Лев Толстой-блогер, Иванов, географ и глобус, Слава Сэ и подробности из жизни сантехников: Библионочь — 2019 в Калининградской научной библиотеке.
20 апреля в Калининграде, как и в других городах страны, прошла всероссийская акция «Библионочь 2019». Тема: «Весь мир — театр!». В Калининградской областной научной библиотеке состоялось открытие выставки «TolstoYgeneration» Музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Ясная Поляна», публичные лекции В. Гильманова и А. Тесли, мастер-классы, театральные постановки, психологические игры и квесты, а основными пунктами программы стали творческие встречи с писателями Алексеем Ивановым и Славой Сэ.
Алексей Иванов — современный российский писатель и сценарист, автор произведений, издающихся большими тиражами, таких как «Общага-на-Крови», «Сердце Пармы», «Золото бунта», «Псоглавцы», «Пищеблок» и других. Многие из них экранизированы, самый известный фильм — «Географ глобус пропил», снятый по одноименному роману, получил главный приз кинофестиваля «Кинотавр» и множество других наград.
Алексей Иванов отвечал на вопросы читателей о своих произведениях, об их героях, о снятых по ним фильмах и сериалах, о творчестве и других волнующих людей вещах. Публикуем некоторые выдержки из его ответов.
О «Библионочи»:
— Мне кажется, ночью лучше спать, но если публика считает, что ночь — это самое время ходить по библиотекам, музеям и театрам, то ради бога, я не против.
О вдохновении:
— Я профессиональный писатель, а для профессионального писателя ожидать появления музы — это непрофессионально. Представьте, что вы хирург, и ждете вдохновения, чтобы сделать операцию? Профессионал работает всегда.
О компьютерах:
— Появление компьютеров очень многое изменило в литературном обществе, написании и оценке художественных произведений. Например, раньше считалось, что нет литературоведа, который не изучал бы черновики того или иного произведения. Если он не изучил черновиков — он литературовед неполноценный. Есть даже такие литературоведы, которые узурпируют черновики некоторых авторов, никого к ним не подпуская и замыкая тему на себя. С появлением компьютеров исчезло понятие «черновик», и эта прерогатива литературоведов рассеялась, как дым.
О девяностых:
— Девяностые — это незавершенный гештальт. Выражение «лихие девяностые» прочно впечаталось, но лично мне немного горько от этого. Мои девяностые были очень плохими, я жил очень бедно, работал на ужасных работах, но это личные ощущения, а есть еще некий взгляд на девяностые поверх личного опыта. Это очень важное время для нашей страны, которое она рано или поздно будет вспоминать с благодарностью. Они остались в памяти как время разрухи, деградации, упадка, беспредела, но в то же время действовал и мощнейший созидательный тренд. Мир, в котором мы живем сейчас, во многом создан именно в девяностые. В девяностые были созданы важнейшие институты нашего общества — институт выборности и институт частной собственности. Пускай эти институты сейчас еще работают сикось-накось, но они есть, они легитимны в умах людей. И это, безусловно, заслуга девяностых годов. Тогда у государства не было задачи сделать жизнь людей лучше, у него была задача создать эти институты. И, как ни странно, наше кривое и косое государство с этой задачей справилось.
Об идеологии:
— Практически все идеологии хороши, если не брать крайностей типа фашизма или экстремизма. Коммунизм, либерализм, православная вера — это все хорошие идеологии. Проблемы начинаются тогда, когда какая-либо идеология становится единственной, когда она существует и поддерживается тоталитарным государством. Как только она становится довлеющей, она сразу превращается в свою противоположность — во зло. Христианство превращается в инквизицию, коммунизм превращается в террор, либерализм превращается в беспредел. В обществе всегда должно быть несколько идеологий, тогда они не будут тотальными и не будут уничтожать мир, в котором мы живем. В западных странах экономическая идеология — либерализм, но государство — социальное. При двух этих идеологиях получается более-менее пристойное общество и страна, в которой можно жить. У нас же в России почему-то всегда хотят сделать идеологию единственной, а остальные выбросить за борт.
О национальном характере:
— Академик Лихачев говорил, что национальный характер — это не качества, а оттенки. Русские — такие же люди, как немцы, французы, англичане и так далее. Они отличаются оттенками. Об оттенках можно говорить много, потому что «в каждой избушке свои погремушки», и в каждой страте русских людей есть свои оттенки. Но это будет очень большая и длинная лекция.
О писательстве:
— Писательство — это такая работа, когда ты можешь не заморачиваться только своими личными обстоятельствами. Писатель может думать о более масштабных вещах, чем собственное благополучие, окружение. Писательство — это всегда возможность выйти за пределы своей личной жизни, и для меня это очень важно и ценно.
О популярности и своих книгах на полках магазинов:
— Я могу рассказать об этом исторический анекдот. Однажды великий певец Карузо приехал в маленький итальянский городок. Весь городок встал на уши — у нас великий Карузо! И владелец магазина грампластинок, чтобы выразить свою любовь к великому певцу, убрал с полок все пластинки, кроме пластинок Карузо. Карузо зашел к нему в магазин, посмотрел по сторонам и спросил: «А где же пластинки других исполнителей?» Владелец растерялся и ответил: «Продали...»
О своей роли в кинематографе:
— Я очень хорошо экранизируюсь, я глубоко интегрирован в кино, потому что мои произведения очень подходят кинематографу. В них есть главное, что нужно киношникам — действие, яркие герои и запоминающиеся диалоги.
О своей актерской карьере:
— Я уже немножко актерствовал, снялся в роли писателя Иванова в сериале «Физрук». И даже горжусь тем, что подсказал некоторые художественные решения. Нагиев там играет физрука-полубандита, и есть сцена, где он проводит в школе встречу с писателем Ивановым. Писатель Иванов, то есть я, заходит в актовый зал, и Нагиев должен проводить меня на сцену. Я ему сказал — вы возьмите меня вот так вот за руку, как будто заключенного в автозак тащите. Ему это понравилось, и он меня так на сцену и вытащил.
О лучшей экранизации своих произведений:
— Пожалуй, «Географ глобус пропил», я уже с ней как-то сжился. «Ненастье» еще слишком близко, может быть, лет через пять я полюблю его так же горячо, как полюбил «Географа...», но пока между романом и фильмом еще есть дистанция.
О призвании:
— Если вы прирожденный журналист, то весь мир для вас — это новости, которые вы можете рассказать. Если вы прирожденный фотограф, то весь мир для вас — это фотографии, которые можете сделать. Если вы прирожденный дальнобойщик, то весь мир для вас — дороги, по которым вы можете ехать. Если вы прирожденный вор, то весь мир для вас — чужой карман, в который вы можете залезть. А если вы прирожденный писатель, то весь мир для вас — это истории, которые вы можете и хотите рассказать.
Слава Сэ (Вячеслав Солдатенко) — латвийский русскоязычный писатель, сценарист и психолог, автор книг «Ева», «Сантехник, его кот, жена и другие подробности», «Сантехник с пылу и с жаром», «Когда утонет черепаха» и других, представил зрителям свой моноспектакль, который был встречен с восторгом. Под конец выступления зал лежал и утирал слезы. Предлагаем небольшой отрывок спектакля.
См. также:
Калининградская областная научная библиотека
Библиотеки Калининграда
Елена Кошемчук: Нужно делать все возможное, чтобы люди читали книги
21.04.2018. Библионочь 2018 в научной библиотеке. Фото- и видеорепортаж
17.01.2018. Выставка к 80-летию Высоцкого
05.01.2018. Проект «Библиосад»: зайди и прикоснись к знаниям
18.10.2016. Открытие Дней литературы 2016. Юлия Рутберг
14.10.2016. Флешмоб «Читаем Мандельштама»
08.12.2015. В библиотеке им. Гайдара установлено RFID-оборудование
04.02.2015. Год литературы принял эстафету у Года культуры
26.01.2015. В Калининградской области появился библиобус
15.10.2014. «Люблю Отчизну я...». Литературный флешмоб в честь 200-летия великого русского поэта
02.04.2014. Книжкина неделя в Калининграде
11.10.2013. «Аутсайдер-арт 2013» и Всемирный день психического здоровья
30.06.2013. Творческая площадка «Синий Шкаф» открыла второй сезон