Крушиняны – это небольшая татарская деревня с богатой историей и татарским духом в Подляском воеводстве Республики Польша.
Выходцы из Золотой Орды, бывшие искусными воинами и торговцами, впервые появились на территории современной Польши в XIV веке. Король Польши Владислав Ягелло и литовский князь Витаутас в конце столетия начали расселение татар на пограничных с Тевтонским орденом территориях. В наши дни в Польше проживает около пяти тысяч татар, причём большая их часть – в Кнышинской пуще. Крушинянские татары осели на землях Подлясья во времена Яна III Собеского, даровавшего им земли за военные заслуги. Так, например, в 1683 году в битве под Веной они храбро сражались за польское государство. Основателем деревни считается полковник Самуил Мирза Кричовский, с которым в1676 году на берега речки Нетупы приехало 45 семей.
Появление мечети, одной из старейших в Польше, связано с именем всё того же короля Речи Посполитой Яном III Собеским, построившим её. Вторая мечеть, появившаяся чуть позже совсем недалеко от Крушинян, находится в Бохониках. С тех пор здесь писались религиозные книги, переписывались священные писания. С 2012 года мечеть числится в списках старейших памятников Польши.
Прямоугольное деревянное здание темно-зелёного цвета увенчано тремя башенками с полумесяцами. На внутренние стены нанесены цитаты из Корана. Полы устланы старинными коврами. При входе в мечеть полагается снять обувь. Молиться здесь наравне с мужчинами могут и женщины, но только за высокой перегородкой. Небольшое возвышение у южной стены - михраб, украшенное ярко освещенным полумесяцем со звездой, указывает направление на Мекку и предназначено для имама. Здесь он читает проповедь во время еженедельной пятничной молитвы. Хотя польские мусульмане не знают арабского, Коран читается именно на этом языке.
В настоящее время в Крушинянах живёт всего 8 татарских семей. Да и назвать их татарскими сложно. Наш гид - Джемиль Гембицкий, являющийся смотрителем мечети и мусульманского кладбища, женат на польке. По договоренности с женой, они своих детей, если так можно выразиться, поделили – мальчики приняли веру прадедов и считаются мусульманами, девочки – католички. На татарском, и не только в этой деревне, никто не говорит уже больше четырёхсот лет. И это понятно. К своим татарским фамилиям они пристраивают польские окончания, а имена дают детям библейские, тюркские. В 2012 году в Белостоке открыли курсы по изучению татарского языка. Джемиль выделяет три отличительные черты своего народа: этнически - татары, часть польского народа, исповедуют ислам. Государство поддерживает татарские поселения. Даёт деньги на проекты, ремонт мечетей и кладбищ. В Крушинянах на деньги Евросоюза создан Татарский культурный центр, выполняющий как образовательную функцию, так и музейную. Здесь, в частности, можно познакомиться с национальными татарскими костюмами, архивными материалами и редкими фотографиями, рассказывающими об истории татарской общины в Польше.
Надолго в мечети нам задержаться не удалось, на молитву пришли паломники из Малайзии и сопровождающие их чеченцы. Нас вежливо попросили покинуть помещение. Кстати, в Польше чеченцев осело с 90-х годов столько (особенно в районе Белостока), что они втрое превышают численность татар.
Мусульманское кладбище – мизар, расположенное за околицей, на лесной опушке, ещё одна достопримечательность деревни. Древние надгробные памятники, покрытые арабской вязью, повернуты в сторону Мекки. На замшелых могильных камнях XVIII века ещё можно прочесть, помимо арабских, русские и польские надписи, что говорит о смешении татар с восточно-европейскими соседями. В Польше всего три действующих мусульманских кладбища, одно из них крушинянское. Хоронят здесь всех мусульман, независимо от национальности.
В 2017 в Кушинянах состоялся юбилейный десятый Сабантуй польских татар под названием «Татары в Польше и для Польши». Организовали и провели его Региональный фонд Центра культуры польских татар Asman, Фонд татарского культурного общества и хозяйка «Татарской Юрты» Дженетта Богданович. (Они же возродили этот праздник к жизни в 2007 году). Проводя Сабантуй, татары отдают дань заветам своих предков, которые верили, что молитва и радость смогут принести обильный урожай. В рамках праздника прошёл пятый Национальный фестиваль татарской кухни и кулинарный поединок, в котором приняли участие калининградские татары. Нашу делегацию отметили вручением специальных призов и памятных подарков.
Фестиваль проводят в Крушинянах не случайно - именно здесь, в известной на всю страну усадьбе «Tatarska Jurta», можно попробовать блюда аутентичной татарской кухни. К сожалению, весной этого года ресторан сгорел, но его хозяйка очень радушно приняла нашу группу и от души накормила ужином в полевой палатке, по размеру больше похожей на ангар. Поляки, узнав о пожаре, тут же откликнулись на чужую беду. Приехавшие из разных уголков страны волонтёры, помогали разбирать завалы, отчищать закопчённую посуду, дарили какие-то вещи. Восстановление пока идёт не так быстро, как хотелось бы, но Дженетта Богданович не падает духом и верит, что дело её жизни не канет в лету.
Впервые эта женщина приехала в Крушиняны, когда ей было 20 лет - вместе с группой туристов из Белостока, которых она знакомила с тихими деревеньками, хуторами, старыми фермами. Тогда-то и наткнулась на мизар – татарское кладбище, затерявшееся в лесу. Покрытые мхом надгробные камни пробудили интерес к прошлому, к корням. Ведь где-то здесь могли лежать и её предки. Именно тогда она впервые подумала о себе как о татарке польского происхождения. От рождения до воплощения в жизнь идеи создания татарской усадьбы с рестораном национальной кухни прошло немало времени. Выйдя замуж за Марека, уроженца Крушинян, Дженетта продолжала возить группы туристов и обязательно включала в маршрут экскурсий тихую деревеньку с мизаром и мечетью цвета изумруда. Чтобы люди могли поесть и отдохнуть, они с мужем поставили столы и скамейки рядом с домом, принадлежавшим когда-то родственникам мужа. Назвали свой ресторанчик «Татарская юрта» и угощали блюдами национальной кухни, рецепты которых Дженетта собирала по всей Польше. Работало это заведение с весны по осень. Чуть позже, с помощью трёх дочерей, Богдановичи обновили дом и стали приглашать гостей в него, чтобы те могли почувствовать дух татарской семьи. Сделав пристройку, первый этаж отвели под корчму, т.к. слух о «Татарской юрте» быстро распространился, и она стала популярной у туристов. В 2003 году Богдановичи окончательно перебрались в Крушиняны и вложили немало усилий в возрождение татарской деревни, проводя здесь мусульманские праздники и фестивали культуры, во время которых здесь выступают музыкальные и танцевальные коллективы, звучат песни не только на татарском языке, проводятся выставки изделий ручной работы и всевозможные конкурсы. Гости могут пострелять из лука, поскакать на лошадях, приготовить татарские блюда, участвуя в мастер-классах.
Проводить Сабантуй – тоже идея Джанетты. Название праздника переводится как «торжество плуга», он знаменует собой окончание весенних полевых работ. Хорошо поработал - хорошо отдохнул. Победители соревнований по верховой езде, стрельбе из лука, в различных национальных играх и конкурсах отмечаются призами. Это может быть полотенце ручной работы или барашек. А юрта здесь действительно есть, и действительно белая. Правда, внутреннее убранство никак не соответствует нашим представлениям о жилище кочевника, но это не главное. Главное – вернуться к своим истокам, никогда о них не забывать и передавать знания и умения своим детям.
Такие деревушки помогают узнавать друг друга, выстраивать уважительное отношение с соседями, находить общие ценности. 160 татар-мусульман, проживающие в Крушинянах, усвоили польские обычаи и мирно живут среди католиков и православных христиан. Кстати, в Крушинянах есть каменная православная церковь, построенная в 1985 году на месте старой деревянной, появившейся здесь в 1829 году. Белоснежная церковь с небольшим крыльцом обладает двумя колоколами, ежедневно призывающими на молитву местных жителей. Рядом с ней православное кладбище XVIII века, являющееся местной достопримечательностью. А ещё в Крушинянах начинается и заканчивается экуменическая тропа вокруг залива Озераны, построенная в 2006 году. Рядом с деревенькой находится заказник Нетупа – «Чёрный рог» и многочисленные красивейшие природные обзорные точки, например, Космата-гура.
Н. Гора