Выставка «Дюрер и его эпоха», КалининградО том, как Дюрер отстаивал авторские права, почему Христос молился о чаше, как Каледониус подтвердил подлинность «Малых страстей».

В Калининградском музее изобразительных искусств открылась выставка, приуроченная к 550-летию со дня рождения одного из крупнейших мастеров Северного Возрождения, основоположника европейской акварели, известнейшего немецкого живописца, графика и гравёра Альбрехта Дюрера.

Дюрер был человеком талантливым и разносторонним; как и Леонардо да Винчи, он имел огромнейший круг интересов: теория искусства, фортификация, геометрия, математика, механика, архитектура, антропометрия. Однако популярность художник получил благодаря своим гравюрам — всего им было создано 374 ксилогравюры и 83 гравюры на меди. Его работы отличаются пристальным вниманием к деталям и точностью, восхищают необычностью композиционных решений.

В экспозицию выставки «Дюрер и его эпоха» вошли произведения из коллекции Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых и Калининградского музея изобразительных искусств. Посетители могут увидеть порядка 40 гравюр прославленного художника — 2 прижизненных отпечатка и 21 лист, датирующийся XVI веком. Также на выставке представлены работы коллег по цеху и учеников Дюрера: Ганса Шойфелина, Мартина Шонгауэра, Ханса Бургкмайра, Лукаса Канаха Старшего, Ганса Бальдунга Грина, Маркантонио Раймонди и других.

Копиист Дюрера, итальянец Маркантонио Раймонди был предприимчивым человеком. Он прославился как создатель первых в Европе эротических гравюр и участник первого в Европе суда о нарушении авторских прав. Работы Дюрера так восхищали Раймонди, что он решил их досконально изучить. Купил порядка 70 штук и стал копировать. Но перешел черту — на свои гравюры ставил авторскую монографию Дюрера. Они были действительно хороши — ценители принимали копии за оригиналы и покупали их за большие деньги. Узнав об этом, Дюрер подал жалобу на Маркантонио Раймонди в Синьорию Венеции. И выиграл суд, хоть и с поправкой: Раймонди разрешалось копировать работы Дюрера, но не ставить на них монограмму великого немецкого гравёра.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_strasti-po-dyureru_2.jpgНа выставке «Дюрер и его эпоха» представлены работы Маркантонио Раймонди, сделанные в период, когда он жил в Риме и работал с Рафаэлем Санти. 10 лет плодотворного сотрудничества принесли известность и Раймонди, и Рафаэлю: копиист переводил в графику наброски Рафаэля и тем самым распространил его наследие по всей Европе, сделав популярным. Посетители выставки смогут увидеть одну из наиболее значительных гравюр Раймонди — «Суд Париса». Одноименная работа Рафаэля, к сожалению, не сохранилась, зато гравюра на меди Раймонди, демонстрирующая высокое мастерство и внимательное отношение к деталям, свойственное графикам Северного Возрождения, радует зрителей и по сей день.

Интересны и работы человека, которого Дюрер не успел застать живым, но в какой-то степени считал своим учителем. Мартин Шонгауэр был знаменитым графиком, Альбрехт Дюрер мечтал попасть в его мастерскую. Но смог это сделать только после смерти Шонгауэра — родственники разрешили молодому художнику изучить работы мастера.

Самыми известными гравюрами Шонгауэра являются «Искушение святого Антония» и «Страсти» — один из первых циклов, созданных в 1470 году, посвященный страданиям Иисуса Христа, его последних земных днях и событиях после казни.

К сожалению, сегодня люди мало знакомы с Библией, а ведь сюжеты самых известных полотен Рембрантда, да Винчи, Рафаэля и других великих живописцев взяты из Священных Писаний. Часто в картинах скрывается множество образов, понять которые невозможно, не познакомившись, например, с Евангелиями.

Взять, к примеру, гравюру Шонгауэра «Моление о Чаше» (1473 — 1479 гг.). Ее сюжет основан на событиях, описываемых в 26 главе Евангелия от Матфея (с 36 по 47 стих), в 22 главе Евангелия от Луки (с 40 по 47 стих) и в 14 главе Евангелия от Марка (с 32 по 43 стих). Иисус Христос вместе с апостолами Иоанном, Иаковом и Петром находится в Гефсиманском саду. Он понимает, что скоро подвергнется унижению, пыткам и мучительной смерти; его охватывают тревога и скорбь. Поэтому он молится: «Отец! Всё возможно тебе; пронеси эту чашу мимо меня. Впрочем, пусть будет не так, как я хочу, а так, как хочешь ты». Иисус не просит избавить его от страданий, он боится опорочить имя своего Отца — через несколько часов его должны распять как богохульника. К тому же, решается вопрос о его собственной вечной жизни и о вечной жизни всего человечества. Нервное напряжение настолько велико, что на лице Иисуса выступает кровянистый пот.

В верхней части гравюры мы видим Христа — лицо, обращенное к небу, выглядит сосредоточенным, взгляд полон надежды. На заднем плане — приближающийся Иуда Искариот, сопровождаемый множеством народа с факелами, светильниками и оружием. Но те, кто призван бодрствовать и поддерживать своего друга и учителя, не чувствуют опасности — на переднем плане изображены фигуры учеников, погруженных в глубокий сон.

У Петра в руках меч — чуть позже он отсечет им ухо раба первосвященника; у Иоанна книга, возможно «Апокалипсис», в которой рассказывается о праведных судах Бога и славе воскресшего Иисуса Христа. Композиция «Моления о Чаше» построена на антитезе: сон, олицетворяющий духовную смерть, противопоставляется бодрствованию — работе над духовным совершенствованием человека.

c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_strasti-po-dyureru_3.png c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_strasti-po-dyureru_4.png c_180_120_16777215_00_images_uploads_glavnaya_nov-k-i-obl_strasti-po-dyureru_5.png

Главный хранитель Вятского художественного музея Евгения Сазанова говорит: «Эта выставка дает уникальную возможность сравнить три серии, посвященные одной теме «Страсти» Мартина Шангауэра, гравированные «Страсти» и «Малые страсти» Дюрера. Проанализировав и сопоставив их, пытливый исследователь или увлеченный зритель, сделают для себя немало открытий».

Серия «Малые страсти», созданная Дюрером с 1508 по 1511 год, получила такое название из-за размера работ — 13х10 см. В Калининград из Вятского художественного музея привезены 23 гравюры, всего же их 36.
Евгения Сазанова рассказывает о них:

Выставка «Дюрер и его эпоха», КалининградЭти гравюры поступили целым комплектом в вятский музей в ноябре 1920 года из московского Отдела по делам музеев (одной из структур Наркомпроса, который заведовал всем музейным делом в стране). Имя человека, который собрал эту серию, неизвестно, но косвенные признаки указывают на то, что он проявил недюжинную волю и знания для того, чтобы сконцентрировать в своих руках 36 доступных ему листов разных изданий (как бы мы сейчас сказали — разных серий, оттисков). Несколько листов были отпечатаны при жизни Дюрера, возможно им самим, а другие — в течение 100 лет после смерти, но с его досок. Поэтому гравюры датируются тем временем, когда были вырезаны доски, и был отпечатан первый тираж в 1511 году — самим Альбрехтом Дюрером.

Как отличают прижизненные работы от тех, что были напечатаны позже? Точно известно, что в 1511 году гравюры Дюрера были выпущены в виде книжечек, на одной стороне которых находились стихи на латинском языке некого Каледониуса. На одной из гравюр, которая представлена в Калининграде, эти стихи имеются — на тыльной стороне, и хотя мы их не видим, они подтверждает подлинность гравюры. Исследователи провели большую работу по сравнению разных тиражей оттисков с подлинных досок Дюрера. Основывались они на качестве бумаги, дефектах досок, которые появляются со временем (например, небольшие выпады, трещины). Если известны эталонные гравюры одного тиража, датированные каким-то годом, их можно сравнить с другими гравюрами тиража и предположить, когда они были отпечатаны. Большинство гравюр из Вятского художественного музея относятся к итальянскому тиражу, отпечатанному спустя 100 лет после смерти Дюрера. Художник умер, а его работы продолжали пользоваться большой популярностью, печататься и жить.

Виктория Берг

См. также:

15.05.2021. «Музейная ночь» 2021: пропеллеры на рукавах, фрак Чайковского и кот Романенко
05.09.2020. Возможная встреча с прекрасным

18.05.2019. Музейная ночь 2019: возможности театра ограничены только фантазией и бюджетом

26.09.2018. Я не сюрреалист, я - сюрреализм

14.06.2018. Выставка Best of Russia 2017 в Калининграде — итог и эксперимент

07.06.2018. "Львиная" коллекция музея пополняется

21.05.2018. Сквер возле биржи получил название

20.05.2018. Музейная ночь 2018 в Калининграде: Уильям Хогарт, европейская химера и японская каллиграфия

03.09.2017. Маленькие улицы большого художника
20.07.2017. Best of Russia 2016 в Калининграде: частицы истории огромной страны
16.06.2017. Музейная ночь 2017 в Калининграде: «Доброй вам Музейной ночи» или «Ну и организация»
21.05.2016. Музейная ночь 2016 в Калининграде: «В Москве такого нет»
21.05.2016. Следуя маршрутом Кэннинга
16.05.2015. В Калининграде прошла Музейная ночь 2015
24.01.2014. Непокоренный город
17.05.2014. Музейная ночь 2014
07.09.2013. Финал первого этапа благотворительного проекта «Цветы жизни»
18.05.2013. Музейная ночь-2013
19.05.2012. Музейная ночь-2012

Календарь событий

Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31

Страйкбол, гидробол, лазертаг, корпоративные мероприятия на форте №5а «Лендорф» в Калининграде

Форт №5а «Лендорф» в Калининграде организует на своей территории страйкбол, гидробол, лазертаг, активный отдых, командные игры и корпоративные мероприятия для взрослых и детей.

18+
Портал "Выходной" © 2011 - 2024. Все права защищены.
Перепечатка материалов возможна только с разрешения правообладателей.
Яндекс.Метрика