c_550_300_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_novyj-proekt-zapadnoj-bashni_1.jpgВ историческом городище «Ушкуй» под Правдинском началась реализация уникального проекта — реконструкции древнерусской ладьи-моноксила.

Калининградский военно-исторический клуб «Западная башня» известен не только в реконструкторском сообществе, но и далеко за его пределами. Во-первых, стабильными спортивными результатами и громкими победами на различных турнирах по историческим средневековым боям, включая чемпионат мира «Битва Наций». Во-вторых, созданным собственными силами музеем под открытым небом «Средневековое городище». В третьих — проводимом на его базе ежегодном международном фестивале боевых искусств и средневековой культуры «Ушкуй!». В 2019 году клуб заявил о себе еще одним амбициозным проектом — постройкой древнерусского судна-однодревки (моноксила) на основе археологической находки конца XIII начала IV века, сделанной в 2001 году на Десне, в окрестностях села Вщиж Брянской области.

Определенный опыт исторического судостроения клубом уже накоплен — изготовлены несколько небольших речных судов по средневековым технологиям, с использованием аутентичных материалов и инструментов. Новый проект имеет гораздо больший масштаб — помимо реконструкции судна, он включает создание целого средневекового «судостроительного комплекса» в рамках историко-культурного парка, последующие водные походы и участие в фестивале исторических судов «Водная ассамблея» в Музее Мирового океана. Строительство будет сопровождаться съемками документального фильма и носить интерактивный характер — принять участие в нем могут все желающие. Грант на реализацию проекта получен в рамках грантового конкурса «Музей 4.0», проводимого благотворительным фонда Владимира Потанина.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_novyj-proekt-zapadnoj-bashni_2.jpgПодробностями и планами поделился с корреспондентами «Выходного» руководитель клуба Евгений Беденко:

Работу над проектом мы начали еще летом, как только узнали, что нас поддержал фонд Потанина. Я начал вести переговоры с лесниками, подыскивать подходящее дерево.

Мы видели у вас на фотографиях два дерева.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_novyj-proekt-zapadnoj-bashni_3.jpgСейчас расскажу. Договорились, что как только у них появится делянка, где есть подходящее дерево, которое будут валить, они сообщат. Позвонили в августе, мы приехали, посмотрели, там пять-шесть таких больших дубов, уже помеченных для валки. Решили, что когда их спилят, я приеду и выберу. Потому что с виду дерево может выглядеть здоровым, а внутри оказаться пустым или гнилым. Одно из них и выбрали, но второе было таким «аппетитным», что я решил брать и его, как запасной вариант. Потому что у нас эти дубы рубят с такой скоростью, что через пару лет подходящее дерево можно просто уже не найти, и забыть о реконструкции.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_novyj-proekt-zapadnoj-bashni_4.jpgЧем еще обосновано — сложностью доставки. Лесники бревна такого размера не заготавливают, они их пилят заготовками по три метра, на доски, лестницы, мебель этого достаточно. А двенадцать метров, причем из глубины леса, по грязи? Бревно огромное, тяжелое. Потребовался гусеничный трактор, техника, пока вытащили, пока погрузили, увезли. То есть, два таких ствола сразу доставить проще и дешевле, чем по одному. Если бы вдруг что-то пошло не так, или решим те же самые набои на борта сделать — их же тоже надо из чего-то делать? Как правило, кололи ствол, притесывали доски по всей длине и ставили. Второй раз повторять эту операцию по доставке слишком дорого.

Деревья вы приобрели легально, на законных основаниях?

Конечно, мы их официально купили у лесозаготовительной компании. Не украли же. А то некоторые СМИ уже написали о «красавцах — прусских дубах», которых срубили на лодку, начались возмущения и прочее. Если бы их попилили на мебель или лестницы — легче всем было бы? Так они хоть пойдут на нужное и полезное дело.

Где они росли?

Делянка под Новобобруйском, не знаю, к какому району относится, Правдинскому или Черняховскому. Это были еще немецкие заготовительные участки, все поделено на квадраты, и эти деревья когда-то оставляли на будущее — лес вокруг молодой. Видно, в том числе по сучкам, что сначала они росли в темноте, потом вокруг все срубили, и стала разрастаться крона.

Во сколько все это обошлось?

В 350 тысяч рублей, сами деревья и доставка. Дуб сейчас реально очень дорогой материал, его становится все меньше и он становится все дороже, и его весь выпилят, хотите вы того или нет. Выпилят и продадут. Политической воли на сохранение деревьев у нас как не было, так и нет, и не будет, а все критики в интернете — они же ничего не делают, кроме критики в интернете. Поэтому ничего не изменится, дубы спилят.

У меня давно такой проект зрел в голове, и хорошо, что так удачно получилось с грантом, что нас поддержали. Я как один из факторов риска указывал, что вскоре мы банально можем не найти подходящего дерева, потому что их все уничтожат. И когда мы там с народом общались, они нам рассказывали много историй про «ой, да это уже маленькие, а вот пять лет назад мы пилили — полтора метра в диаметре». То, что их все выпилят, в принципе, тоже естественно — если его сейчас не спилить, через несколько лет оно, допустим, заболеет и высохнет, у них тоже есть свой возраст. Да, бывает, что дубы доживают и до тысячи лет, но не каждый же. Один из тысячи, может быть. Мне самому не нравится, когда деревья вырубают, но вот у нас так. И за этим особо не следят.

Какие параметры должны быть у дерева?

Там разные критерии — размер, объем, ровный ствол, сучки. Мы брали за основу оригинальную лодку, которую нашли под Брянском, в летописном городище Вщиж. Оно было разорено в тринадцатом веке, при нашествии Батыя. Брянщина тогда была богата лесами, а моноксилы являлись одним из основных типов судов. Собственно, никто точно не знает, как выглядели ушкуи, насады древнерусские, потому что источников — археологических находок, чертежей — нет. Есть картинки, но они же все схематично-утопичные, как «художник видел», разные авторы их изображали по-разному. И исследователи этой темы, древнерусского кораблестроения и судоходства, в своем большинстве сходится на том, что ушкуи и насады, видимо, были схожи по конструкции и это были однодревные суда, с нарощенными по необходимости бортами. Оригинал такой ладьи и находится в Брянском государственном краеведческом музее. Точнее, ее остатки, которые смогли достать, целиком она не сохранилась. Сделана из дубового ствола примерно метр диаметром. Мы такие параметры искали и нашли, у наших деревьев в районе комля где-то метровый диаметр.

А длина?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_novyj-proekt-zapadnoj-bashni_5.jpgУ оригинала — предположительно 12 метров, судя по размерам оставшейся части, расположению шпангоутов и других деталей лодки. И это очень похоже на аналогичные находки на юге Руси, на днепровских порогах, там тоже поднимали большие ладьи.

Длина, наверное, могла быть разной, в зависимости от дерева?

Да, могла варьироваться от заготовки, какое «полено» ты смог найти и притащить.

Сколько человек там сможет поместиться?

Вот и проверим. Там есть следы каких-то креплений, непонятного назначения, но похожих на уключины, потому что они на определенном расстоянии, одинаковой конфигурации и друг напротив друга. Их шесть пар, значит, предположительно шесть пар гребцов, и еще несколько человек — кормчий, наблюдатель. Плюс какой-то груз. В ходе эксперимента выясним, насколько удобно там будет сидеть вдвоем. То есть, это узкая длинная быстроходная лодка, похожая на большую байдарку. Возможно, она имела парус — есть следы трех кованых гвоздей между центральными шпангоутами, но что они крепили — непонятно, надо экспериментировать. У нас в ходе проекта будет много экспериментов — не просто выдолбить судно и немножко на нем поплавать, а проверить, как ее силами экипажа сдвинуть, перетащить. Почему на Руси в основном такие лодки использовались — потому что развита речная сеть, но есть пороги, волоки из русла в русло, водоразделы, так было удобнее, проще и практичнее, чем делать большие корабли. На севере Руси был такой портовый город Ладога, в период с десятого по четырнадцатый век, туда приходили морские суда, с них перегружали товар на вот эти более мелкие, плоскодонные и однодревные, и уже по рекам они расходились дальше. По летописям, на них и в море ходили, тот же Константин Багрянородный писал про русов на таких моноксилах, но насколько это реально, я не знаю. Наверное, вдоль берега можно идти, каботажным способом, какие-то отчаянные броски наудачу тоже, наверное, возможны. В летописях упоминается, что такие лодки выдалбливали в лесах вятичи, кривичи, радимичи, сплавляли их по Десне и Днепру вниз до Киева, продавали, и уже там их переоснащали для морских походов — наращивали борта, ставили мачту, оснащали такелажем и так далее.

Шпангоуты на оригинальной лодке — для наращивания бортов?

В данном случае они для укрепления корпуса. Чем эта лодка интересна — технологией изготовления. Она не просто выдолблена, она еще распарена и борта раздвинуты в стороны, а шпангоуты нужны для придания прочности, и расположены в соответствующих местах. Мне пока непонятно, как там сидели. Какие-то лавки были, но как их крепили — непонятно. На этнографических судах их зачастую по шпангоутам накладывают. Все это надо проверять, пробовать, экспериментировать. Впоследствии можно и борта нашить, посмотреть, что из этого получится.

Это было многоцелевое судно, и под груз, и для набегов?

По сути, наверное, да. Для набега такие и нужны, маневренные и быстроходные — примчались, награбили добра, умчались. В то же время, ничего не мешает использовать ее для торговли или рыболовного промысла.

Деревья доставили, что будете делать дальше?

Заказали аутентичные инструменты — топоры, тесла, ручные сверла. Их делают наши давние друзья из кузницы «Тяжелые молоты». Кроме самой лодки, нужно сооружать навес, под которым ее делать, помещение, где хранить инструменты, экспозицию, где все это показывать.

Рядом с водой?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_novyj-proekt-zapadnoj-bashni_6.jpgДа, рядом с озером. На озере можно провести ходовые испытания. Спуск на реку тоже будет то еще предприятие. Ведь финал всей нашей истории — поход, спуститься по Лаве до Преголи и по ней прийти на «Водную ассамблею» в Музей Мирового океана. Это же еще нужно экипаж потренировать, на слаженность действий. Мы втроем на нашей осиновой лодке, и то полчаса приспосабливались грести в такт, чтобы ее не крутило и не вертело, а тут целый корабль.

Заодно реконструируете волок из озера в реку.

Вот, о том и речь. Я пока слабо себе все это представляю. Может, оно на самом деле не так и страшно, как кажется.

Как-то же их таскали в древности? Специальные бригады были, которые на сезон приезжали на волок.

Специальные катки и тягловая сила. Какие-то лодки перетаскивались силами команды, наверное. А большие, морские суда — дубовый драккар 30 метров длиной, сколько он весит? — я полагаю, были специальные люди со всем необходимым, которые за деньги перетаскивали.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_novyj-proekt-zapadnoj-bashni_7.jpgЕсть мысль вообще устроить такую постоянную рабочую зону. Закончим этот проект — будут другие, есть много интересных лодок, и древнерусских, и скандинавских. Кроме моноксилов, есть плоскодонные суда, зашивные, наборные. Много вариантов развивать и продолжать эту тему, и, может быть, даже сделать такую площадку, где люди смогут присоединяться к нам и сами строить себе лодки. Это же интересно — своими руками изготовить лодку и ходить на ней. Как творчество, искусство. Взял заготовку, приезжай по выходным и работай. Калининград в 50 километрах, добраться не проблема, можно на ночь с палаткой и так далее. Лодку же нельзя долбить где угодно — нужно место, где ее оставить, нужен инструмент. А у нас уже есть база, мы обладаем определенным опытом, можем банально объяснить, показать, научить. Потом можно дальше развивать какие-то туристические программы, продукты. Но надо пробовать, просчитать их заранее, мне кажется, очень трудно, пойдет или не пойдет.

Опять же — школьники, им можно преподносить историю в очень интересном формате. Когда ты все это можешь увидеть и потрогать, она воспринимается совсем иначе. В этом плане для меня пример и образец, конечно, скандинавы — датчане, шведы. У них есть очень грамотные программы по сохранению и развитию ремесел. На самом деле, многие исследователи давно заметили, что рукоделие, ремесла очень хорошо влияют на развитие интеллекта. Я бы в школах ввел намного больше уроков труда. Но не дебильного, для галочки, как у меня в школе был, когда непонятный маловменяемый дядя что-то там нам травил, а мы просто дурью маялись. Я посмотрел про уроки труда, например, у финнов, это просто обалденно. Они изучают весь инструмент, от долота и молотка до шлифовальных машин и гриндеров. Изучают их устройство, электромеханическую часть, и у ребенка сразу идет связь с физикой, механикой. Потом проходят технику безопасности и работают ими, что-то делают руками. Вот это очень полезно, мне кажется. И какую туфту преподают в наших школах? Мои дети на уроках труда готовят бутерброды — что за бред? Уроки труда у нас никогда не считались важными, а на самом деле они очень значимы. Для этого и нужна наша ремесленная тематика, только у нас еще и история подключается. Кто в школе рассказывает про все эти водные артерии, торговые пути? А они были частью экономической системы того времени, как сейчас — дороги, фуры, станции техобслуживания, заправки, кафе, гостиницы, где можно переночевать. По сути — то же самое, только пути были речные. И ты сразу это намного легче воспринимаешь, становится понятно, зачем строили эти лодки и таскали их из одной реки в другую — дорог-то тогда по большому счету не существовало.

Мне иногда задают вопрос — почему древнерусское, почему вы не делаете что-нибудь местное? А что сделать местное, прусское? Конкретно в Калининградской области — находок нет. Есть находки долбленых лодок в Беларуси, там со дна Немана поднята большая двенадцатиметровая долбленая лодка. На Днепре находки есть, в Польше есть. Аналогичные конструкции есть в Скандинавии, Англии. Долбленые челны для нашей области характерны в любом случае, потому что тут развита лесная сеть и есть леса. Здесь разве могло быть что-то другое? То же самое.

