c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_tragediya-v-fukusime.jpg10.03.15 в филармонии прошел концерт, посвященный четырехлетию трагедии в  Фукусиме. Инициатором и душой этого проекта стала органистка Хироко Иноуэ.

Реализовать задуманное ей помогали музыковед Н. В. Анисимова, хор мальчиков детской  школы искусств им. Чайковского, художественный руководитель Екатерина Фуртес, солисты Ирина Данченко (виолончель), Анна Ушакова (фортепиано), Камерный оркестр под управлением Заслуженного артиста РФ А. Андреева.

В первую годовщину после аварии на японской АЭС «Фукусима-1» Хироко Иноуэ представляла на суд зрителей программу с названием, заставляющим задуматься, «Quo vadis?» — «Куда идем?», в которую вошли произведения М. Таривердиева (фрагмент Органной симфонии «Чернобыль») и концерт для органа с оркестром «Аква ритм» Хироюки Фудзикаке.

Концерт, прошедший 10 марта, состоял (за одним исключением) из произведений японских композиторов. Он открылся трогательным выступлением хора мальчиков с песней Якова Дубравина «Мы в одном доме живем». Зажженные свечи в маленьких ладошках и чистые, звонкие, проникнутые теплом голоса детей обращались к залу с просьбой сохранить такой хрупкий мир и нашу планету — наш общий дом. С этим выступлением протянулась незримая ниточка, связывающая сердца исполнителей и сердца пришедших на концерт.

Благородный, бархатный тембр виолончели Ирины Данченко и проникновенный голос Натальи Анисимовой эту связь укрепили и развили. Произведение «Молитва на берегу» Кохей Кондо (написанное, как говорят, через месяц после аварии) и записка, найденная в руках застывшей от горя матери, потерявшей дочь (прочитанная Н. Анисимовой), потрясли до глубины души. «Не забудьте, пожалуйста, о нас», — просит мать. «Не забудьте о них», — вторит грудной голос виолончели.

Тему человека и судьбы, его взаимоотношения с природой продолжила композиция, написанная Юрицуне Мацудайра, «Музыка, принесенная с неба». Удар в гонг — и полилась музыка с четко выраженным национальным колоритом, плавно рисующая картины старинной жизни. Орган и фортепиано — то вместе, то поочередно — рассказывали историю за историей, и мелодия была то родником, падающим хрустальными каплями на шелк кимоно, то светом луны, растворяющимся в ряби горного озера, то пламенем свечи, дрожащим от вздоха, то клинком, обагренным закатом, что дышит бессмертием.

У каждого из сидевших в зале это произведение породило свои ассоциации, но одно стало общим — звонкая тишина после завершающего аккорда органа. А потом взрыв аплодисментов. Хироко Иноуэ и Анна Ушакова сотворили чудо.

Второе отделение концерта началось с произведения Мияги Митио «Весеннее море» в исполнении Иноуэ, которое, возможно, и знакомо многим калининградским любителям музыки, но от этого не потеряло своей прелести. Эта композиция, как всякая подлинная музыка, имеет глубину, цвет и контрасты — недаром Хироко считает ее символом красоты Японии, в котором слышен «рокот волн, падающие капли, шум ветра».
Митио считают «отцом новой музыки», поскольку он смог виртуозно соединить европейские и традиционные японские элементы музыкального языка. А еще его называют «японским Шубертом» — за особый лиризм мелодий и виртуозность их исполнения. 

В японской народной традиции, мифологии, фольклоре, религиозных верованиях роль воды велика и многообразна, поэтому ей уделяется большое внимание во всех проявлениях искусства и особенно в музыке. Пьеса «Аква Ритм» Хироюки Фудзикаке в исполнении Камерного оркестра филармонии и органа стала заключительной частью концерта — она передала настроение радости и печали, которое навевает стихия воды. 

И «Весеннее море», и «Аква Ритм» — произведения современные и поэтому кажутся более привычными, но это ничуть не умаляет их достоинства и красоты звучания.

О музыке трудно говорить, её надо слушать. Каждому она нашепчет что-то свое — близкое, родное и понятное. Более понятной и близкой для слушателей во время концерта стала Япония — а проводником в путешествии по стране восходящего солнца стала Хироко Иноуэ. О ней писали не раз: родилась в Осаке, училась в Киотском университете искусств, потом с отличием закончила Московскую консерваторию и аспирантуру, повышала свое мастерство в Голландии у профессора Тео Йеллема, стала лауреатом многих конкурсов.

Но знаете ли вы, что Хироко научилась играть на фортепиано в возрасте трех лет, затем легко освоила скрипку, а для достижения своей мечты — учебы в Москве — работала санитаркой в госпитале?

Саксофонистка Вероника Кожухарова, недавно выступавшая в Калининграде, говорит об Иноуэ как о большом ребенке, удивительном чистом и светлом человеке, называет маленьким самураем, готовым переносить любые трудности. Органистка участвует в благотворительных проектах и очень отзывчива. Концерт «В память о Фукусиме» — её маленький вклад в дело сохранения жизни на Земле. Сострадание, гласит японская поговорка — начало человеколюбия. Спасибо всем участникам проекта, не давшим об этом забыть.

См. также:
Все новости Калининграда
Российские новости
Зарубежные новости
Афиша
Календарь событий

Календарь событий

Апрель
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 1 2 3 4 5

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика