облагородили: заменили сиденья, отполировали боковины, в простенках повесили зеркала, а на окна — занавески. «Роли-тролли» (так прозвали новый для горожан вид транспорта) трудились с шести утра до десяти вечера с десятиминутным интервалом.
В послевоенное время пивоваренные заводы использовали под нужды разных производств. Помещения знаменитой пивоварни Шиффердеккера пустели и частично разрушались. С 1946 года в её стенах расположился Калининградский пивкомбинат № 2. В 1947-1948 годах по указанию свыше начался демонтаж оборудования специалистами из Алма-Аты, Ленинграда, Вильнюса, которое они вывозили в свои города. В первые послевоенные годы на комбинате производили в основном солод. Также были открыты, помимо солодового, тарно-бондарный цех, автомеханическая мастерская с гаражом, подсобное и складское хозяйства треста. Позже, в 1993 году, на базе пивоварни появилось АО «Калининградминводы», преобразованное в «Балтминводы». В 1995 году, когда было зарегистрировано ООО «Калининградский пивкомбинат», появилась надежда на восстановление производства, но ей не суждено было воплотиться в жизнь. Производственные мощности переходили от одних хозяев к другим, что губительно сказалось на легендарной пивоварне. Только в 2010 году под торговой маркой «Понарт» была открыта пивоварня в здании бывшего заводоуправления. Начался выпуск пенного по старинным немецким рецептам. В мае 2015-го договор аренды земельного участка под зданиями завода был заключен с ООО «Калининград Цемент» - «дочкой» «HeidelbergCement», предприятия, основанного Иоганном Филиппом Шиффердеккером, возглавляемое его потомками. Новый владелец планировал создать торгово-развлекательные площадки, гостиницу и музей. Но санкции не дали осуществиться задуманному в полной мере.
Пивзавод «Шёнбуш», что находится на Камской, помимо пивоварни и солодовни, обладал 60000 кв. м. парка и прудом в 110000 кв. м. для добычи льда. От парка осталась заброшенная чаща на пересечении улиц Суворова и Киевской. Видимо, в прошлом это место и впрямь было красивым, так как название «Шёнбуш» переводится как «прекрасный куст». Пиво на производстве варили светлое, по австрийским рецептам. А после войны пивзавод стал использоваться как оптовый склад.
В 2017 году на базе «Шёнбуша» была открыта современная пивоварня, оснащенная новейшим оборудованием. Пиво здесь варят (по словам изготовителя), соблюдая "Баварский закон о чистоте пива" от 1516-го года, используя только натуральные ингредиенты - воду, солод, хмель и пивные дрожжи. Кроме того, готовят высококачественный сидр из натурального яблочного сока.
Последнее крупное предприятие, о котором стоит упомянуть, - это АО Прибалтийский судостроительный завод «Янтарь». Он появился в 1829 году благодаря англичанину Чарльзу Хугесу. Назывался «Унион Гизерай» и сначала выпускал паровозы, землечерпалки, чуть позже - суда. В 1930-х, во времена Великой депрессии, предприятие разорилось и было продано германской судостроительной фирме «Шихау», которая продолжила выпуск судов, военных кораблей и машиностроительной продукции. После 1945 года завод выполнял заказы для Балтфлота. До сих пор на «Янтаре» в первозданном виде сохранились некоторые цеха, а в одном из них есть замечательный музей, посвященный истории завода. Сохранилась и рабочая слободка, расположенная в Транспортном тупике. С 1945 по 2020 годы завод выпустил в плаванье 161 боевой корабль, более ста крупных и 400 малых гражданских судов. Отремонтировал более 500 судов.
См. также
Другие исторические районы бывшего Кёнигсберга:
Амалиенау
Марауненхоф
Ратсхоф
Хуфен
Метгетен
Остров Канта (остров Кнайпхоф)
Остров Октябрьский (остров Ломзё)
Юдиттен