Вернемся к лодкам. Заготовки должны предварительно высохнуть?

Нет. Во-первых, сухая древесина обрабатывается намного труднее, во-вторых, когда ее распариваешь, ты ее все равно размачиваешь, какой смысл ее сушить?

Логично.

Я слежу за музеями, которые занимаются подобным делом, но на высоком уровне. Есть музей в Роскильде, в Дании, там строят корабли викингов, они абсолютно повторяют аутентичный способ. Очень интересно. Они ничего не сушат, все равно ты лодку спускаешь на воду, а если она стоит без воды, она рассыхается. За любой деревянной посудиной нужен постоянный уход, ее конопатят, обрабатывают, спускают на воду, она разбухает и перестает течь. При Петре на Брянщине активно строили различные суда, по государственным заказам, существовали верфи, артели работали. И есть документы, что очень много заготовок попортили. Заготовка для долбленого челна — это труба, на основе которой делали достаточно большие суда, струги так называемые, нашивали борта. И очень много было испорчено, не знаю, почему. То ли сделали плохо, то ли дерево выбрали неподходящее.

Высокий процент брака, как сказали бы сейчас.

Да по всем археологическим находкам такое, по жилью, по разным предметам. Есть как будто на современных станках сделанные, а есть криво, тяп-ляп. У кого какой инструмент и мастерство. Когда надо быстрее сделать крышу над головой, лепишь ее как попало, лишь бы дождь сверху не лил, печку разожгли — уже жить можно. А где-то сделано очень красиво, все тщательно подогнано. Так же, наверное, и с лодками.

Когда приступите к изготовлению?

В ближайшее время начнем готовить площадку под верфь, устанавливать столбы, покупать материалы для крыши, а в декабре будем конкретно заниматься лодкой. Основные работы надо провести зимой, когда нет жары. К лету хорошо бы закончить корпус, чтобы его испытать. И если с корпусом все более-менее понятно, то с такелажем пока непонятно ничего. Там есть какие-то дырки, отверстия в корпусе, а для чего они — неизвестно.

А весла?

Рядом с этой лодкой никаких весел найдено не было. Возьмем за основу археологические находки тринадцатого-четырнадцатого века, их достаточно, сделаем аналогичные. По разным параметрам — длина весла и прочее — будем консультироваться с теми, кто этим уже занимается, в том числе с отделом реставрации Музея Мирового океана.

Мы еще про это должны снять фильм, документальный, и надо, чтобы все сошлось — с режиссерами, операторами и так далее. Нам надо запечатлеть все транформации с самого начала, потом смонтировать, то есть, это процесс очень растянутый во времени, и подрядчиков будет несколько. И вот со всеми этими съемочными делами еще не до конца решено, когда кто приезжает, кто что снимает. А так бы я хоть завтра начал. А когда можно приехать к нам и посмотреть — думаю, сделаем очередной анонс. Мы по условиям проекта должны поработать со школьниками, провести уроки живой истории, все это будет в интерактивном формате.

Поэтому, думаю, активно работать начнем не раньше декабря. Может быть, в процессе столкнемся с какими-то трудностями, всего не предвидишь. Дуб сложный материал, мы с ним уже сталкивались, когда делали дубовую черепицу — вроде хорошее бревнышко, а внутри какой-нибудь скрытый сук. Выдолбить корпус — это первая задача, потом нужно его распарить и развести борта. Он большой, тяжелый, потребуется какой-то простейший кран, типа журавля, чтобы приподнять. Как разводиться будет, неизвестно — осину мы выдалбливали, там борта были тонкие, по два сантиметра, разошлись достаточно легко, когда распарили. А здесь борта толщиной сантиметров пять-шесть.

Кто, кроме членов вашего клуба, может принимать участие в работе?

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_novyj-proekt-zapadnoj-bashni_8.jpgВсе желающие. Друзья, знакомые, просто заинтересованные. Нам уже написала одна девушка, предложила помощь, она раньше участвовала в подобном проекте, делала плоскодонную ладью по находке в Ладоге. В этом плане у нас полностью открытый проект, для всех и в любом формате. Можно одиночными участниками или организованными группами, можно участвовать время от времени, можно на каком-то одном этапе, можно от начала до конца. Для этого нужно просто связаться с нами — контакт, фейсбук, телефон. Кому интересно — присоединяйтесь.

А. Ржевский, В. Берг
Фото — портал «Выходной», группа «Западной башни» в фейсбуке.

См. также

Историческая реконструкция

Календарь событий

Октябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика