Концертом вице-президента Всенемецкого музыкального сообщества Ганса Бэсслера 24.05.16 в Калининграде завершился фестиваль «Музыкальная Ганза».
В его исполнении прозвучали прелюдия и фуга ми-бемоль мажор и пять хоралов И.С.Баха, органный концерт Г. Генделя, Фантазия фа-минор В.А. Моцарта и органная соната Ф. Мендельсона.
Начался концерт прелюдией и фугой ми-бемоль мажор и хоралом «Моя радость». И прелюдия, и фуга - очень светлые, радостные произведения, полные насыщенного звучания. Хорал «Иисус моя радость» более нежный, трепетный - невольно вспомнились строки стихотворения Льва Озерова «Орган»:
Здесь Бах царит, здесь топчет он
Страстишек человечьих мелочь,
Он раздвигает небосклон
И в будущее смотрит смело.
Прелюдия и фуга вызвали другие ассоциации: в памяти всплыл старый фильм советского периода «Антон Иванович сердится». Иоганн Себастьян Бах сходит с портрета к профессору консерватории Воронову и сетует на то, что писать хоралы – величайшая скука, когда хочется создать «…оперетку про Герцога и Пастушку». Так вот, бравурное, громкое исполнение первых двух опусов, наверняка понравилось бы маэстро из кинофильма.
В концерте прозвучали еще четыре хорала Баха, которые связали между собой последующие номера программы и органично в неё вплелись. И это не удивительно, именно хоралы считаются вершиной творчества композитора, которого любили, уважали и которому подражали. Хоралы составляют музыкальную основу органных миниатюр Баха и содержат в себе мелодии протестантских песнопений, связанных с народным музыкальным творчеством.
Следующим было исполнено произведение композитора, перед которым преклонялись и которого боготворили музыканты XVIII – XIX веков, в частности Бетховен, которого считают родоначальником органного концерта – это концерт фа мажор Георга Фридриха Генделя. Он считается одним из лучших органных концертов композитора. Особенно хороша вторая часть, где происходит непрерывное развитие темы с тончайшими переходами. Гендель был великолепным импровизатором, когда он приступал к игре, «….воцарялась тишина, все сидели затаив дыхание, и, казалось, замирала сама жизнь». (Из воспоминаний Д. Гаукинса, историка музыки). И именно из этих праздничных, общедоступных импровизаций и возникали органные концерты.
Фантазия для органистов – один из главных жанров, поскольку она давала музыкантам эпохи барокко и последующих веков почти полную свободу. Именно в этом жанре появлялись самые смелые, удивительные сочинения. Примером тому может служить фа-минорная фантазия В.А. Моцарта, которая прозвучала в концерте следующей. С ней связана целая страница истории: в 18 веке вошли в моду механические органы, которые встраивались даже в часы. Венские классики охотно сочиняли пьесы для модных инструментов. Писал и Моцарт. В одном из писем к жене Вольфганг Амадей сетовал, что часы слишком малы, а игрушечное звучание не передает всю красоту пьесы. Зря беспокоился - фа-минорная фантазия понравилась и со временем вошла в исполнительский репертуар многих органистов.
В заключение прозвучала органная соната си-бемоль мажор, её ещё называют песней без слов, Ф. Медельсона, вся жизнь которого была тесно связана с органом. Как органист-виртуоз и выдающийся интерпретатор органных произведений Баха, он был широко известен в Европе. Его музыка ясна, элегантна, изящна. В период между июлем 1844 года и январем 1845 года композитор создает ряд пьес различного жанра, выполняя тем самым заказ двух английских издателей. В октябре 1845 года шесть сонат для органа вышли из печати почти одновременно в Лондоне, в Германии, в Италии и во Франции. Они и стали первыми образцами нового жанра – романтической органной сонаты.
Оставим специалистам оценивать исполнительское мастерство Ганса Бэсслера. С точки зрения обычного любителя музыки - что-то удалось, а что-то могло бы прозвучать иначе. Одно несомненно – встреча с прекрасной музыкой великолепных композиторов всегда праздник.
Жалко расставаться с чем-либо хорошим, поэтому скажем фестивалю – до свидания, но не прощай.
Н. Гора
Журналистам рассказали о фестивале Музыкальная Ганза
Отчет о первом фестивальном дне
Отчет о втором фестивальном дне
Отчет о третьем фестивальном дне